Шокирующее расследование: пилоты американских авиакомпаний засыпают в полете
Стресс, усталость, трудности со связью во время полета, проблемы безопасности в аэропортах, сложности при взлете или посадке – у пилотов американских авиакомпаний имеется много причин для того, чтобы жаловаться на условия, в которых им приходится работать. Об этом свидетельствует исследование по вопросу о «безопасности во время полета», проводившееся в период с 2001 по 2004 год американским аэрокосмическим агентством NASA. Это исследование, на которое было потрачено 11 млн долларов, проводилось путем телефонных опросов пилотов. Оно позволило создать банк данных из более чем 10 тысяч страниц. Первоначально NASA намеревалось хранить полученные сведения в секрете, чтобы не нанести ущерб имиджу американских авиакомпаний. Кроме того, по словам тех же федеральных чиновников, исследование проводилось с целью оценить эффективность системы сбора информации среди сотрудников авиакомпаний, а не с целью анализа технических проблем, возникающих на воздушном транспорте. Но в результате неоднократных протестов со стороны летного состава космическое агентство решило опубликовать полученные данные на своем сайте в интернете в сокращенном и переработанном варианте, что затрудняет проведение систематического анализа. Директор Майкл Гриффин, тем не менее, убеждает пассажиров, что в докладе не содержится никакой информации, которая могла бы вызвать тревогу. «Я считаю, что абсолютно невозможно отыскать хоть один элемент, который бы мог создать фактор риска, – поясняет Гриффин. – Нас просили опубликовать результаты, и мы это сделали».
Пилоты, которым эксперты задавали вопросы относительно самых серьезных опасностей в полете, как, например, небольшие пожары на борту, очень сильная турбулентность или столкновения с птицами в районе взлета, дали подробные ответы, с мельчайшими деталями, которые помогают понять динамику некоторых инцидентов. Но этих подробностей в версии, опубликованной на сайте www.nasa.gov, нет и следа. В официальной версии присутствуют лишь фрагментарные фразы и обобщенные ответы – к примеру, пилоты говорят, что очень часто имеют дело с проблемами, возникающими по причине «усталости экипажа», которому порой приходится совершать изнурительные полеты. Свою негативную роль играет сложное расположение взлетных полос или технические трудности, возникающие на пути подъезда к ним с второстепенных путей.
«Пилоты, засыпающие во время полета, это серьезная проблема», – предупреждает один из опрошенных, в то время как другие рассказывают о трудностях общения с диспетчерами, осуществляющими управление полетами в сильно загруженных воздушных зонах. «Речь идет о недостаточной способности поддерживать реальную интенсивность воздушного потока, – говорят пилоты, – потому что слишком много человек говорят на одних и тех же частотах, и это воздает угрозу безопасности».
Хотя результаты исследования опубликованы в относительно спокойный период для американской коммерческой авиации (серьезные инциденты не регистрировались с августа 2006 года), поведение NASA вызывало сомнения и протесты. Председатель комиссии по науке и технике Палаты представителей, демократ Барт Гордон объявил о начале расследования: «Это недопустимо, складывается впечатление, что они сделали все, чтобы скрыть проблемы, вместо того чтобы обеспечить прозрачность». Да и по мнению профсоюзов, необходимо собрать все данные и проанализировать их, чтобы избежать инцидентов в будущем. Между тем надзирающий орган Федеральное управление гражданской авиации объявило о том, что «объединит результаты NASA с результатами, которые уже имеются у федеральных властей».
Франческо Семприни