«Он ведет себя так, вроде это не он убил наших детей, а мы несправедливо запроторили его за решетку»
Так говорят родители трех девочек, которых на прошлую Пасху насмерть сбил чиновник МЧС Василий Круг. Уголовное дело намеренно затягивают: за последние восемь месяцев в Васильковском районном суде успели допросить только потерпевших и свидетелейВ апреле 2007 года «ФАКТЫ» писали о страшном ДТП в селе Гребенки Киевской области. Тогда «Мерседес», за рулем которого сидел Герой Украины, высокопоставленный чиновник Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций Василий Круг (имя и фамилия изменены. – Авт.), на огромной скорости врезался в идущих по обочине девочек. Юля Литовченко, Настя Саранцева и Наташа Гончарук скончались на месте. На днях их родители и друзья собрались на кладбище отметить первую годовщину гибели подружек…
«Да как вы не понимаете? Я и сам не рад, что жив остался!»
Прошлогодняя Светлая седмица навсегда останется в памяти жителей Гребенок как черные траурные дни. 8 апреля 15-летние Юля с Настей и 14-летняя Наташа уже успели посвятить в сельской церкви корзинки с куличами и отпраздновать Пасху дома. Вечером они решили встретиться, чтобы вместе сходить в клуб на дискотеку. Взявшись под руки, девочки шли по обочине проселочной дороги. (В Гребенках находится асфальтовый завод, поэтому все трассы и аллеи здесь отменного качества, да еще и освещаются по ночам, что уж совсем редкость для села. – Авт.) Как вдруг из переулка на дорогу выскочил «Мерседес». По словам очевидцев, иномарка виляла по проезжей части, съехала на грунтовку и, не снижая скорости, стала приближаться к пешеходам… Девочки даже не успели понять, что происходит… Автомобиль врезался в них на полном ходу, протащил на капоте два уже мертвые тела метров десять, въехал в столб и только после этого остановился. Юлю Литовченко – единственную девочку в семье, сестричку девяти любящих братьев – ударом отбросило почти на тридцать метров от дороги. Позже ее тело нашли милиционеры.
Водителя злосчастного «Мерседеса» Василия Круга прибывшие правоохранители сразу же посадили в милицейский «уазик»: 40-летний виновник аварии не мог толком ответить ни на один вопрос, не осознавал, что происходит. К тому же по всем признакам было понятно, что мужчина мертвецки пьян.
Житель села Гребенки Николай Кузьменко сообщил «ФАКТАМ», что за два часа до трагедии видел, как Василий сидел в кафе «Свчтлиця» и глушил водку и коньяк. По словам Николая, он цеплялся к посетителям, пытаясь спровоцировать драку. Хорошо «приняв на грудь», Круг сел за руль «Мерседеса» и уехал…
По факту происшествия следственное управление милицейского главка Киевской области возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой тяжкие последствия и гибель нескольких человек», которая предусматривает наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет. Несмотря на столь тяжкое преступление, Василий некоторое время находился на подписке о невыезде. Однако после того, как он стал скрываться от следователя и не являлся на допросы, меру пресечения изменили. Горе-водителя взяли под стражу и поместили в следственный изолятор, где он находится по сей день.
За минувший год изменилось многое. Однако уголовное дело продвигается настолько медленно, что у многих возникает мысль о намеренном затягивании следствия со стороны защиты.
– Когда Кругу были представлены для ознакомления материалы дела, он и его адвокаты стали демонстративно тянуть время, – рассказал «ФАКТАМ» представитель пострадавшей стороны Сергей Маштабей. – То Василий заболел, то еще что-то случилось… Таким образом защита пыталась выиграть время, пока закончится срок его содержания в СИЗО. Думали, очевидно, что суд не успеет его продлить и Круга выпустят…
Когда адвокаты поняли, что не достигнут желаемого результата, они таки ознакомились с материалами. Расследование закончили, и в августе дело направили в суд.
На первом заседании, когда допрашивали потерпевших, судебный процесс едва не был сорван. «Чтоб ты сдох, гад! Ты не просто неумелый водитель, севший пьяным за руль. Ты – убийца невинных детей!» – в сердцах кричали обезумевшие от горя матери погибших школьниц. Какое-то время Василий с напускным спокойствием доказывал, что увидеть троих школьниц, идущих якобы посреди дороги, он не мог. А потом не выдержал и сорвался. Стал умолять родителей девочек простить его. «Да как вы не понимаете? Я и сам не рад, что жив остался», – в отчаянии выкрикнул он. Адвокаты возмущенно глянули на своего подопечного, делая ему знаки, чтобы он пришел в себя и говорил то, что нужно… Судье с трудом удалось восстановить порядок в зале заседаний.
Психиатрическая экспертиза признала Василия Круга вменяемым, а наркологическая – установила, что он был пьян
С началом допроса свидетелей возникли сложности. Большинство очевидцев трагедии в Гребенках – несовершеннолетние школьники. Это дети, которые как раз незадолго до рокового ДТП свернули с дороги и остановились, потому что одной из девочек нужно было поправить обувь. Авария произошла буквально у них на глазах. Из осторожности и нежелания снова вызывать у своих чад новые потрясения родители подростков категорически отказывались отпускать их на допросы. Однако без показаний школьников судебное следствие продолжаться не могло. Возникла многомесячная задержка.
