Конец privacy: и близок Судный день
В мире будущего, возможно, ситуация изменится, и в плюсе окажутся как раз те, кому нечего скрывать. Для них может быть создан рай на Земле. Для других вполне может быть обустроен ад. Развитие технологий сделает каждого из нас высшим судьей для других. Сергей Белоусов
Сегодня, набрав в поисковой строке тот или иной запрос, мы получаем в результате набор сайтов, которые с высокой долей вероятности отвечают тому, что мы действительно ищем. Что за тавтология, скажете вы, – что же еще мы можем получить? Но еще несколько лет назад релевантность результатов была значительно ниже, и приходилось либо перебирать множество страниц буквально вручную, либо по несколько раз уточнять запрос.
Нынешние поисковые технологии стали умнее: учитывая ваше поведение в Сети, сайты, которые вы посещали раньше и даже ваше актуальное географическое положение, поисковик уже сейчас на запрос «кафе», выдаст не громадный список заведений общепита, а адрес кафе, находящегося в 100 метрах от вас.
Есть возможность еще и отобрать те, где готовят ваши любимые блюда. Но за все, как известно, нужно платить. Интернет-компании, обеспечивая нас актуальными данными, собрали и продолжают собирать о каждом из нас огромный массив информации и в этой связи слоган «Найдется все», уже не выглядит таким уж безобидным. Скоро о каждом из нас действительно можно будет найти все, что угодно, и это, на мой взгляд, знаменует начало конца того мира, который мы знаем. Наступит Страшный суд.
Во многих культурах тема Страшного суда, наступающего в конце времен или после смерти человека, присутствует в том или ином виде. Во всех религиозных и мифологических сюжетах смысл приблизительно одинаков: человек предстает перед божеством, которое оценивает его жизнь, взвешивая плохие и хорошие поступки. Скрыть ничего не удастся, ведь судья видит человека насквозь и знает всю его прошедшую жизнь до мельчайших деталей.
Повторюсь: Страшный Суд происходит либо в конце времен, либо после смерти, в течение же жизни человек мог совершать плохие поступки и грехи, и это оставалось делом его совести, личных взаимоотношений с Богом. При достаточном умении он мог скрыть свои грехи от окружающих. Именно тут и кроется основное отличие прошлого от происходящего сегодня в нашем обществе.
Сегодня спрятать концы в воду уже не удастся – вся наша жизнь на поверхности. Мы оставляем море информации о себе в социальных сетях и на форумах, постоянно носим с собой мобильные телефоны, которые хранят информацию о наших перемещениях и так далее.
При желании можно даже нанять специализированное агентство, которое взломает вашу электронную почту, или поставит специальную следящую программу на ваш мобильный телефон. Конечно, сегодня основная проблема заключается в том, как свести все эти разрозненные данные о человеке воедино: информации очень много и ее неудобно искать. Но, в любом случае, всего каких-то 10 лет назад такое нельзя было себе даже представить.
Еще через несколько десятков лет сегодняшние трудности со сбором информации исчезнут, любые данные можно будет не только выудить из Сети, но и получить в буквальном смысле по воздуху: я думаю, что в столь отделенной перспективе могут развиться и, допустим, высокочувствительные магнитометры, способные читать наши мысли или, по крайней мере, эмоции, реакции на расстоянии. Но и без этого мы в не слишком дальнем будущем вступим в эру, когда тайна частной жизни – то, что в английском языке обозначается словом «privacy», – просто исчезнет. Все будут знать все обо всех. Это и есть некая версия Страшного Суда. Только знать о нас все будет не высшее существо, а любые интересующиеся люди.
В мире прошлого человек мог исчезнуть, переехать в другую страну, на другой континент, наконец, мог сделать пластическую операцию и поменять лицо. В мире будущего спрятаться не получится. Секвенирование ДНК будет стоить дешево, как и приборы для этого, и определить молекулярный портрет человека будет еще проще, чем сегодня провести обычный анализ крови. Сами приборы будут в режиме реального времени связываться с глобальной базой данных и сопоставлять с ней имеющийся образец. И уже оттуда ниточки тянутся к цифровым следам человека, оставленным им в интернете, к данным камер слежения или информации, полученной с других датчиков.
Очевидно, что обладая такой информацией обо всех, можно будет делить людей на плохих и хороших, отправлять их в «Рай» или «Ад». По сути, это воплощение идеи, которая несколько тысяч лет назад была изложена в Библии. В точном соответствии с тысячелетней давности предсказаниями privacy исчезнет, и станет известна вся подноготная людей, и каждому воздастся по заслугам. Правда, с некоторой оговоркой: в качестве бога будет выступать каждый человек в отдельности.
Плохо это или хорошо? На мой взгляд, это неизбежно, а значит, нам просто предстоит с этим смириться. Момент, пускай пока еще и отдаленный, когда откроется вся правда обо всех, будет подобен взрыву многокилотонной бомбы, на которой мы все сидим. Самая главная проблема, что мы пока не готовы к взрыву этой бомбы.
И полная открытость может в буквальном смысле парализовать весь мир. Единственное, что вы в состоянии сделать, – это пытаться ограничить даже не доступ к личной информации, а жестко регламентировать сам процесс ее сбора. Причем очевидно, что сделать это придется на законодательном уровне. Именно это мы сейчас наблюдаем, когда американское правительство и руководство ряда европейских стран обращают все более пристальное внимание на компании, собирающие, явно или неявно, информацию о пользователях интернета.
Есть, наверное, и положительные моменты в этой глобальной открытости, которая нас ждет. И прежде всего – это мощный толчок для развития человека. Человек как вид за последние десятки тысяч лет изменился не сильно. Человечество привыкло развиваться в мире, где что-то можно было скрыть, где совесть или предрасположенность к хорошим поступкам не были конкурентным преимуществом, позволяющим выжить. В мире будущего, возможно, ситуация изменится, и в плюсе окажутся как раз те, кому нечего скрывать. Для них может быть создан рай на Земле. Для других вполне может быть обустроен ад.
Автор: Сергей Белоусов, СЛОН.ru
Tweet