В закарпатском «бермудском треугольнике» исчезнут автомобили, грузы, госбюджет
Закарпатье во все периоды своей истории находилось под влиянием соседних государств: Австро-Венгрии, Чехии, Румынии, России. Каждое государство, в свою очередь, контролировало дороги, ведущие с Запада на Восток, и получало бонусы в виде дорожных, таможенных и прочих сборов. Бюджет провинции наполнялся исключительно благодаря тому, что во главе контролирующих структур стояли люди, преданные своим лидерам. А, значит, стоявшие на страже интересов страны. В те времена власть имущие, осознав возможность осуществлять транзит товаров по своей территории, заботились не только о сохранности перевозимых грузов, но и обеспечивали честную процедуру их пропуска. Вплоть до конвоирования до границы.
В «демократической» Украине никто не собирается повторять такую практику. В Закарпатье находятся международные автомобильные пункты пропуска в Румынию, Словакию и Венгрию, объединенные в единое территориальное отделение государственного предприятия «Служба международных автомобильных перевозок «Ужгород». Здесь госслужащим пытаются навязать правила «ручного манипулирования» международными пунктами пропуска. С государственных служащих за выполнение обязанностей по досмотру и пропуску транспорта… требуют деньги.
По крайней мере, в редакции имеется письмо семи сотрудников ужгородского территориального отделения ГП «СМАП», контролирующего поток грузовиков на Словакию. В этом обращении говорится, что назначенный в июне сего года руководителем закарпатских пунктов пропуска Василий Лепей требовал от всех 25 сотрудников «ужгородского» предприятия по 5 тысяч долларов. Иначе — на выход. Без вещей, но с отметкой в трудовой книжке о том, что они не прошли «испытательный срок». «Черная метка» при дальнейшем трудоустройстве им обеспечена. При этом новый начальник требует от несогласных отдать ему лично инспекторские печати, по которым осуществляется пропуск автомобилей через украинскую границу. Обо всем этом и о том, что деньги от них требовал человек, который и сам проходит испытательный срок, инспекторы СМАП информируют заместителя министра транспорта и связи Петра Кравчука.
Складывается интересная ситуация, которая, впрочем, характерна для нашей страны, особенно в кризисные времена. Судите сами. Министр транспорта уволен. Его заместители либо уволились по собственному желанию, либо находятся на больничном или в не использованных за время работы отпусках. Отечественным законодательством не предусматривается увольнение уже работающих сотрудников новоназначенным руководителем, который и сам проходит испытательный срок. В данном случае, если требование, о котором заявляют уволенные сотрудники, получит официальное подтверждение, это значит, что руководитель лично несет ответственность за принуждение сотрудников к мздоимству.
Если не платить дань начальству, то ты — потенциальный безработный. Если платить, то ты вынужден пропускать автотранспорт, невзирая на нарушения, или брать взятки за свою работу. По выражению уволенных, предложение формулируется просто: хочешь работать — работай «на карман». Тем более что официальную зарплату сотрудникам службы сократили с 1800 до 650 гривен. Разумеется, несогласные инспекторы будут отстаивать свою правоту в суде. Но так как приказом и.о. начальника они уже уволены с 23 июля, то пока суд да дело, на их место уже найдут более покладистых людей, согласных «брать и делиться».
Это не домыслы. Характерно, что, когда корреспондент «РГ» находился в Ужгороде, новый начальник созвал экстренное собрание трудового коллектива, который должен был подписать «пустышку» с требованием не мешать коллективу работать. Из 25 инспекторов местного СМАПа его подписало не более половины. Как сами понимаете, семеро уже уволены, а часть отсутствовала по «уважительным причинам». У остальных выбора не было. Но так как это мероприятие проходило в разгар работы пропускного пункта — с 9 до 11 утра, то у украино-словацкой границы возникла более чем трехкилометровая очередь грузовиков. И это в понедельник, когда машины только начинают накапливаться на подходах к международным переходам. Во вторник очередь увеличилась до пяти километров. Не слишком ли большая цена? По словам водителей-дальнобойщиков, даже при объективном отсутствии нарушений, в случае возникновения очереди взятка за беспрепятственный проезд через пункт пропуска может доходить до 250 долларов. А если учесть, что по нормативам переход «Ужгород» пересекают ежесуточно в среднем 250 грузовиков, то 5 тысяч долларов не являются невозможной суммой. Правда, если кого и поймают, то не начальство. Если кого и будут судить, то тоже не его. Отвечать будут рядовые сотрудники. Если не брать, то за что жить и как не потерять работу? Брать и отдавать — риск. Народ, правда, придумал выход — делать вид, что грузовики по весу не превышают госнормы. Тогда и деньги перевозчика целы, и государство не сможет придраться, и «благодарность» инспектору обеспечена. Или же пропускать контрабанду. Условия — те же.
А то, что людей вынуждают «воровать», так это у нас называется «не мешайте работать». Концентрация в руках лиц, руководствующихся не государственным благом, а корыстными интересами, права решать, кто, когда и как проедет по нашей территории, теперь называется наведением порядка. А если деньги, грузопотоки, транспорт начнут «случайно» пропадать в Украине, как это было в начале 90-х годов, так это проделки инопланетян. В «ужгородском треугольнике».
Tweet