Несколько десятков разливов нефти неизвестного происхождения в девяностых годах погубили более 50 тыс. морских птиц и каланов у берегов Калифорнии. Анализ установил, что разливы происходят из одного источника и что это не сырец.
Наконец, в 2002 году Лайза Саймонс из Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) и её коллеги заподозрили в преступлении судно «Джейкоб Лакенбах», которое везло топливо в Корею военным летом 1953 года, но затонуло, столкнувшись с другим судном. После нескольких десятков лет общения с водой коррозия дала о себе знать (плюс шторма).
7 декабря 1941 года, нападение Японии на американскую базу в Пёрл-Харбор. Тонет танкер «Аризона». Говорят, его толстые стенки не проржавели до сих пор. (Фото Bettmann / Corbis.)
По оценкам специалистов, сегодня на дне спят свыше 8,5 тыс. потенциальных источников нефтяного загрязнения, более 6,3 тыс. из них — эхо Второй мировой войны. Это был первый крупный конфликт, в котором нефть играла важную роль, и первая война, в которой танкеры становились главными целями для врага. Ну а поскольку побоище охватило весь мир, они и лежат по всему миру.
В 2005 году Дагмар Эктин из американской фирмы Environmental Research Consulting и его коллеги оценили количество нефти в таких судах в 2,8–22,7 млрд л. По данным NOAA, в результате взрыва на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon в море попало 780 млн л. Авария танкера Exxon Valdez выплеснула 40 млн л. Правда, эти катастрофы всё равно серьёзнее, так как старые суда разбросаны по океанам и протекают постепенно. К тому же некоторые из них строились специально на случай войны, а потому обладают толстой бронёй, которая продержится ещё очень долго (например, «Аризона», затонувшая в 1941 году во время нападения на Пёрл-Харбор и хранящая 2,2 млн л). Время ещё есть.
Сейчас NOAA готовит всеобъемлющий обзор нефтяных кораблекрушений с прогнозом о том, где, когда и сколько придётся убирать. Суда корродируют быстрее в сильно насыщенной кислородом или тёплой воде, но последняя также способствует нарастанию морских организмов на корпусах, которые могут образовывать своего рода дополнительную защитную оболочку.
Выкачивание нефти влетит в копеечку. Например, очистка «Джейкоба Лакенбаха» обойдётся в $18–22 млн, считает г-жа Саймонс: во-первых, нефть уже причинила ущерб, который надо исправить; во-вторых, корабль находится далеко от берега; в-третьих, нефть приобрела консистенцию арахисового масла, поэтому её придётся сначала нагреть. К тому же никто не знает, в каком состоянии танки и как лежит судно: может быть, до этой нефти будет очень трудно добраться…