Бюджет столицы Украины: дешевые «понты», нищета и воровство

Киевсовет превзошел себя, приняв в минувшую пятницу «то, не знаю что». Окончательный вариант проекта бюджета Киева не видели даже сами депутаты, а скорости рассмотрения вопроса на сессии могли позавидовать даже «старшие товарищи» из Верховной Рады. Эксперты уже заявили, что смета раздута, но в то же время на необходимые расходы денег не хватит. 

Центр заберет больше

Доходы и расходы – по 14,7 млрд. грн. Это цифры последнего варианта, увиденного депутатами Киевсовета незадолго до голосования. Ни в бюджетной комиссии совета, ни в финансовом управлении КГГА сказать, какие цифры появились в документе после «доработки», на утреннем заседании комиссии в пятницу, представляя документ, так и не смогли. Тем не менее из 120 депутатов 80 отдали свои голоса за бюджет, которого фактически не видели. В полном составе не голосовал лишь Блок Кличко.

Начальник Главного финансового управления КГГА Виктор Падалка признает – дополнительных резервов для наполнения казны нет, и в принятом документе заложено все, что только можно выжать из киевлян и работающих в столице предприятий. Поэтому в оппозиции и в экспертной среде сразу возник вопрос, удастся ли собрать в городе заявленные 14,7 млрд. грн. «Реальное выполнение бюджета-2009 составило 12,6 млрд. грн. доходов. Это 69% от плана, который мэрия сама себе ставила в начале года. Оснований для улучшения этого показателя на 17% от фактического выполнения прошлого года нет. Основные поступления – налог на прибыль и на землю – вряд ли увеличатся. По нашим подсчетам, количество работающего населения в Киеве сократилось за 2009 год на 20–25% и в 2010-м не увеличивается. Это видно не только из данных статистики, но и по показателям работы городского транспорта, которые позволяют учесть и приезжих. План-2009 по налогу на прибыль был выполнен всего на 71%. Вместо 1,34 млрд. грн. собрали всего 950 млн. грн.», – говорит директор Института города Александр Сергиенко. По данным депутата Киевсовета от Блока Кличко Натальи Новак, план по сборам от продажи и аренды земли был выполнен на четверть: вместо 1,8 млрд. грн. запланированного ресурса выручили всего 470 млн. грн.

Поскольку киевские власти не горят желанием реализовывать обширное количество земельных участков на аукционах, есть сомнения, что план 2010 года будет выполнен хотя бы наполовину. Однако Киевсовет заложил в бюджет увеличение поступлений от платы за землю до 1,3 млрд. грн., а от продажи земли – до 910 млн. грн.

Еще одна статья прироста доходов бюджета – сниженные по сравнению с минувшим годом на 1 млрд. грн. отчисления в Государственный бюджет. В 2010 году она составит 6,4 млрд. грн. Впрочем, по подсчетам Александра Сергиенко, доля отчислений в процентном соотношении даже увеличилась. Если в 2009 году она составляла 37,9% всех доходов городской казны, то уже в 2010-м в центральный котел придется отдать 43,5% прибылей.

Кабмин попиарится за деньги киевлян

Высокие риски недовыполнения плана налоговых и прочих поступлений в доходную часть ставят под угрозу социальные программы столицы. А также реализацию ряда амбициозных инфраструктурных проектов, явно призванных стать предметом гордости для киевских властей, на которые будут кивать в ответ на упреки в ничегонеделании.

Чтобы у жителей столицы сразу возникала стойкая ассоциация с космическими просторами, ключевые объекты опеки властей назвали пусковыми. К ним, в частности, относится достройка трех станций метрополитена в направлении жилищного массива «Теремки» («Демиевская», «Голосеевская» и «Васильковская»). Но сам город предусмотрел на их реализацию мизерные средства – 30,2 млн. гривен. Остальные должны поступить из центральной казны: 400 млн. грн. по госпрограмме подготовки к Евро-2012 и 300 млн. грн. из Стабфонда в рамках средств на выполнение функций столицы.

Кроме того, планируется завершить строительство транспортных развязок на Московской площади, на стыке Днепровской набережной и моста Патона, а также на стыке нового моста на Оболонь с Набережно-Крещатицкой улицы. Для некиевлян это может выглядеть грандиозно. Но реальную практическую разгрузку столичным дорогам принесет только завершение развязки на Московской площади. На нее город так же ждет помощи из центрального бюджета в размере 100 млн. грн. Город выделит лишь 70 млн. грн.

