В Financial Times видят быстрый способ заставить Путина умерить амбиции
Референдумы на Восточной Украине дали Владимиру Путину время, чтобы подвести итоги и выбрать один из двух путей
Об этом пишет обозреватель Financial Times Гидеон Рахман.
Первый путь предполагает присоединение новых территорий, попытку возродить империю в старых советских границах и продолжительное противостояние с Западом. Второй, более прагматичный — сохранение Крыма и восстановление отношений с США и ЕС. Выбор пути зависит от того, как будут развиваться события на местах и от сопротивления со стороны внешнего мира.
«Западные правительства действительно способны исключить Россию из мировой финансовой системы. Ключ от этой системы расположен в Брюсселе. Это Международная межбанковская система платежей, также известная как SWIFT», — говорится в статье.
Даже уже введенные против России санкции стали для Кремля неприятной неожиданностью. Москва продолжает делать вид, что визовые ограничения и заморозка активов ее не заботят. Однако на самом деле ряд людей из ближнего окружения Путина не на шутку удручены неспособностью путешествовать и перемещать финансы. В Кремле также опасаются последствий третьей фазы санкции. «Особенно русские боятся мер, которые отрезали Иран от мировой финансовой системы», — сообщает автор.
Однако западные должностные лица понимают, что использование SWIFT в качестве оружия имеет и обратную сторону. «В краткосрочной перспективе исключение России из SWIFT вызовет в Москве хаос. Однако в более продолжительной перспективе это может приблизить тот день, когда России и, что важнее, Китай создадут альтернативные системы для перемещения денег между международными банками. Это непростая задача — в противном случае это бы уже произошло. Однако известно, что русские и китайцы к этому присматриваются», — объясняет журналист.
Тем не менее, существуют и другие способы ввести против России суровые финансовые санкции, причем Америка вполне может действовать в одиночку. Вашингтон может поставить международные финансовые организации перед выбором: вести дела с Россией или с США. «С учетом того, что Россия — восьмая по объему экономика в мире, сложно назвать хотя бы одну крупную финансовую организацию, которая добровольно отрежет себя от долларовой системы ради сохранения отделения в Москве», — отмечает Рахман.
Зайдут ли США так далеко? В текущей обстановке — нет. Однако в случае эскалации серьезные финансовые санкции в какой-то момент перекочуют из беллетристики в реальность.
«Конечно, если Путин мнит себя новым императором, вознамерившимся вернуть Москве былые территории СССР любой ценой, то подобные риски его не остановят. Однако сведения о правлении Путина указывают на то, что российский президент — отважный человек, но бездумное безрассудство ему не свойственно». // InoPressa
Tweet