Бытовуха по-запорожски: как я был продавцом техники

Журналист под видом продавца внедрился в запорожский супермаркет бытовой техники. И узнал много интересного об уловках магазинов в попытке сбыть некачественную продукцию. Здесь вовсю пытаются обмануть клиента!

Проверка знаний

Накануне встречи с руководителем среднего звена супермаркета мне прочитал краткий курс «телевизорологии» и «пылесосоведения» знакомый продавец бытовой техники. Я мало что поняла, но терминологию заучиила. И вот после заполнения груды анкет и непонятных тестов я, наконец-то, встретилась с менеджером. Началась проверка, во время которой я чувствовала себя Шараповым в логове банды. Как бы не выдать, что я ничего не смыслю в технике…

Менеджер начал «допрос»:

– Пара простых вопросов. Как вы объясните, в чем особенность солопечи?

– Это печь, которая разогревает продукты только СВЧизлучением. В ней нет гриля.

– А будет ли вытяжка мощностью 1600 кубов эффективно работать на кухне с квадратурой 10 метров?

– Конечно, более чем, – пытаясь придать уверенности голосу, отвечала я.

– А что обозначает надпись «НЕРА» на пылесосах?

– Это значит, что в них стоит фильтр класса «Хепа», – с ухмылкой отвечаю я, стараясь не перепутать буквы непонятного названия, заученного днем раньше.

– Ну и последний вопрос. Что такое газконтроль?

– Это система контроля на печах и духовках, перекрывающая подачу газа при отсутствии огня; фактически – температурный датчик.

– Мы вам позвоним…

Спустя два дня меня пригласили на стажировку…

Швабра и тряпка – мои орудия труда

Прихожу за 15 минут до открытия магазина. Как и любая другая работа, эта началась с перекура, во время которого мне рассказали, кто в каком отделе работает, как зовут директора, а также поведали свои «бытовые» приколы. Но с открытием магазина веселье закончилось: старший продавец торжественно вручил мне тряпку, показал, где лежит швабра, всучил каталоги и журналы о товарах, а также «Положение о правах потребителя». Один из бывалых продавцов-консультантов, Андрей, сразу пошёл на контакт. Он провел для меня экскурсию по магазину и объяснил, что главное сегодня наблюдать и запоминать.

«Подходить к потенциальному покупателю нужно тогда, когда он, уже поглазев на все витрины, задерживается надолго у какого-то определенного товара», – между делом рассказывает мне Андрей. – «И запомни: ты продаешь не то, что ему надо, а то, что тебе выгоднее. То есть то, что дороже, что залежалось на складе или имеет скрытые, но известные тебе дефекты».

Вот вам и защита прав потребителей.

«Гости», «тюлени» и «терпилы»

Как и в каждой профессии, у продавцов бытовой техники есть свой сленг. Так, все клиенты делятся на «гостей» – людей, которые стабильно заходят каждый день в магазин, как на работу; «тюленей» – людей, которые просто пришли поглазеть; и «терпил» – клиентов с сервисным товаром.

Но отдельная категория – это, наверное, простаки, уж извините за выражение. Эти люди приходят в магазин за серьезной, недешевой покупкой, но тем не менее они понятия не имеют, чего хотят. Вот на таких и наживаются предприимчивые продавцы.

На моих глазах семье сельских жителей был именно «впарен» дорогой телевизор с одним поломанным динамиком. Спросите, как? Все было представлено как телевизор с монозвуком: мол, один динамик и должен быть. И веский довод: «А зачем вам нужно стерео: у нас всего один канал в нем вещает, да и то не всегда, а так сэкономите». В общем, крестьяне ушли довольные.

Протирая, как настоящий стажёр, пыль, я наблюдала еще один поучительный пример. Тут уже честь и хвала напору продавца:

– Вы хотите приобрести эту печь?

– Да.

– Корпус из нержавейки?

– Да, наверное. Мы вот думаем: может, эмаль…

– Нет, не стоит. Эмаль будет в себя впитывать грязь и жир, вам придется ее постоянно скоблить, она начнет отпадать. Вам это нужно?

