Зачем платить больше за «бодягу»?!
Те, кто за рулем, знают: бензин за последние годы объективно лучше не стал. И вот новый законопроект об увеличении акцизного сбора, что «на выходе» знаменует плюс 2 гривны к продажной стоимости 1 литра бензина. И по-прежнему никакой ответственности за качество откровенно плохого, гадкого топлива!
Довелось мне недавно путешествовать в одной компании, как говорят, на длинную дистанцию – к морю. Ехали двумя машинами. Обе машины принадлежали одной семье – седан и внедорожник. После впечатлений от дороги впору писать новое сочинение – «Путешествие из Петербурга в Москву: наше время», но сегодня история о другом.
Признаться, меня, как водителя со стажем, немало поразило спонтанное решение моего знакомого, когда он заехал на первую попавшуюся АЗС и залил 92-й бензин в обе машины. От недоумения я не мог вымолвить и слова. Может, перегрелся на солнце? Дабы развеять сомнения осторожно задаю наводящие вопросы: а почему 92-й, собственно? почему на АЗС у дороги?
– А в чем разница? – раздается безапелляционный ответ. – Заливаешь 95-й, а получаешь тот же некачественный продукт. Разницы никакой, только платишь больше. Вот я езжу уже давно, больше 20 лет и принял для себя это за правило. Когда я смогу доверять качеству нашего бензина, тогда и поговорим…
Спорить я с ним не стал и дабы не прослыть ретроградом, решил подготовиться к разговору более основательно…
Тема некачественного бензина давно является наиболее обсуждаемой среди автолюбителей. Каждый водитель для себя сам определяет, на какой АЗС и каким бензином заправляться.
Дабы и досужий читатель мог в нем разобраться, структурируем, выделив четыре основных вида. Итак, бензин я разделил на: украинский, украинский из импортной нефти, импортный белорусский и импортный. Качество каждого вида без исключения до сих пор вызывает множество споров, но в особенности жаркие – вокруг импортного.
Украинский бензин и украинский из импортной нефти – это практически одного поля ягода, так как производится на украинских НПЗ. К слову, в 1-м квартале 2013 года в Украине работал только один из шести нефтеперерабатывающих заводов – Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта», контролируемой всем известной днепропетровской группой «Приват»). На его долю выпадает 35% всего бензина. Качество этого бензина вызывает немало нареканий у автолюбителей. Да и до конца непонятно из чего и как он сделан.
Импортный белорусский. Здесь история просто кишит разоблачениями. Как не вспомнить 2012 год и всплывшие на поверхность закамуфлированные схемы поставки бензина в Украину. А если бензин поставляется в страну в обход таможни, разве не напрашивается самим собой резонный вывод о том, что и качество этого бензина оставляет желать лучшего? Ведь официально его нет, поэтому делай с ним что хочешь.
Казалось бы, все чаяния автолюбителей должны быть устремлены на чистый импортный бензин. Но и тут есть нестыковки. Все «надежды и мечты» в конце 2011 года разрушил Институт потребительских экспертиз, обнародовав результаты анализа 95-го бензина на десяти ведущих АЗС страны (хотя в открытую не было названо ни одной АЗС). По факту выходила унылая картина: весь бензин не соответствовал требованиям. Вот выдержка: «Самый главный вывод, полученный в лаборатории – качество топлива в стране ухудшилось, и довольно сильно».
А в 2012 году эта же экспертиза описывала уже высокое качество 95-го бензина с полным перечислением все торговых марок и АЗС. И вот подобные результаты лично у меня вызывают смешанные чувства, потому как очень уж смахивают на заказной материл. Правда, и доказательств гипотезы нет. Но ведь те, кто за рулем, знают: бензин объективно лучше не стал.
Поэтому всякий раз, когда в дороге приходит время дозаправки моего авто, я вспоминаю слова моего знакомого, которому я так и не смог аргументировать выбор более дорогого бензина. Ибо наша слепая вера в 95-й, 98-й и т.д. – это всего лишь розовые очки, которые так часто помогают нам жить в этом мире.
ТОПЛИВНЫЙ ГАМБИТ: КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОКА НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
И вот напророчил. Свет увидел новый законопроект об увеличении акцизного сбора. А это на выходе знаменует, между прочим, плюс 2 гривны к продажной стоимости 1 литра бензина.