– Мы были в отчаянии, – вспоминает Елена, мать погибшей Наташи Гончарук. – Понимали, что стоим на месте и переливаем из пустого в порожнее. Стали лично объезжать эти семьи, упрашивали родителей отпустить деток на суд. Сами их привозили, чтобы они давали показания… Так больно. Некоторые родители бессердечны. Они не понимают, что такое горе может случиться с каждым и прятаться в таких случаях нельзя. Ведь Круг доказывает, что ДТП произошло в результате столкновения его машины со встречным автомобилем. А школьники, бывшие на месте трагедии, знают, что это ложь! Обвиняемый ведет себя нагло, самоуверенно. Пытается доказать, что наши девочки сами виноваты в своей гибели… Ни он, ни его родные даже не извинились перед нами. Это бы, конечно, детей нам не вернуло, но мы были бы более терпимы к человеку на скамье подсудимых. Понимаем, что все под Богом ходим. А так у нас нет жалости. Даже если Кругу дадут пожизненное заключение, этого все равно будет мало…
Психиатрическая экспертиза признала Василия Круга вменяемым, а наркологическая – установила, что в момент ДТП он находился в состоянии алкогольного опьянения средней степени.
– Считаем, что цифры в этих экспертизах слегка подкорректированы, то есть несколько занижены, – говорит представитель потерпевших Сергей Маштабей. – Но сути это не меняет. Главное другое: представители Круга заявили ходатайство о повторном проведении экспертиз. Почему-то именно в Харькове. Это настораживает: видимо, там они рассчитывали получить нужные им результаты. Кстати, в одном из учреждений МВД их уже запомнили: они предлагали определенную сумму за корректировку наркологических анализов. Конечно, получили отказ.
«Детей нам не вернуть, но этот негодяй должен отсидеть от звонка до звонка»
Самое примечательное, что до сегодняшнего дня на суде еще не озвучивали результаты экспертиз, поэтому ни малейшего повода адвокатам Круга усомниться в их достоверности не было. Именно поэтому суд отклонил ходатайство защиты о дополнительных экспертизах. Теперь, вероятно, дело пойдет быстрее.
Представителем обвиняемого в суде с недавнего времени признана… его жена. На заседаниях женщина не выступает. Очевидно, это было сделано только затем, чтобы облегчить участь заключенному. Ведь камеры в СИЗО переполнены, иногда арестанты даже спят по очереди. Но, когда к ним приходят их представители, заключенные имеют право на общение с ними в отдельном кабинете. Не исключено, что сегодня это редкая возможность Василия Круга спокойно вздремнуть…
Тем временем адвокаты экс-чиновника МЧС времени даром не теряли. Сразу после аварии они попытались предложить родителям погибших девочек деньги: по 10 тысяч долларов за ребенка. К несчастным матерям и отцам даже приезжал известный психолог. Как оказалось, профессионал высокого класса не пытался утешить убитых горем родителей. Он просто «прощупывал», насколько решительно они настроены. То есть удастся ли представителям защиты полюбовно договориться с потерпевшими. В обмен на деньги адвокаты выдвинули потерпевшей стороне условие: вести себя тихо и не «выступать» в суде, что бы там ни происходило. Как могли в таком случае развиваться события, нетрудно догадаться. Результатом пассивного поведения родителей мог стать условный срок обвиняемого вкупе с лишением водительских прав на какое-то время…
Разумеется, «деловое предложение» родители погибших девочек отвергли.
– Детей нам не вернуть, но этот негодяй должен отсидеть от звонка до звонка, – говорит Елена, мама погибшей Наташи. – Нам, конечно, очень тяжело. Душа болит. Доченька снится часто… Я даже поменяла работу, чтобы было легче. Ведь на прошлом месте Наташенька мне помогала. А теперь ее нет, и сердце с этой мыслью никак не хочет смириться…
– В понедельник я приехала из Киева в Гребенки, чтобы устроить по обычаю поминальный вечер с родителями наших дочек, – рассказывает «ФАКТАМ» Светлана Саранцева, мама погибшей Настеньки. – А на следующий день мы собрались на кладбище с одноклассниками и друзьями девочек. За минувший год мы уже поставили на могилках надгробия. И, конечно, не могли сдержать слез, когда другие детки, плача, целовали памятники и говорили, как они скучают по девочкам… Стало ли мне легче? Тяжело сказать. Я стараюсь переключаться на работу. Иногда отпускает. А бывает, едешь в маршрутке, и слезы ни с того ни с сего начинают течь градом. Люди оборачиваются, пожимают плечами, но остановить рыдание я не в силах. Говорят, время лечит… Просто, наверное, год – это еще слишком мало, чтобы осознать, что своего ребенка больше никогда не увидишь…
Дария Горская, «ФАКТЫ»
Tweet