В Москве чеченские подростки расстреляли соучеников из пневматического пистолета

Ученик элитного лицея с Кутузовского проспекта получил две пули в голову 

– Ну что, не дашь телефон этого хорька? – наседал худенький смуглый подросток.
 
– Эмиль, сказано, номер Данилы ты не получишь! – отрезал Толя.
 
– Зато ты получишь, придурок! – Пацан рванул из кармана куртки пистолет и направил на Толю. Тут же оружие достали и двое его друзей, наблюдавших за происходящим чуть в стороне. Раздались выстрелы.
 
МЕСТЬ?
 
Теплым весенним вечером 24 апреля в самом центре Москвы на улице Киевской, 20, группа вооруженных учеников столичной школы с углубленным изучением языков №1232 (в прошлом спецшкола № 27 на Кутузовском проспекте) напала на своих соучеников. Причина конфликта – те подростки отказались выдать своего друга, который якобы оскорбил чеченских «товарищей», толкнув в коридоре.
 
– Мы впятером ходили в кино в «Европейский». – У плечистого десятиклассника Толика на щеках еще подростковый пух. – Эмиль Залаев из 11-го класса нас там поджидал. Он потребовал телефон моего друга Данилы. Я отказал…
 
После сеанса Эмиль с приятелями преследовал подростков от развлекательного центра. Дождавшись, когда компания Толика зайдет во двор, Эмиль с «бригадой» их нагнал.
 
– Он был с братом Эльсой, а с ними еще шестеро, – вспоминает Толя. – Залаев первым выхватил пистолет…
 
Толик – парень не из робкого десятка – подобрал валявшуюся неподалеку доску и начал отмахиваться от нападавших. А те палили из пневматических пистолетов «Аникс Скиф A3000». Дело могло закончиться настоящей трагедией, если бы не проезжавший мимо милицейский патруль. Увидев его машину, нападавшие бросились врассыпную. Раненого Анатолия Тураева и его друга Сергея стражи порядка привезли в отделение. Оттуда Толя попал на операционный стол Боткинской больницы. В его голове было две пули. Одну врачи извлекли, вторую побоялись. Она засела слишком близко к виску. А парень только оправился после тяжелейшей аварии. Так что у него впереди еще одна опасная операция.
 
ШКОЛЬНЫЕ ТЕРРОРИСТЫ
 
Эмиль вместе со своим братом Эльсой поступили в школу № 1232 чуть больше двух лет назад. До этого Залаевы кочевали из одной московской школы в другую, предпоследней была № 1234 – тоже с языковым уклоном. Говорят, учителя не могли скрыть слез радости, когда прощались с ними навсегда.
 
Первым себя показал 13-летний Эльса. Немного осмотревшись, мальчик решил встряхнуть размеренную жизнь чопорного учебного заведения. Набрав «02», сообщил: «Школа заминирована». «Телефонного террориста» быстро вычислили. Кстати, уголовное дело по этому инциденту до сих пор не закрыто.
 
Вторым номером выступил старший брат. О хамстве и безобразных выходках Эмиля могут рассказать многие педагоги. Но волна родительского гнева начала подниматься после случая с девочкой-старшеклассницей, которую зарвавшийся парень оскорблениями довел до истерики. Затем он сломал нос однокласснику, напав на него в раздевалке. И все это – удивительно! – сходило ему с рук. Совершенно одурев от полной безнаказанности, Залаев обзавелся пневматическим пистолетом. Ребята рассказывали мне, что он частенько являлся в школу с оружием и завоевывал «уважение» сверстников, размахивая пушкой перед их носом.

ДЕЛО ВЗЯЛИ ПОД КОНТРОЛЬ
 
Поначалу историю с расстрелом Толика и его друзей попытались замять. Какой школе хочется, чтобы в округе узнали об учениках, устроивших пальбу? Но насмерть перепуганные за своих чад родители начали стучаться во все двери, начиная от Департамента образования и правозащитников и заканчивая письмами в СМИ (кстати, «КП» именно так узнала об этом случае). Письма не были подписаны, потому что вот как охарактеризовали Эмиля его учителя – «нерадивый, подлый, мстительность подростка не знает границ».
 
Достучались. Дело взял под контроль сам начальник УВД ЗАО Москвы генерал-майор милиции Алексей Лаушкин. Генерал приехал в школу поговорить с участниками конфликта. Чтобы попытаться понять их, как говорится, по-человечески. Мне удалось пробраться на эту встречу.
 
«Стрелков» собрали в кабинете биологии. Со стен стеклянными бусинами глаз с укором взирали чучела козлов, ящериц и змей.
 
– Как могло такое произойти? Что будем делать дальше? – пытался добиться какого-то вразумительного ответа генерал.
 
В ответ – злобное сопение.
 
– Родители, а вы что скажете? – с глухой безнадежностью в голосе вопрошал Лаушкин. – Дело-то очень серьезное!
 
