«Побег века» из таджикской тюрьмы местные СМИ приписывают российским спецслужбам
Спустя неделю после совершенного в ночь на 23 августа в Таджикистане «побега века», в результате которого на свободе оказалось, по официальным данным, 25 боевиков, приговоренных к длительным срокам заключения, детали этой дерзкой операции остаются предметом домыслов, а сама она выглядит загадочным триллером, равному которому не знает постсоветская история Средней Азии.
Среди совершивших побег кроме граждан Таджикистана были граждане Узбекистана, Афганистана и пятеро россиян, выходцев с Северного Кавказа. Большинство из них, если верить таджикским источникам, было задержано летом прошлого года в ходе спецоперации, проводившейся таджикскими силовиками в горных районах на востоке страны. Тогда был убит один из самых известных в прошлом командиров вооруженной таджикской оппозиции Мирзо Зиеев, который согласно достигнутому в 1997 году мирному соглашению с таджикским правительством долгие годы возглавлял МЧС Таджикистана.
Обстоятельства его гибели до сих пор остаются невыясненными, таджикский официоз сообщил, что он стал жертвой своих бывших сторонников, а источники в оппозиции утверждают, будто он был застрелен правительственными войсками. Так или иначе, но со смертью Зиеева президент Таджикистана Эмомали Рахмон лишился, возможно, последнего из бывших лидеров оппозиции, который мог представлять опасность для его режима. Вслед за устранением экс-главы МЧС было арестовано 34 его ближайших родственника по мужской линии, которых приговорили к длительным срокам заключения по обвинению в участии в антиправительственном заговоре.
Среди тех, кто бежал 23 августа из СИЗО комитета нацбезопасности, были как минимум двое из рода Зиеева. В группе беглецов оказался и родной брат известного таджикского политзаключенного, отбывающего пожизненный срок, бывшего командующего президентской гвардией генерала Гаффора Мирзоева — Абдурасул Мирзоев, приговоренный недавно закрытым судом к 30 годам заключения.
Однако самыми загадочными персонажами среди беглецов выглядят российские граждане Низами Абиев, Казбек Джабраилов, Магомед Ахмедов, Али Алиев и Гусейн Сулейманов. Дело в том, что пятеро россиян, если верить сообщениям таджикских правительственных источников, были задержаны в ходе прошлогодней операции. Затем в прошлом же году, согласно тем же источникам, эти россияне были убиты. Потом их имена снова возникли в ходе недавнего судебного процесса в Таджикистане. При этом самих россиян никто не видел ни в прошлом году во время их «задержания», ни потом, во время закрытого суда. Дипломаты из посольства России в Душанбе заметили однажды, что они внимательно следят за ходом этого процесса. Нет никаких сведений и об адвокатах, защищавших россиян в таджикском суде.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что вокруг истории с побегом уже множатся самые невероятные слухи и фантастические версии. К примеру, что никакого побега не было, а все это придумано для того, чтобы скрыть следы гибели россиян. Почву для возникновения слухов «удобряют» таджикские власти, удивительно скромно информирующие публику о происшедшем в самом центре Душанбе, буквально в пяти минутах ходьбы от президентского дворца и, более того, от дома президента Рахмона. Кстати, сам он в эти дни совершает поездку по стране и ни словом еще не выдал своего интереса к тому, о чем говорит вся его страна. Впрочем, несколько слов он все же произнес. Выразил озабоченность тем, что в Таджикистане активно работают зарубежные спецслужбы.
Эти слова стали основанием для появления конспирологических версий в таджикской прессе, согласно которым в организации побега проглядывается след российских спецслужб. Объяснения этому даются самые занятные. К примеру, газета «Пайкон» задается вопросом, почему побег был организован через несколько дней после встречи в Сочи Эмомали Рахмона и российского президента Дмитрия Медведева, в сообщении о которой таджикский официоз ограничился лишь коротким упоминанием о самом факте переговоров. Ответ для любопытного читателя читается ясно: таким образом, таджикский лидер был наказан Москвой за то, что не склонил перед ней головы.
А в газете «Фараж» предлагается еще более элегантная версия, которая обязательно должна понравиться лично российскому премьер-министру Владимиру Путину. Газета не исключает, что ночная операция неделю назад была организована ФСБ либо ГРУ с целью освобождения пяти северокавказцев, скорее всего являвшихся агентами российских спецслужб. В обоснование своей бесстрашной догадки автор газеты приводит некогда брошенные Путиным слова — мол, мы своих на поле боя не бросаем. Таджикская пресса славится своей независимостью, поэтому может позволить себе напечатать то, чего не могут сказать вслух сами власти.
В конце концов найти источник заговора вне страны, да еще в лице могущественного северного соседа, гораздо достойнее, чем обнаружить серьезного противника в своем собственном доме. Впрочем, таджикский политолог, руководитель фонда ИНДЕМ Саймудин Дустов не питает на этот счет иллюзий. Он считает, что «правительство Таджикистана и правящие элиты сами сделали все для того, чтобы создать в стране такую взрывоопасную ситуацию», и видит выход в «смене формы власти, которая должна стать выборной».
Аркадий Дубнов, Время новостей