Ещё один антигерой 90-х освободился досрочно
На свободу досрочно вышли: убийца-маньяк Роланд Ширмахер, знаменитый бандит Янис Даугулис и киллер Владислав Юрченко… "Мы были против. Но суды не прислушиваются к мнению тюремной администрации," — комментирует ситуацию начальник Управления мест заключения (УМЗ) Висвалдис Пуките.
Три антигероя на свободе
Роланд Ширмахер. На его совести три покалеченных и одна убитая женщина — супруга замредактора газеты "Телеграф" Владимира Вигмана, Галина Вигман. 21 октября 2002 года Ширмахера приговорили к 13 годам лишения свободы. Как нам стало известно, 31 октября 2007 его выпустили условно-досрочно. Он снова на свободе и, очевидно, представляет весьма реальную угрозу.
Владислав Юрченко. Как нам стало известно, сотрудники полиции недавно задержали за уголовное преступление 52-летнего Владислава Юрченко. Он подстрелил из нелегального оружия человека в баре — "тупо не понравился"…Все бы ничего, но Владислав Юрченко — это глава нашумевшей в 90-е банды убийц (на его счету — два трупа, его банда убила еще нескольких). Юрченко математически должен еще сидеть в тюрьме. И вообще — он был приговорен к высшей мере… Но в итоге "вышка" была заменена на 15 лет, и он вышел раньше срока.
Янис Даугулис. После его досрочного освобожденния из Рижского Централа ( вскоре он снова попался — на убийстве девушки ради страховки) было очень много возмущения на VIP-уровне. "Это камень во все огороды", — охарактеризовали ситуацию в Минюсте.
Кого суды отправляют на волю
Первый срок Роланд Ширмахер получил еще в 1976 году — тогда 18-летнего парня осудили сразу по пяти статьям, среди которых разбой, грабеж, хищение госимущества и пр. и приговорили к пяти годам.
После третьего срока Ширмахер решил изменить свою судьбу и, женившись, обзавелся сыном. Именно в это время в Риге и ее окрестностях стали происходить нападения на одиноких женщин. Сначала в Рижском районе на Айю Н., которая приехала на кладбище, напал мужчина с ножом и жестоко исполосовал лезвием.
Вот рассказ Айи Н.:
— Я шла по тропинке мимо кладбища в Рижском районе. Рядом остановилась машина, и из нее вышел красивый мужчина. Он вежливо, мягко сказал мне: "Не бойтесь". И вынул нож. Я поняла — это не человек. Сейчас случится что-то ужасное. Но я ничего не могла с собой поделать — его глаза как будто гипнотизировали. Когда он начал бить меня ножом, я даже не почувствовала боли. Я была как в космосе.
Маньяк изрешетил Айю ножом и ушел. Женщина чудом выжила.
Бухгалтер Надежда Х., еще одна жертва Ширмахера, вспоминает:
— Я встретила этого человека на нашем предприятии на лестничной площадке. Когда я проходила мимо, он ударил меня чем-то по затылку. Я обернулась — и получила в лицо удар молотком, завернутым в газету. Нападавший внимательно заглянул мне в глаза и пошел вниз по лестнице…
Вскоре была изрезана ножом еще одна молодая девушка — студентка мединститута.
А летом 1987 года из Межциемского леса вышел двухлетний мальчик. Взрослые удивились: почему без мамы? И отправились на ее поиски. Вскоре ее нашли — мертвую и окровавленную. Вызванная милиция установила: в районе убийства полчаса торчал чей-то желтый "запорожец". Вскоре был задержан и его водитель — художник-оформитель Роланд Ширмахер. Суд постановив, что "Ширмахер совершал свои преступления из хулиганских побуждений", посадил его на семь лет.
В это время в тюрьмах началось "духовное возрождение". Политруков сменили капелланы. И одному из них заключенный Ширмахер приглянулся. Обратив маньяка в лоно церкви, святой отец поручился за него. И добился его досрочного освобождения — в 1994 году.
После этого Ширмахер даже некоторое время жил у священника в доме в Кокнесе. Однако вскоре капеллан разочаровался в "овечке". И тихо спровадил его из своего прихода. А через два года (в то время, когда, по идее, Роланд должен был досиживать свой "хулиганский" срок) его снова задержали. На сей раз — за убийство Галины Вигман…
Почему их выпускают?
Начальник УМЗ Висвалдис Пуките объясняет это так:
— От администрации тюрем не так уж много зависит в решении об условно-досрочном освобождении заключенных. Они сами подают заявку в административную комиссию, которая рекомендует или не рекомендует поддержать их досрочное освобождение. Дальше вопрос уходит в суд. Могу сказать, что в случае перечисленных "героев 90-х" — Даугулиса, Юрченко, Ширмахера — они сами обращались в комиссию неоднократно, и каждый раз наш ответ был отрицательный. Но в итоге они добились своего в суде. Очевидно, адвокат попался хороший, который сумел убедить суд, что его клиент исправился и отныне будет приносить обществу только пользу…
Г-н Пуките говорит, что лично он приветствовал бы ужесточение законодательства по содержанию в тюрьмах и по условно-досрочному освобождению. Например, заключенных, сидящих по тяжким статьям или посаженных на долгие сроки, по его мнению, не стоило бы выпускать раньше, пусть сидят "от звонка до звонка".
— Но мы же живем по нормам ЕС! — говорит г-н Пуките. — Все время приезжает комиссия, проверяет условия содержания, следит, чтобы все соответствовало стандартам. Нам не позволят отменить условно-досрочное освобождение.
Tweet