«Донецким ребятам пофиг геополитика, но экономику они не сдали» – политологи

 «Донецким ребятам пофиг геополитика, но экономику они не сдали» – политологи

Заключенные договоренности России с Украиной — это хорошо или плохо.

1. Насколько далеко пойдет руководство Украины в своих отношениях с Россией?

Политологи считают, что не очень далеко. Вадим Карасев говорит, что сближение будет серьезным в гуманитарной сфере и экономике, но украинские власти блюдут свой интерес: «Вся фишка донецких ребят в том, что им пофиг геополитика, им главное — экономика. Вот ее они не сдали, а использовали Россию для решения своих проблем. Во-первых, договоренности — это спасительный круг для фискального (слабая собираемость налогов), бюджетного (большой дефицит) и экономического кризиса. Таким образом, мы отказались от проведения непопулярных экономических реформ, чтобы это не привело к социальному взрыву. Во-вторых, Украина сделала ставку и на тесную военную интеграцию с Россией, ведь Черноморский флот остается у нас до середины этого столетия. В-третьих, Украина сделала ставку на Россию и в энергетической области, и, прежде всего, в газовой энергетике. В-четвертых, она привязала себя к России и в гуманитарном плане. Во всяком случае, для Юго-востока Украины будет проводится негласная федералистская политика прежде всего в языковой области, в частности, поощрение русского языка».

Погребинский полагает, что речь нужно вести не о ставке на Россию, а о том, что впервые за многие годы Украина просто сказала: да, Россия — наш стратегический партнер. «Теперь не будет этого подвоха с нашей стороны, который был даже в период последних лет правления Кучмы. Мало того, Украина теперь будет строить свои отношения с Россией на много лет вперед, исходя именно из этого момента. Теперь открыто Украина говорит, что мы двигаемся в сторону Европы, но сохраняя при этом стратегические отношения с Россией».

2. Будет ли резко негативной реакция Запада?

Судя по всему, нет. «Еще в тот день, когда Янукович пришел к власти, Запад понял, что идет переориентация в сторону России, — считает немецкий политолог Александр Рар. — И Запад может с этим жить — ему не нужны конфликты с Россией. Возможно, новый договор вызовет негативную реакцию в консервативных кругах Америки, но ни скандалов, ни нажимов на Украину не будет. И главное — русский флот никакой опасности, кроме, быть может, экологии Черного моря, не несет. Он — не угроза Западу, это уже не тот мощный военный флот советских времен. Если благодаря этому флоту можно будет договориться, что между Россией и Украиной прекратятся газовые конфликты и Запад сможет получать свой газ — то нас это устраивает».

3. Будут ли серьезные потрясения внутри страны?

Это пока самая реальная угроза — оппозиция получила серьезный козырь на мобилизацию своих сторонников, прежде всего, на Западной Украине. Опираясь на эту базу, она может начать массовые акции протеста и заблокировать работу парламента. Кроме того, сами по себе договоренности по флоту могут объединить разношерстную оппозицию. Так что, короткая эра «стабильности Януковича» закончилась? Погребинский и Карасев так не считают. «Того, что было в 2000, в 2001, в 2002 и в 2004 году, не будет. В обществе нет ни тонуса, ни драйва, а есть некоторая усталость и депрессия. Но оппозиция получила дополнительную возможность для критики. Договоренности в Харькове снова вносят в Украину элемент раскола, что ослабляет страну», — считает Карасев. Погребинский же считает, что у новой власти в обществе есть пока серьезный кредит доверия и в ближайшие месяцы он не исчезнет. А если власти сумеют доступно объяснить народу практическую выгоду от газово-флотских договоренностей, то позиции Януковича и его команды могут даже укрепиться.

«Сегодня»

You may also like...