На Днепровской же набережной проезд уже давно функционирует, осталось провести лишь косметические доработки. Дорога с Оболони на Подол тоже не принесет радости простым смертным. Ведь она стала резко актуальной лишь потому, что было принято решение открыть ее исключительно для передвижения кортежа номер один. Пока развязка не будет завершена, поворачивать на Т-образном перекрестке почти под прямым углом без существенного снижения скорости десятку автомобилей, сопровождающих в пути Президента Януковича, вряд ли удастся.

Также к «пусковым» относятся 13 станций линии скоростного трамвая на Борщаговку (из Госбюджета хотят получить 120 млн. грн., город даст 52 млн. грн.), а также введение в эксплуатацию трех станций городской электрички (Троещина-2, Сырец, Борщаговка). Кроме того, планируется профинансировать строительство Центра по применению технологий ПЭТ для раннего выявления онкологических заболеваний и четырех жилых домов для очередников квартучета (Днепровский, Подольский, Соломенский и Святошинский районы). В мэрии также предполагают завершить подготовку реконструкции Бортнической станции аэрации.

В общем, все эти проекты имеют одну пиарсоставляющую – столица зарабатывает деньги, передает их в госбюджет. Кабмин эти же деньги направляет в Киев и пиарится на своей несказанной доброте.

Ремонт лифтов вместо вывоза мусора

Но если эти проекты превратятся в потемкинские деревни, это мало затронет киевлян: ведь ничего, по сути, не изменится. А вот недостача по социальным расходам ударит по карману многих столичных жителей. Расходы на образование теоретически должны вырасти по сравнению с 2009 годом на 14% и составить 420 млн. грн. На здравоохранение – на 10% (на 200 млн. грн., до 2,234 млрд. грн.). Но при этом в 2010 году не предусмотрено муниципальной надбавки учителям и врачам в размере 20%. По словам депутата Киевсовета от Блока Кличко Натальи Новак, зарплатные расходы также резко снизятся. «В прошлом году на зарплату медикам предусматривали 1,5 млрд. грн., в этом – 1,2 млрд. грн. Работникам образования вместо 117 млн. грн. в 2009 году перепадет 93 млн. грн. Зарплатный фонд работников культуры уменьшили с 58 млн. грн. до 48,7 млн. грн.», – говорит она.

Общие расходы на социальную защиту снизятся на 300 млн. грн. и составят около 1,8 млрд. грн. Расходы же на поддержку жилищно-коммунального хозяйства из городской казны по сравнению с минувшим годом вовсе снизятся в пять раз. Если ранее эта статья составляла около 1,8 млрд. грн., то на 2010 год депутаты утвердили немногим более 340 млн. грн. Кроме того, в городской казне нет средств на покрытие разницы в тарифах энергопоставляющим компаниям. И это притом, что долги мэрии перед «Киевэнерго» уже достигли 1,8 млрд. грн. Потребители должны компании еще 2,1 млрд. грн. Строительные нужды также урезаны. Вместо 2 млрд. грн. в минувшем году в 2010-м на строительство потратят всего 854 млн. грн. А вот транспортные расходы даже увеличатся – с 391 млн. грн. до 455 млн. Самый большой прирост получит финансирование благоустройства территорий. За счет общего фонда бюджета оно вырастет в 6,5 раз – с 60 млн. грн. в 2009 году до 422 млн. в текущем.

Существенные ущемления почувствовали и районы столицы. Например, половину всех доходов от приватизации и аренды коммунального имущества районы должны направить на ремонт лифтов, урезав при этом другие расходы, такие как вывоз мусора. По подсчетам главы Шевченковской РГА Виктора Пилипишина, на ремонт и замену всех лифтов столицы сегодня требуется около 2 млрд. грн. В то время как сборы от приватизации и аренды имущества по всему городу не превысят 600 млн. грн. «Эти издержки должны финансироваться из центральной городской казны. Но город специально перекладывает свои функции на районы, чтобы потом обвинить их в бездеятельности», – считает Пилипишин.

Юрий Щербинаugmk.info

 

You may also like...