– Да нет, у нас была печь…

– А нержавейку достаточно просто протереть: сначала влажной тряпкой, а потом сухой. Вот у нас, кстати, есть салфетки, я вам сейчас в чек впишу…

– Подождите….

– Кстати! Духовкой часто пользуетесь?

– Ну, тёща пирожки жарит иногда…

– Потом, наверное, вам приходится отчищать противень?

– Ну, иногда мне, иногда жене…

– Есть универсальное средство для чистки плит и духовок. И средство, и печи изготавливает один и тот же производитель. Попробуйте, вот самая маленькая баночка… Оп! Уже разобрали… Но я себе домой отложил пару банок. Они большие, их на месяц хватает. В принципе, могу одну отдать. Да и дома еще чуть-чуть осталось…

– А когда следующие придут?

– Ну, недели через две…

– Давайте мы обе возьмем попробуем…

Вмешивается жена покупателя:

– А вы скидку сделаете?

– Да, конечно, сохраняйте чеки, и при следующей покупке вы обязательно получите скидку, а сейчас давайте пройдем к кассе и оформим бесплатную доставку на ВАШ товар.

И попавшиеся на уловку покупатели уже расплачиваются в кассе.

Мораль сей басни такова. Приблизительная разница между печами 400 гривен (эмаль/нержавейка). В итоге куплена нержавейка за 3599 грн, салфетки за 59 грн и 2 банки химической жидкости по 99 грн каждая.

После увиденного бросилась и я на амбразуру: дайте и себя попробовать! А вот и клиент плывет мне в руки. Консультирую по какому-то супермегапроигрывателю.

– Он mp3 читает? – спрашивает девушка-клиентка.

– Да.

– А mp4? – девушка, видимо, имела в виду mpeg4, но это был «чисто женский разговор», так что нюансы неважны.

– Да. – отвечаю. А потом подумала и добавила:

– А еще mp5 и mp6.

Девушка купила товар и ушла довольная, и вправду думая, что он у нее – «супермега». Весь отдел посмеивался еще пару часов.

НА ЗАМЕТКУ ПОКУПАТЕЛЮ

1. При покупке техники вам обязаны ее проверить еще в магазине.

2. Возьмите инструкцию и сами проверьте комплектацию товара. К примеру, к пылесосу в комплекте идут 10 запасных разовых мешков, а продавец может попытаться продать их вам отдельно.

3. Проверьте наличие фирменной упаковки: на ней должны стоять название фирмы, модель товара и его технические характеристики.

4. И в магазине, и дома (при доставке товара) проверьте его на отсутствие дефектов.

5. Проверьте, нет ли акционной наклейки на товаре.

6. Если вы не первый раз приходите в магазин, то при покупке старайтесь найти продавца, который консультировал вас в прошлый раз. Так больше вероятность того, что вы получите скидку.

Секрет фирмы

Меня приняли за свою и уже на обеденном перерыве поведали тайны «бытовухи». Например, излюбленные слова, льстящие покупателям, акция и распродажа. На них ведутся все. Но обычно акционный товар это товар с дефектом. А если вы слышите о распродаже 90% будьте внимательны: это не 90%ная скидка, а 90% товара продается с небольшой скидкой.

Очень часто товар, продающийся в магазинах бытовой техники, вообще не сертифицирован: ни инструкций, ни гарантий. Для пущей убедительности их просто перепечатывают с других, легальных, товаров.

Если товар оказался бракованным, вернуть его в течение 14 дней, что входит в права потребителя, в принципе нереально. Сначала попробуйте доказать продавцу, что это не вы испортили товар. В таких случаях они чаще идут на обмен, и только если дефект незначительный.

Бывают случаи, когда бракованный товар умельцы продают как, например, телефон с эффектом трещины. А на моих глазах поцарапанный с одной стороны телевизор попросту аналогично поцарапали с другой вот вам и тюнинг.

В общем, домой я ушла, набравшись неприятных впечатлений, а на место стажировки больше не возвращалась. Работа, конечно, веселая, но обманывать честной народ не хочется: не факт, что сама не останусь у разбитого корыта.

Анастасия Пойда, Еstablishment

You may also like...