Нас успокаивают: мол, это не сразу, а постепенно, вы даже не заметите. В пору бы и огорчиться, с грустью посмотреть на своего четырехколесного друга. А то! Личные финансы, того и гляди, скоро начнут прощальную гастроль – петь романсы. Но мы не привыкли отступать. Затянем пояса, но ездить будем.
Хотя разобраться не мешало бы …
Черные дыры в семейном бюджете с годами вырабатывают в каждом из нас определенную житейскую смекалку. Она помогает выживать в трудную минуту. Сдается мне, чиновники, тоже проявили народную смекалку, надеясь, во что бы то не стало разыграть до конца законопроектный гамбит. Причем это уже вторая попытка за последние 2 месяца внедрить в сознание населения мысль о целесообразности увеличении стоимости бензина.
В апреле текущего года повышение акциза на светлые нефтепродукты лоббировалось Министерством инфраструктуры. В ведомстве отмечали, что в Украине слишком низкие ставки по сравнению со странами ЕС – 198 евро (для дизельного топлива – 46-98 евро) против 466 евро за тонну (и 375 евро за тонну дизтоплива) в среднем по ЕС. А в мае уже Минфин вынес на рассмотрение Кабинета министров законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс о некоторых ставках акцизного сбора», которым предлагается повысить сразу на 50% ставку акцизного сбора на бензин и дизтопливо.
Другими словами, уловив общее недовольство и прощупав почву, теперь можно по всем правилам гамбита показательно принести жертву: повышать бензин не на 6-7 грн., как это планировали при первой попытке, а на 2 грн. То есть постепенно, учитывая, так сказать, мнение широких масс. Однако, узнав об этих новшествах, массы взволновались. Как следствие, по информации в прессе, Минфин открестился от этого законопроекта, полностью отрицая его инициацию. И вот на свет божий явил лик новый «ребенок» – законопроект по акцизам имени депутата Лабунской. Получается, что не мытьем так катаньем. Целая эпопея вокруг новой статьи доходов.
Что «хорошего» сулит эта комбинация диспозиции автолюбителя на шахматной доске? Адвокаты гамбита скажут – при увеличении цены вы-де непременно получите более высокого качества продукт. Хотелось бы надеяться. И верить. Если бы не иные животрепещущие примеры житейской смекалки чиновников в высоких кабинетах.
Так, помнится, у Министерства энергетики и угольной промышленности в свое время появился преинтереснейший законопроект маркировки нефтепродуктов, который был ветирован президентом в июле 2012 года. Однако кануть в Лету ему было не суждено. После долгих приключений в апреле сего года проект реинкарнировали – он вновь обрел силу и зажил новой жизнью. Вот тут-то риторическая нестыковочка и «нарисовалась».
А почему для правой борьбы с фальсификатом и повышения действенности контроля над качеством нефтепродуктов никто, собственно, не предлагает улучшить финансирование той же Госпотребинспекции, например? Или для кого-то секрет, что из-за постоянных «финансовых романсов» у нас вместо проведения лабораторных исследований топлива осуществляется только проверка нефтепродуктов на наличие на них документов?
Понятное дело, переложить с больной головы на здоровую – проще. Осанназаконопроекту! Теперь вот и бюджетных денег не надо. Достаточно возложить на поставщиков бензина обязанность добавлять маркер в бензин и все.
Предлагаю не брать в расчет дополнительные затраты нефтетрейдеров, которые они обязательно переложат на плечи обычного автолюбителя в виде высокой, даже очень и очень, цены на бензин. Речь сейчас о другом.
Господа! А контроль качества , собственно, кто будет осуществлять? Даже после маркировки бензина кто-то должен же будет проводить регулярные рейды по АЗС страны со специальным оборудованием? Или нет?!
Некрасиво как-то получается. Проблема есть, а средств на ее решение – шиш. Зато маркировка выполнена, цены на бензин подняты…
С таким подходом можно сразу пересаживаться на велосипед и самому крутить педали, пока тебя видали. И бензин такому стальному коню не нужен, и финансы целее.
Автор: Александр Беккер, маркетолог, ЛИГА-Блоги
Tweet