Харьковские менты сутки напролет истязали двух женщин

В Харькове сотрудники Орджоникидзевского райотдела подозреваются в применении пыток во время допросов. Не дожидаясь суда, двух милиционеров выгнали со службы. Но одной из пострадавших от этого не легче, она подорвала здоровье и потеряла работу.

Нашли крайних

Светлана Помеляйка работала дизайнером на плиточном заводе, воспитывала двоих детей и вела обычный, спокойный образ жизни. Казалось бы, женщина имела все шансы так никогда и не пересечься с правоохранителями. Но как-то утром, переступив порог рабочего кабинета, дизайнеры не досчитались двух мониторов, клавиатуры и «мышки». Через проходную их не проносили и, как уверяет охрана предприятия, через забор не перекидывали. Вещи просто исчезли.

Сотрудникам милиции, расследовавшим это дело, воры не оставили никаких зацепок. Пришлось методично опрашивать руководство и работников отдела. По словам правозащитника Людмилы Клочко, скорее всего, кто-то из коллег Светланы указал на нее стражам порядка.

— Так часто бывает в коллективе, — говорит Людмила Михайловна, — кто-то душа компании, а кого-то недолюбливают. Сказали, что, наверное, это Светлана и ее коллега Наталья вынесли оргтехнику. Мол, больше не на кого подумать, все хорошие. А правоохранители рады стараться, записали их в главные подозреваемые и устроили допрос с пристрастием.

Из милиции — в больницу

Со слов потерпевших, в отделении два молоденьких оперативника, годившиеся им в сыновья, развели их по разным кабинетам и пытались заставить признаться в краже. Светлану били ногами, надевали на голову пакет. Наталье, ко всему прочему, плоскогубцами сжимали соски. Дизайнер слышала, как за стенкой кричит подруга, но ни одна, ни другая не подписали явку с повинной. После всего произошедшого их заставили написать, что никаких претензий к милиции они не имеют, и отпустили.

Покинув райотдел, обе подозреваемые попали в больницу, врачи зафиксировали побои. Светлана провела на больничной койке больше месяца. Наталья после пыток плоскогубцами приходила в себя еще дольше, но наказать мучителей решилась только Светлана.

Когда в облуправлении милиции узнали об обвинениях, предъявляемых работницей завода, начали служебную проверку. Как заявил журналистам начальник ГУ МВД Украины в Харьковской области Виктор Развадовский, узнав, что в кабинете действительно нашли плоскогубцы и другие предметы, которыми, по словам жалобщицы, ее пытали, он сразу же распорядился уволить милиционеров, не дожидаясь суда. Получив результаты медэкспертизы, прокуратура Орджоникидзевского района возбудила уголовное дело по статье «Превышение служебных полномочий».

Теперь бывшие оперативники приходят на допросы в качестве подследственных. Светлана и Наталья признаны потерпевшими. Но кроме разбирательства по уголовному делу одну из жертв милицейского произвола ждет еще один судебный процесс. Руководители плиточного завода, узнав, что Светлана под подозрением у правоохранителей, уволили ее. Формально она получила расчет за то, что дважды опоздала на 10 минут и «утратила доверие коллектива». В данное время дизайнер пытается восстановиться на работе и вернуть свое доброе имя. Дело о краже оргтехники все еще расследуется.

Марина Брыль, Вечерние Вести

Справка «ВВ»

В Украине проживает более 355 тыс. человек, не понаслышке знающих, что такое побои в правоохранительных органах. Если подвести итог, то каждый 14-й житель нашей страны испытал на себе пытки в милиции.

По подсчетам специалистов Украинской хельсинкской группы и Харьковской правозащитной группы (ХПГ), ежегодно пыткам подвергаются 93,5 тыс. украинцев. По негласным правилам МВД, следователь должен каждый месяц направлять минимум три уголовных дела в суд. Каким образом он будет вести расследование — никого не касается.

Комментарий

Сергей Мищенко, председатель комитета ВР по вопросам правовой политики:

— Главная беда нашей правоохранительной системы в том, что с советских времен не менялись показатели, на основании которых проводится оценка работы сотрудников. По-прежнему наказывают следователей за оправдательные приговоры, за процент нераскрытых преступлений. Это заставляет милиционеров вешать на бомжа, совершившего 20 краж, двадцать первую, а прокурорских работников закрывать на это глаза. Можно, конечно, ужесточить ответственность по таким статьям, как «Превышение служебных полномочий», «Злоупотребление властью», но это не панацея. Очень важен человеческий фактор. У нас сегодня, если начальник выявляет злоупотребления со стороны подчиненного, наказывают обоих: одного за нарушение, другого за то, что допустил. Конечно, руководитель будет покрывать беспредел до последнего. Значит, нужно поменять критерии оценки эффективности работы и поощрять самоочищение в рядах правоохранителей.

You may also like...