Бытовуха по-запорожски: как я был продавцом техники
Журналист под видом продавца внедрился в запорожский супермаркет бытовой техники. И узнал много интересного об уловках магазинов в попытке сбыть некачественную продукцию. Здесь вовсю пытаются обмануть клиента!
Проверка знаний
Накануне встречи с руководителем среднего звена супермаркета мне прочитал краткий курс «телевизорологии» и «пылесосоведения» знакомый продавец бытовой техники. Я мало что поняла, но терминологию заучиила. И вот после заполнения груды анкет и непонятных тестов я, наконец-то, встретилась с менеджером. Началась проверка, во время которой я чувствовала себя Шараповым в логове банды. Как бы не выдать, что я ничего не смыслю в технике…
Менеджер начал «допрос»:
– Пара простых вопросов. Как вы объясните, в чем особенность солопечи?
– Это печь, которая разогревает продукты только СВЧизлучением. В ней нет гриля.
– А будет ли вытяжка мощностью 1600 кубов эффективно работать на кухне с квадратурой 10 метров?
– Конечно, более чем, – пытаясь придать уверенности голосу, отвечала я.
– А что обозначает надпись «НЕРА» на пылесосах?
– Это значит, что в них стоит фильтр класса «Хепа», – с ухмылкой отвечаю я, стараясь не перепутать буквы непонятного названия, заученного днем раньше.
– Ну и последний вопрос. Что такое газконтроль?
– Это система контроля на печах и духовках, перекрывающая подачу газа при отсутствии огня; фактически – температурный датчик.
– Мы вам позвоним…
Спустя два дня меня пригласили на стажировку…
Швабра и тряпка – мои орудия труда
Прихожу за 15 минут до открытия магазина. Как и любая другая работа, эта началась с перекура, во время которого мне рассказали, кто в каком отделе работает, как зовут директора, а также поведали свои «бытовые» приколы. Но с открытием магазина веселье закончилось: старший продавец торжественно вручил мне тряпку, показал, где лежит швабра, всучил каталоги и журналы о товарах, а также «Положение о правах потребителя». Один из бывалых продавцов-консультантов, Андрей, сразу пошёл на контакт. Он провел для меня экскурсию по магазину и объяснил, что главное сегодня наблюдать и запоминать.
«Подходить к потенциальному покупателю нужно тогда, когда он, уже поглазев на все витрины, задерживается надолго у какого-то определенного товара», – между делом рассказывает мне Андрей. – «И запомни: ты продаешь не то, что ему надо, а то, что тебе выгоднее. То есть то, что дороже, что залежалось на складе или имеет скрытые, но известные тебе дефекты».
Вот вам и защита прав потребителей.
«Гости», «тюлени» и «терпилы»
Как и в каждой профессии, у продавцов бытовой техники есть свой сленг. Так, все клиенты делятся на «гостей» – людей, которые стабильно заходят каждый день в магазин, как на работу; «тюленей» – людей, которые просто пришли поглазеть; и «терпил» – клиентов с сервисным товаром.
Но отдельная категория – это, наверное, простаки, уж извините за выражение. Эти люди приходят в магазин за серьезной, недешевой покупкой, но тем не менее они понятия не имеют, чего хотят. Вот на таких и наживаются предприимчивые продавцы.
На моих глазах семье сельских жителей был именно «впарен» дорогой телевизор с одним поломанным динамиком. Спросите, как? Все было представлено как телевизор с монозвуком: мол, один динамик и должен быть. И веский довод: «А зачем вам нужно стерео: у нас всего один канал в нем вещает, да и то не всегда, а так сэкономите». В общем, крестьяне ушли довольные.
Протирая, как настоящий стажёр, пыль, я наблюдала еще один поучительный пример. Тут уже честь и хвала напору продавца:
– Вы хотите приобрести эту печь?
– Да.
– Корпус из нержавейки?
– Да, наверное. Мы вот думаем: может, эмаль…
– Нет, не стоит. Эмаль будет в себя впитывать грязь и жир, вам придется ее постоянно скоблить, она начнет отпадать. Вам это нужно?
