Транспорт в провинции Украины и Польши: дорого ездить, долго ждать
В Польше все больше людей предпочитают ездить на велосипеде — и в столице, и в провинции.
Газета Сегодня сравнила транспорт, которым пользуются поляки и украинцы, на примере городов Вроцлавека и Белая Церковь.
Во Влоцлавеке единственный вид общественного транспорта — автобусы. Они поменьше варшавских, но ездят быстро и выглядят относительно новыми — это немецкие Mersedes Urbino и польские Jelcz («Йельч»). Билет на одну поездку стоит 2,30 zl (5,7 грн, поездка меньше 15 минут) и 2,40 zl (6 грн, поездка более 15 минут). Покупают у водителя или в киосках.
В Белой Церкви единственный вид общественного транспорта — троллейбусы. Их всего 5 маршрутов, проезд в январе подорожал до 1 грн (был 75 коп.). Ездят они медленно, ведь большинство машин уже в солидном возрасте. Год назад город купил шесть новеньких троллейбусов у минского завода, пять из них уже выходят на маршруты. Месячный проездной во Влоцлавеке на один маршрут стоит 73 zl (183 грн), на все линии — 98 zl (246 грн). Проездной на белоцерковский троллейбус — 60 грн. В обоих городах школьники и студенты пользуются льготами, а пенсионеры ездят бесплатно.
Главный минус белоцерковских троллейбусов — их приходиться подолгу ждать на остановке. «В моем детстве маршрут вообще был всего один (он появился в 1980 году. — Авт.). Потом начали строить новые микрорайоны и пускать новые линии. Сегодня ими пользуются в основном пенсионеры. Ведь ждать его приходиться 30—40 минут, и точного расписания нет», — говорит жительница Белой Церкви, преподаватель Татьяна Курьян.
В советские времена, рассказывает она, главным городским транспортом был автобус, но потом он исчез — сейчас существует всего один маршрут №22. Да и тот скорее представляет собой бюджетный вариант маршрутки (на маршруте курсируют в основном старенькие и разбитые ЛАЗики). Проезд в маршрутке по Белой Церкви стоит 2 грн, и подавляющая часть граждан пользуется именно этим видом городского транспорта. Но назвать его комфортным нельзя, единственное их преимущество — ездят часто, и ждать нужно не более 5 минут. В часы пик их набивают под завязку, и это при том что тамошние микроавтобусы — не чета столичным «Богданам», «стоячих» мест в них очень мало.
Маршруток во Влоцлавеке нет и в помине. Принципиальное отличие системы городского транспорта от белоцерковской — у поляков ею занимается коммерческая структура. После ухода из власти большевиков финансирование многих сфер деятельности, в том числе и транспорта, стало заботой местных городских общин. Власти Влоцлавека решили отдать систему городского транспорта в частные руки в 1995 году, когда она находилась в плачевном состоянии. Сейчас в городе 25 автобусных маршрутов (при том что город по населенности примерно в два раза меньше Белой Церкви). Ездят они четко по расписанию, которое есть на остановках и официальном сайте MPK Wloclawek. При этом курсируют они реже, чем белоцерковские троллейбусы: раз в час, а днем бывают перерывы и по два часа.
Для приезжих городской транспорт во Влоцлавеке не нужен вовсе, как и в Белой Церкви, — всю центральную часть города можно легко обойти пешком. Для дальних поездок у многих есть машина. «Если нужно быстро куда-то добраться — можно вызвать такси. Из одного конца города в другой это будет примерно 15 злотых», — говорит житель Влоцлавека, преподаватель английского языка Марчин Мизьолек. Средний тариф такси по Влоцлавеку — 1,5 zl (3,8 грн) за км. В Белой Церкви тариф — 1 грн за км, минимальная поездка — 15 грн.
А еще, как говорит Марчин, сейчас многие начинают пользоваться велосипедами. Для них даже предусмотрены отдельные велодорожки, правда, как и в Варшаве, они есть в основном на новых улицах.
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14371392.html">Источник</a>