Под Киевом в Макарове дом строят… на костях
Под Киевом ради строительства частного дома потревожили погребения поляков начала ХХ века
Два дня в поселке Макаров, что в 50 км от Киева, на улице Фрунзе роют котлован для двухэтажного жилого дома. Сельчане возмущаются, ведь на этом месте находится заброшенное кладбище. Рабочие выкапывают людские останки и вывозят их на свалку на окраине села. Называть такие бездушные действия иначе, как кощунством, язык не поворачивается.
Строители за два дня ударными темпами вырыли котлован 25 на 20 метров, глубиной четыре метра. Признают, мол, нашли во время раскопок какой-то череп, но это не повод от работы отказываться. А вот жительница соседнего дома, у стен которого началась стройка, 58-летняя Неля Кириленко, помнит захоронения и даже людей, за ними ухаживающих.
– Мой дом здесь стоит с 1953 года, строили его на границе кладбища, – вспоминает Неля Васильевна, жительница дома №69 на улице Фрунзе. – На моей памяти там были три могилы с крестами, за ними ухаживала бабка по фамилии Милевская. А хоронили здесь еще при моем деде, в начале прошлого века. На теперешней улице Космонавтов – евреев, дальше по Фрунзе, на другом кладбище – русских и украинцев, а поляков здесь.
Другие жители Макарова тоже удивляются, как рука поднялась могилы осквернить. Говорят, кладбище на Фрунзе было с 1900 года по 30-е. Много хоронили военных.
– Если уже разрыли могилы, то соберите кости, останки в ящик да закопайте, людьми надо быть, – советует Галина Мужаровская, проживающая напротив стройки.
Стоит признать, от старого польского кладбища мало что осталось. С одной его стороны в 1986 году построили пятиэтажку для семей ликвидаторов ЧАЭС, с другой стоят десятки гаражей. У пятиэтажки своя печальная история. После Чернобыльской трагедии туда заселили семьи ликвидаторов. О том, что их дом также построен на могилах, узнали люди потом от соседей.
– Десять дней назад, на Пасху, сюда приезжали поляки. Увидели, что от могил и следа не осталось… Так посидели немного у нас во дворе, свечку поставили и ушли, – рассказывает Валентина Цибель, житель дома ликвидаторов на Фрунзе, 71. – Нашему дому 24 года. Его можно назвать несчастливым, все мужики уже померли.
Может, причина в облучении на ЧАЭС, а может, в негативной энергетике дома, расположенного на могилах. Соседи говорят, что в этом доме «уже три поколения сменилось», то самоубийства, то внезапная смерть, то убийство. Теперь на костях должен появиться новый жилой дом, совсем рядом.
– Мне строители рассказывали, что выкопали три скелета взрослых людей и один детский, – продолжает Неля Кириленко. – Вызывала милицию, но те проверили документы, и стройка возобновилась.
Строители утверждают, что все разрешения у них есть.
– У нас есть госакт на участок земли, есть решение сельсовета от 31 января 2008 года, согласование с разными инстанциями, службами, – объясняет Роман Мищенко, который назвался представителем застройщика. – Захоронения здесь были давно, еще в XVIII веке. Мы построим двухэтажный дом, а за это оборудуем для соседнего дома детскую площадку, переложим коммуникации.
В самом котловане на второй день работ останков людей мы не заметили. Тогда «Газета…» отправилась за грузовиками, вывозившими грунт, на свалку на окраине Макарова. Там мы нашли два черепа, лучевую и тазобедренную кости, и десятки других частей тела, которые принадлежали людям.
В сельсовете Макарова о скандале с погребениями поляков услышали от нас. Госакт собственности на участок оформлен на Гулак Веру Алексеевну.
– Какое кладбище? Официального кладбища там точно нет, сейчас выясним, что случилось, – говорит нам Елена Гедзь, и.о. главы сельсовета.
Елена Федоровна оперативно организовала инспекцию для проверки нашей информации. Мы отправились с землеустроителем сельсовета Галиной Коваль сначала на место, а затем на свалку. Правда, кроме разговора в сердцах с собственником земли о моральном аспекте, других рычагов влияния на нее нет. На своей земле она может строить что захочет.
Дмитрий Дерий, «Газета по-киевски»