Трагедия в Марганце… В последнее время глобальное информационное поле накрыло нас настолько плотно, что даже смерть стала восприниматься по-другому, как что-то далекое и статистическое. Кажется, это какие-то пластилиновые солдатики гибнут от терактов, накрываются волной цунами, задыхаются от токсичных выбросов. А вчера случилось горе в нашем доме. Я не самый сентиментальный человек, но масштаб трагедии поразил. Как поражает и то, с какой легкостью наше государство позволяет нам гибнуть.
Трагедия произошла на нерегулируемом переезде, коих у нас в стране тысячи. Сейчас явно видна вина водителя, который совершил как минимум две ошибки: выехал на переезд под запрещающий сигнал светофора и (по словам свидетелей) переключал на переезде передачу, что привело к потере тяги, последующей остановке двигателя и остановке самого автобуса прямо на железнодорожных путях. Но, несмотря на вину конкретного водителя, в марганцевской трагедии прослеживается системная закономерность.
Есть пословица о России с ее дураками и дорогами. Наша страна тоже всегда была сильна дураками. Поэтому в обиходе есть популярное выражение: защита от дурака. Примеров такой защиты в окружающей нас жизни масса: от разных размеров заливочной горловины для бензиновых и дизельных авто до электрочайника, который после закипания выключается автоматически. Еще чаще защита от дурака применяется в армии и на объектах, неправильная эксплуатация которых может привести к техногенным катастрофам. Зачастую там существует целый каскад таких средств защиты, кто был в армии, не даст соврать.
Все это делается с одной единственной целью — по возможности максимально исключить человеческий фактор и не допустить нештатной ситуации, даже если, по какой-то случайности, человек, принимающий решение, поступает неадекватно.
Так вот, на переезде в Марганце не было защиты от дурака! И пока водители соблюдали ПДД или нарушали ПДД, но были ловчее, все было хорошо. Однако, стоило водителю автобуса смерти сделать две глупости одновременно, как произошла трагедия.
Я сам автомобилист и мне неоднократно приходилось переезжать переезды. Что сразу бросается в глаза? Автоматический сигнал о приближении поезда включается очень рано. Кто водит, знает, что можно простоять под светофором 10-15 минут, а поезда не дождаться. Кроме того, часто светофор горит и тогда, когда поезд уже проехал, выключаясь лишь через несколько минут. Нервы выдерживают не у всех и находятся те, кто надеется проскочить.
Я не зря вынес в заголовок слово «жлобство». Дело в том, что трагедия в Марганце могла не случиться, если бы не жлобство наших государственных мужей. В случае с переездом защита от дурака — элементарна, придумана сто лет назад и гарантирует стопроцентный положительный результат. Эта защита — шлагбаум, который должен перекрывать всю ширину проезжей части. Может быть , 20 лет назад это и было дорого: для его функционирования нужно было строить будку и платить зарплату сидящему там вахтеру, поднимавшему и опускавшему шлагбаум. Но уровень сегодняшних технологий таков, что управлять шлагбаумом можно дистанционно и в ручном, и в автоматическом режиме.
Так почему вы до сих пор жлобитесь, господа депутаты? Тем более что деньги не ваши личные, а государственные? Да и проект жирный — поставить по всей Украине шлагбаумы на переездах это миллиарды, пилить не перепилить! Может быть, в Парламенте тоже не хватает защиты от дурака?
Сергей Марченко, Управляющий Партнер Executive Search агентства SM Consulting, blog.liga.net