– Да нет, у нас была печь…
– А нержавейку достаточно просто протереть: сначала влажной тряпкой, а потом сухой. Вот у нас, кстати, есть салфетки, я вам сейчас в чек впишу…
– Подождите….
– Кстати! Духовкой часто пользуетесь?
– Ну, тёща пирожки жарит иногда…
– Потом, наверное, вам приходится отчищать противень?
– Ну, иногда мне, иногда жене…
– Есть универсальное средство для чистки плит и духовок. И средство, и печи изготавливает один и тот же производитель. Попробуйте, вот самая маленькая баночка… Оп! Уже разобрали… Но я себе домой отложил пару банок. Они большие, их на месяц хватает. В принципе, могу одну отдать. Да и дома еще чуть-чуть осталось…
– А когда следующие придут?
– Ну, недели через две…
– Давайте мы обе возьмем попробуем…
Вмешивается жена покупателя:
– А вы скидку сделаете?
– Да, конечно, сохраняйте чеки, и при следующей покупке вы обязательно получите скидку, а сейчас давайте пройдем к кассе и оформим бесплатную доставку на ВАШ товар.
И попавшиеся на уловку покупатели уже расплачиваются в кассе.
Мораль сей басни такова. Приблизительная разница между печами 400 гривен (эмаль/нержавейка). В итоге куплена нержавейка за 3599 грн, салфетки за 59 грн и 2 банки химической жидкости по 99 грн каждая.
После увиденного бросилась и я на амбразуру: дайте и себя попробовать! А вот и клиент плывет мне в руки. Консультирую по какому-то супермегапроигрывателю.
– Он mp3 читает? – спрашивает девушка-клиентка.
– Да.
– А mp4? – девушка, видимо, имела в виду mpeg4, но это был «чисто женский разговор», так что нюансы неважны.
– Да. – отвечаю. А потом подумала и добавила:
– А еще mp5 и mp6.
Девушка купила товар и ушла довольная, и вправду думая, что он у нее – «супермега». Весь отдел посмеивался еще пару часов.
НА ЗАМЕТКУ ПОКУПАТЕЛЮ
1. При покупке техники вам обязаны ее проверить еще в магазине.
2. Возьмите инструкцию и сами проверьте комплектацию товара. К примеру, к пылесосу в комплекте идут 10 запасных разовых мешков, а продавец может попытаться продать их вам отдельно.
3. Проверьте наличие фирменной упаковки: на ней должны стоять название фирмы, модель товара и его технические характеристики.
4. И в магазине, и дома (при доставке товара) проверьте его на отсутствие дефектов.
5. Проверьте, нет ли акционной наклейки на товаре.
6. Если вы не первый раз приходите в магазин, то при покупке старайтесь найти продавца, который консультировал вас в прошлый раз. Так больше вероятность того, что вы получите скидку.
Секрет фирмы
Меня приняли за свою и уже на обеденном перерыве поведали тайны «бытовухи». Например, излюбленные слова, льстящие покупателям, акция и распродажа. На них ведутся все. Но обычно акционный товар это товар с дефектом. А если вы слышите о распродаже 90% будьте внимательны: это не 90%ная скидка, а 90% товара продается с небольшой скидкой.
Очень часто товар, продающийся в магазинах бытовой техники, вообще не сертифицирован: ни инструкций, ни гарантий. Для пущей убедительности их просто перепечатывают с других, легальных, товаров.
Если товар оказался бракованным, вернуть его в течение 14 дней, что входит в права потребителя, в принципе нереально. Сначала попробуйте доказать продавцу, что это не вы испортили товар. В таких случаях они чаще идут на обмен, и только если дефект незначительный.
Бывают случаи, когда бракованный товар умельцы продают как, например, телефон с эффектом трещины. А на моих глазах поцарапанный с одной стороны телевизор попросту аналогично поцарапали с другой вот вам и тюнинг.
В общем, домой я ушла, набравшись неприятных впечатлений, а на место стажировки больше не возвращалась. Работа, конечно, веселая, но обманывать честной народ не хочется: не факт, что сама не останусь у разбитого корыта.
Анастасия Пойда, Еstablishment