Отец Залаева, на вид приятный, интеллигентный мужчина, начал сбивчиво рассказывать, какие у него воспитанные дети. Соседи не нарадуются на отзывчивых и добрых ребят. Откуда пистолет? Да ими везде торгуют! Мальчик, как настоящий мужчина, им и заинтересовался. Почему открыл стрельбу по школьникам? С эмоциями не справился! Ведь его в школе все обижали и даже… пытали!
 
Выдохнув, Алексей Лаушкин обратился к самому «обиженному ребенку»:
 
– Эмиль, ну а ты что скажешь?
 
– Существует 51-я статья, я не намерен оговаривать сам себя, а обвинения ваши – бред! – срезал генерала подросток.
 
Я подумала, вот и договорился пацан, сейчас получит свое. Но милиционер поправил очки, выдавил из себя фразу «фильмов насмотрелся» и переключил внимание на других участников происшествия.
 
Директор школы Гия Джелия выглядел еще более растерянным.
 
– Да, я несу полную ответственность за то, что произошло, – понуро говорит мне глава учебного заведения. – Я отстранил обоих братьев от учебы. Но 9-й и 11-й классы – выпускные, и по закону после 1 марта я не имею права их отчислить. В школу на уроки их приводили родители. Но хочу, чтобы вы поняли: этот конфликт не национальный, это обычные подростковые разборки.
 
И, видимо, чтобы подсластить информацию, протянул мне мармеладку («У меня своя небольшая кондитерская фабрика», – пояснил он).
 
ИТОГ
 
Против Эмиля Залаева и его «бригады» возбуждено уголовное дело. Сколько его будут расследовать – неизвестно. Но, скорее всего, подростки ограничатся довольно мягким наказанием – им ведь не исполнилось еще 18 лет.
 
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
 
Средняя общеобразовательная школа №1232 с углубленным изучением иностранных языков была основана в 1963 году (бывшая спецшкола №27 на Кутузовском проспекте).
 
Здесь учились отпрыски правительственных бонз – правнучка Леонида Брежнева, дети от первого брака зятя генсека Юрия Чурбанова, сын министра МВД Николая Щелокова. Учителя-старожилы до сих пор вспоминают случай, когда Николая Анисимовича вызвали в школу «на беседу» о поведении отпрыска. Тот пришел и как был в генеральском пальто, папахе поднялся на третий этаж. Учитель-фронтовик Владимир Владимирович Пашутин развернул его на пороге: «Оставьте шинель в гардеробе! У нас так не принято!» Генерал беспрекословно выполнил просьбу.
 
Так было раньше…
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
 
Психиатр-криминалист, бывший руководитель Центра специальных исследований МВД РФ Михаил Виноградов: В таких случаях не нужно быть политкорректными
 
– В подобных случаях я против политкорректности. Каждый народ имеет свой менталитет. В традициях чеченского народа воспитывать ребенка с оружием в руках. И странно считать: если в руках подростка оружие, он его не будет применять. Так что наказывать за подобные выходки нужно и детей, и их родителей. Причем максимально строго.
 
Но надо сказать, что дети вообще стали очень агрессивны. И дело здесь уже не в национальности. Мы перешли определенную грань. Достаточно вспомнить пару случаев. Два года назад в городе Озеры 9-летний мальчик и 6-летняя девочка с особой жестокостью зарезали отчима за то, что он заставлял мальчишку учиться. А недавно 13-летний москвич, отдыхая у бабушки в Подмосковье, зарезал из любопытства двух подвыпивших бомжей. Вернувшись в Москву, похвастался перед ровесниками, что умеет хорошо убивать, и тут же продемонстрировал – зарезал одноклассника. Этот случай произошел на Тишинской площади.

ЗВОНОК БЫВШЕМУ ВЫПУСКНИКУ
 
«Я в эту школу своих детей не поведу»
 
Телеведущий Владимир Соловьев – бывший ученик школы №1232, в конце 80-х в этой же школе преподавал алгебру, геометрию, физику и астрономию:
 
– Я знаю об этом диком случае. Никогда раньше не мог бы себе представить, что он произошел в моей школе. У нас всегда училось множество детей знаменитостей, но никогда никто не позволял себе хамства, неуважения к учителям. Ну а про разборки с оружием я вообще не говорю! То, что нормой стали неуважительное отношение учеников к учителям и соученикам, чудовищная агрессия, – для меня непостижимо.
 
Я знаю директора этой школы Гию Автандиловича. Он очень деятельный и талантливый руководитель. Но, как мне показалось, у него связаны руки и он не может навести там порядок. Но, может быть, порядок нужно наводить не в одной школе?
 
В столице участились драки на политической и национальной почве. Не так давно на уроке истории обсуждался вопрос о роли личности в истории, один мальчик встал и сказал: «Вот Саакашвили молодец, навалял вам, русским!» Когда ему возразил одноклассник, в ответ полетел стул, девочка увернулась, а мальчишке досталось.
 
Скажу честно, я думал в 1232-ю привести своих детей. Но сегодня там царит такая деградация, что я этого делать не буду.
 
Екатерина Рожаева, Комсомольская правда
 

You may also like...