По итогам сделанных накануне заявлений руководства Минобороны России окончательно разъяснилась судьба знаменитых автоматов Калашникова: закупать их у удмуртского завода «Ижмаш» в рамках гособоронзаказа 2012 года не планируется. При этом и новое стрелковое оружие там покупать не будут.
На вопрос журналистов о том, как в ведомстве относятся к новым разработкам «Ижмаша», первый замминистра Александр Сухоруков парировал с откровенной иронией: «Какой „Ижмаш“ вы имеете в виду? Один из них находится под внешним наблюдением, и мы не имеем права заключать с ним контракты. Второй — не имеет лицензии», — пишет в среду «Московский комсомолец».
Иронию газета видит и в том, что в тот же самый день Дмитрий Рогозин, недавно назначенный вице-премьером по вооружениям, лично
посещая «Ижмаш», в компании создателя легендарного автомата Михаила Калашникова опробовал в заводском тире новинку — пистолет Strike, и она ему очень понравилась. «Интересная вещь. Новейшая технология, которой в мире не существует. Если запустим до конца года в серию, то это даст обгоняющий эффект», — заявил он.
В Минобороны же заявляют, что выдали производителям все свои требования к стрелковому оружию — начиная от пистолетов и заканчивая гранатометами — еще в 2010 году, но пока ничего на государственные испытания не предъявлено. А новый автомат «Ижмаша» АК-12 — это вроде как «блеф», пишут
«Известия». Военные при этом утверждают, что на армейских складах и так
переизбыток запасов оружия ближнего боя. «Потребность в них закрыта на 115%», — подтвердил Сухоруков.
Ранее «Ижмаш» заявлял, что до конца 2011 года создаст новый автомат, который заменит в армии знаменитый АК-74. Теперь же на «Ижмаше» пояснили, что планируют представить военным свой новый автомат на госиспытания в конце 2012 — начале 2013 года. «Мы работаем над этим автоматом и сегодня впервые представили его публике. Требования, о которых говорил Сухоруков, мы получили только в 2011 году, и автомат в целом им соответствует», — процитировали накануне «Известия» представителя руководства завода.
Он добавил, что параметры этих требований засекречены. А конструкторы «Ижмаша» вообще говорят, что никаких требований Минобороны не видели, поскольку к ним допускают не всех. «У нас есть руководство, и оно решает, кого допускать к этим работам, а кого нет. Я в их число не попал», — признался газете один из конструкторов, работающих сейчас над новым оружием.
Рогозин также подтвердил, что склады российского военного ведомства буквально забиты стрелковым оружием, причем на некоторых из них хранятся даже винтовки Мосина, которые активно использовались в начале прошлого века, а также револьверы системы «Наган». По словам вице-премьера, утилизация винтовок Мосина будет прекращена, поскольку их можно переделать для использования охотниками и продажи коллекционерам, в том числе для продажи за рубеж. В западных странах подобные образцы оружия стоят сотни, а то и тысячи евро. «Я и сам бы с удовольствием приобрел винтовку Мосина», — передает слова вице-премьера
«Интерфакс».
Он также сказал, что решение о закупке стрелкового оружия остается за Минобороны. «Здесь мерилом эффективности должна быть практика — оценка оружия самими военнослужащими», — сказал он журналистам в Ижевске во вторник. По словам вице-премьера, когда станет понятно, что то или иное стрелковое оружие необходимо Вооруженным силам, тогда оно и будет закупаться. Государство выделит средства на его производство и закупку, заверил он.
Между тем некоторые эксперты не исключают, что Минобороны может пойти на полный разрыв отношений с «Ижмашем». «Военные исходят из того, что у нас автоматов — на несколько мировых войн. Что при этом будет с заводом — не так уж важно, потому что нужно ли вообще сейчас новорожденное стрелковое оружие — это большой вопрос», — сказал «Известиям» заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Назначение на этом фоне Михаила Калашникова советником Рогозина, на его взгляд, тоже не означает, что у новых автоматов есть перспектива: «Просто у нас так принято, чтобы правая рука не знала, что делает левая», — полагает он. С Храмчихиным согласился другой эксперт, директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. «Это символический ход, который никаких последствий для стрелкового вооружения иметь не будет», — заключил он.
Что закупит Минобороны в этом году. Для поставщиков придумали штрафы и «черный список»
Отчитываясь во вторник об итогах исполнения гособоронзаказа на минувший год и излагая планы по закупкам вооружений и военной техники на ближайшее будущее, первый замминистра обороны Александр Сухоруков сообщил, что объем гособоронзаказа в 2012 году составит 908,44 миллиарда рублей. В эту сумму входит почти 176 миллиардов рублей кредитных средств под государственные гарантии РФ, которые будут выделены предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в нынешнем году, передает
РИА «Новости».
60 миллиардов рублей из общей суммы уже выделено на новинки. Уже в ближайшие недели будет заключен контракт на поставку 28 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, с «заделом» до 2020 года. Это на два истребителя больше, чем номинально предусмотрено в авиагруппе единственного российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В связи с этим «МК» предполагает, что в Минобороны действительно вынашивают
планы строительства авианосца.
Во второй половине 2012 года Минобороны планирует заключить контракт на поставку еще десяти самолетов Як-130. О заключении с корпорацией «Иркут» контракта на поставку 55 Як-130 до 2015 года Минобороны объявило в декабре 2011 года, при этом сумма договора не уточнялась.
Кроме того, в 2012 году Вооруженные силы РФ получат еще один дивизионный комплект системы ПВО С-400 и 120 вертолетов различных типов.
Совместное российско-итальянское предприятие соберет в Воронеже 60 бронемашин Iveco — контракт подписан в декабре минувшего года, сообщил Сухоруков. Он напомнил, что предварительно в Россию были ввезены четыре такие машины итальянского производства, которые участвовали в проведении сравнительных испытаний с российскими аналогами. «Характеристики их были лучше, чем у тех машин, которые у нас сейчас имеются», — пояснил первый замминистра.
Также Сухоруков рассказал, по какой схеме в этом году будут осуществляться поставки в армию вооружения и военной техники. Так, военные заранее побеспокоились о размещении гособоронзаказа-2012. Но при этом потребовали от будущих партнеров детально обосновать цену на конечную продукцию. При этом, чтобы поддержать предприятия, Минобороны еще в прошлом году пошло на беспрецедентный шаг, пишут
«Российская газета». Исполнителям контрактов по наиболее востребованному армией арсеналу был перечислен стопроцентный аванс.
В оборонных контрактах теперь предусматриваются штрафные санкции к недобросовестным исполнителям. С нынешнего года такие производители попадают под новую статью Кодекса об административных правонарушениях — за срыв обязательств по выполнению гособоронзаказа предприятия станут штрафовать на миллион рублей. А если виновником окажется физическое лицо, ему придется выложить 50 тысяч.
Кроме того, завод или компанию могут занести в так называемый «черный список» — реестр недобросовестных поставщиков. А уже это чревато запретом на прием заказов.
Как объяснил Сухоруков, это связано с тем, что Минобороны отмечает постоянное снижение качества продукции предприятий отечественного ОПК. Только в 2010 году количество рекламаций, поданных военным ведомством на некачественную продукцию, возросло на 20% и превысило 6,8 тысячи документов. В 2011 году количество таких рекламационных документов составило уже более 7,1 тысячи, сказал замминистра.