Стоимость скандала с отравлением курами-гриль в Киеве

В то время как в Европе гремел «огуречный» скандал, украинская столица искала своих виновных в инциденте с отравлением жителей одного из районов Киева. В результате отравления курами гриль, приобретенными в киевском супермаркете «Велика Кишеня», с диагнозом «сальмонеллез» на больничных койках оказались более 50 человек. Многие из них уже заявили о намерении подать на супермаркет в суд. Мы попытались выяснить, кто виноват в отравлении — производитель или продавец — и какие последствия для обеих сторон может иметь возникший инцидент.

 В июне курами-гриль «Гаврилівські курчата» отравились свыше 50 киевлян, пишет «Инвестгазета»

 

Под напряжением

Сегодня под угрозой оказался не только имидж компании-производителя куриного мяса ТМ «Гаврилівські курчата» — «Комплекс Агромарс», но и сети «Велика Кишеня». Но если в случае с супермаркетом санэпидемстанция, по данным ряда СМИ, оштрафовала магазин на 2125 грн. — пять штрафов по 425 грн., то «Комплексу Агромарс», второму по объемам производства курятины в Украине, приходится несладко — все камни сегодня летят в его огород.

Между тем выяснить, кто же все-таки виноват в отравлении, какие санкции последуют от власти и какой будет сумма ущерба, оказалось нелегко. Казалось бы, вопрос о том, действительно ли санэпидемстанция запретила продажу курей гриль производителя «Гаврилівські курчата», не займет много времени для ответа. Однако от прямого ответа на этот вопрос отказались как сами компания-производитель и сеть супермаркетов «Велика Кишеня», так и компетентные органы.

Результатом обращения за разъяснениями в «Комплекс Агромарс» стал пресс-релиз, который пресс-служба компании распространяла в СМИ после инцидента. В нем компания обвиняет средства массовой информации в попытке «кинуть тень на безупречную репутацию компании, которая в течение тринадцати лет вырабатывает безопасную и качественную продукцию», и супермаркет, который якобы не придерживался рекомендаций производителя относительно срока годности мяса.

Также, согласно сообщению компании, на предприятии побывало несколько комиссий, созданных для расследования факта отравления людей мясом курей гриль. В результате было установлено, что производство полностью отвечает требованиям технологических норм и ветеринарно-санитарных правил. «А результаты микробиологических лабораторных исследований комиссийно отобранных образцов продукции предприятия удостоверили отсутствие в ней патогенной микрофлоры», — подчеркнули в компании.

 

Репутационные риски

Впрочем, в начале прошлой недели в интернете появилась информация о том, что главный санитарный врач Украины Анатолий Пономаренко намерен запретить продажу курятины ТМ «Гаврилівські курчата». По его словам, все зараженные сальмонеллезом киевляне ели мясо птицы именно этого производителя. В свою очередь глава ассоциации «Союз птицеводов Украины» Андрей Бакуменко считает, что в инциденте виноват супермаркет, хотя при этом подчеркивает, что никого «отбеливать» не собирается.

По его мнению, многие украинские супермаркеты сегодня организовывают цеха, где не соблюдаются ни параметры, ни температурные режимы, ни условия хранения. «А потом ищут крайнего и говорят, что во всем виновата фабрика», — отметил эксперт, добавляя, что сети позволяют себе перерабатывать продукцию, срок годности которой вышел. Г-н Бакуменко напоминает, что в европейских сетях вообще нет такого понятия, как переработка продукции и приготовление в супермаркете. Также он считает, что репутации компании-поставщику курятины будет нанесен существенный урон.

К слову, о репутации. Стоит вспомнить, чем закончился «огуречный» скандал в Европе: виновных так и не было найдено, а европейским фермерам Еврокомиссия пообещала выплатить солидные компенсации убытков в размере 210 млн. евро. Будет ли компания добиваться компенсации за нанесенный ущерб — вопрос остается открытым: в пресс-службе не нашли времени, чтобы ответить на него, впрочем, как и подсчитать убытки. Подсчитывать убытки не берутся и аналитики. По словам аналитика ИГ «Сократ» Ивана Панина, в денежном эквиваленте оценить урон сложно, так как СЭС запретила продажу только курей гриль ТМ «Гаврилівські курчата». «Однако сложившаяся ситуация может нанести урон репутации компании, что может отразиться на снижении ее продаж в целом», — прогнозирует эксперт.

Существуют и юридические риски. По предположению Алины Плющ, партнера юридической фирмы Integrites, прямые потери будут равняться стоимости непоставленных партий продукции (согласно опубликованным данным, объем ежедневных поставок куриного мяса составлял 300-400 тонн) — как вследствие отказа покупателей от новых закупок, так и в связи с расторжением существующих договоров. «Следует отметить, что, согласно публикуемой информации, спрос на куры гриль снизился, а некоторые торговые точки отказались их закупать в течение ближайшего времени. Судя по доступной информации, снижение спроса может закончиться уже осенью, поскольку многие называют дополнительным фактором риска для пищевых продуктов летнюю жару», — заключает Алина Плющ.

Между тем юристы даже высказывают мнение о том, что такой удар по имиджу может привести к тому, что производитель будет вынужден отказаться от «запятнанного» бренда и возобновить производство под другой торговой маркой. А такое мероприятие — далеко не из дешевых. Эксперты на сегодняшний день оценивают бренд «Гаврилівські курчата» не в один десяток миллионов долларов.

Мнение юриста
Маркиян Мальский, адвокат, руководитель западно*украинского филиала АО Arzinger

Во-первых, однозначно сильно пострадает репутация компании-производителя и конкретной торговой марки. Имидж на рынке пищевых продуктов очень важен. В то же время конкретные последствия инцидента зависят от действий производителя, а именно насколько быстро и эффективно ему удастся решить проблему.

Судя по информации в прессе, СЭС запретила компании-производителю продажу именно курей гриль, но не запретила их производство или деятельность производителя. В то же время, учитывая специфику продукта, компания не сможет продолжать производство продукта без его быстрой реализации.

Компания может оспорить запрет СЭС, но это не остановит его действия. Кроме этого, учитывая неоспоримый факт отравления такого большого числа потребителей, перспективы отмены решения СЭС минимальны.

Компания должна быстро доказать СЭС, что проблема устранена и у производителя есть возможность продолжать продажу качественного продукта. После этого санэпидстанция может разрешить возобновление продажи курей гриль.

В любом случае компанию могут ожидать иски о возмещения ущерба от граждан, которые заболели впоследствии употребления их продукта. Производитель также скорее всего понесет убытки непосредственно в связи с потерей оптовых заказчиков, которые могут заключить договоры поставки с конкурентами. Впоследствии компания может даже будет вынуждена отказаться от бренда «Гаврилівські курчата» и возобновить производство под другой торговой маркой. В то же время риск полной остановки деятельности компании в связи с инцидентом небольшой, но его полностью исключать тоже пока рано.

Автор: Мария Малышева

You may also like...