В «деле Ющенко» – одни нестыковки и «странности». «Фабрикантам» придется ответить
«Не исключаю, что переданные в 2004 году в Голландию на исследование образцы крови Виктора Ющенко на самом деле принадлежали австрийскому рабочему, упавшему в чан с диоксином на заводе», – заявил в интервью народный депутат Владимир Сивкович, глава временной следственной комиссии Верховной Рады. Которая обратилась к Генпрокуратуре и СБУ с требованием возбудить уголовное дело по факту фальсификации отравления Виктора Ющенко.
– Владимир Леонидович, недавно в СМИ был обнародован рапорт следователя по особо важным делам Генпрокуратуры Галины Климович, расследующей дело об отравлении Виктора Ющенко, на имя Генпрокурора Медведько. В рапорте она назвала вас свидетелем, давшим подписку о неразглашении тайн следствия, и на этом основании требовала отстранить вас от работы в комиссии.
– Эту комиссию создала Верховная Рада, и ни один следователь не может вмешиваться в работу ее членов. Мы занимаемся политическими моментами, Климович – уголовными. А в уголовном деле, как рассказывала сама Галина Ивановна, – сотни, тысячи свидетелей, и с каждого берется подписка о неразглашении.
Например, недавно следствие допрашивало Романа Безсмертного и Светлану Гоменюк, которые рассказали о попытках организации фальсификаций в деле отравления Ющенко (речь идет о том, что Гоменюк по просьбе Безсмертного встретилась с бывшим зампредседателя СБУ Владимиром Сацюком, которого глава государства считает главным «фигурантом-отравителем», и от имени заинтересованных лиц предложила ему в обмен на нужные показания полное всепрощение и безопасное возвращение в Украину из России, но тот отказался. – Авт.). С них тут же взяли подписку о неразглашении. Создается впечатление, что следствие прежде всего стремится купировать любую информацию.
Я тоже приходил на допрос в Генеральную прокуратуру, давал показания. Следователь во время допроса задавал странные вопросы: «Могли ли, к примеру, Кучма с Медведчуком отравить Ющенко?» Как это: могли или нет, что имеется в виду? Или: «Охарактеризуйте Ахметова, Януковича». Какое отношение к уголовному делу об отравлении имеют мои характеристики знакомых политиков? Из разговоров с коллегами я выяснил, что подобные вопросы задают всем. Идет психологическая обработка допрашиваемых. Им демонстрируют фотографии полуобнаженного Ющенко, тело которого все в язвах. Между тем мы все прекрасно помним, как на Крещение в 2006 году Виктор Андреевич перед журналистами и телекамерами окунался в прорубь, и никаких язв на его теле не было! К тому же фотографии Ющенко в язвах нет даже в материалах дела.
Я написал жалобу на имя Генерального прокурора, в которой указал на незаконные методы ведения следствия и потребовал вмешаться в это дело. Подписку о неразглашении тоже дал, но я и не собираюсь обсуждать вопросы, касающиеся тайны следствия.
А рапорт Галины Климович на имя Генерального прокурора можно расценить как попытку переложить вину за затянувшееся расследование преступления на субъективные обстоятельства – мол, ко мне на допрос ни свидетели, ни даже сам потерпевший не ходят, а также на вышестоящее руководство – дескать, много раз докладывала непосредственному руководителю Николаю Голомше, а результатов нет. Не исключено, что после выборов эта дама неожиданно заявит о наличии у нее неопровержимых доказательств, что отравления никакого не было, а на нее давили сверху, требуя правдами и неправдами фальсифицировать дело. И, таким образом, вновь окажется на белом коне уже перед новым руководством страны!
– Но ведь Галина Климович считается одним из лучших следователей Генпрокуратуры. Ей недавно присвоили звание генерала юстиции!
– Мы поинтересовались послужным списком следователя Климович. Из шести уголовных дел, которые она передала в суд, по четырем подсудимые, отсидевшие в тюрьме во время следствия по нескольку лет, получили оправдательные приговоры. Что касается пятого уголовного дела, то прокурор… вообще отказался поддерживать обвинение, поскольку следователь, работавшая под руководством Галины Ивановны, составила протокол допроса свидетеля (как положено, с датой и его подписью), который к тому моменту уже семь месяцев как умер! На мой взгляд, Климович знала об инициативе подчиненной допрашивать мертвого свидетеля, и это, по меньшей мере, свидетельствует о ее непрофессионализме. Тогда почему этой женщине поручили одно из самых громких уголовных дел страны? Как можно доверять такому следователю? Наша комиссия приняла решение требовать отстранения Климович от ведения дела об отравлении Виктора Ющенко.
«Лаборатория в Голландии специализируется на обнаружении ядовитых примесей в комбикормах для животных»
– У вас есть какие-либо доказательства того, что дело об отравлении Виктора Андреевича диоксином сфальсифицировано? Помнится, в одном из интервью следователь Галина Климович утверждала, что сам факт отравления является бесспорно доказанным.
– На данный момент в уголовном деле имеется всего один анонимный анализ крови мужчины, сделанный в голландской лаборатории профессора Брауэра, которая вообще-то специализируется на… обнаружении ядовитых примесей, в том числе диоксина, в комбикормах для животных. Каким же образом в эту крошечную частную лабораторию попали образцы крови якобы отравленного тогдашнего кандидата в президенты? В 2004 году Роман Зварыч, человек из ближайшего окружения Ющенко, позже ставший министром юстиции, неоднократно в своих интервью подтверждал, что возил образцы крови Ющенко в Соединенные Штаты Америки. Кому именно отдавал – не уточнял. Но после этого образцы крови, разделенной на фракции – красные кровяные тельца и плазму, – оказались в Австрии, откуда были отосланы в Голландию, в лабораторию Брауэра. Профессор провел исследование, в результате которого в образце плазмы обнаружили диоксин.
Причем интересно, что методики лаборатории позволяют подтвердить наличие диоксина, если его просто подмешали в комбикорм или, как в данном случае, в кровь. А вот сделать химический анализ – то есть установить, попал ли этот диоксин в кровь через желудок, был ли переварен – в этой маленькой лаборатории невозможно. Ее сотрудники сами это подтверждают! Не потому ли штабисты Ющенко выбрали для анализа образцов именно голландскую лабораторию? Во всяком случае, как раз данный лабораторный анализ стал основанием для возбуждения Генпрокуратурой дела об отравлении Ющенко и сегодня является единственным подтверждением единственной версии следственной группы ГПУ об отравлении Виктора Ющенко диоксином. Любые другие предположения – в частности «косметическая» версия – с негодованием отвергаются.
Однако недавно к нам попала некая аудиозапись разговора гражданки по имени Марта с сотрудником иностранной разведки якобы Романом. По результатам работы первой следственной парламентской комиссии различных материалов и аудиозаписей осталось много. Разговор состоялся в октябре 2004 года, велся на английском языке с вкраплениями украинских слов. Женщина говорит об отравлении и о привлечении сотрудников спецслужб, Роман отвечает, что это будут сотрудники другой спецслужбы США, не его. Что они, мол, достают материалы для анализов, подобные диоксиновым. А еще мужчина говорит, что сотрудники разведки и те доктора, которые сотрудничают по диоксину, боятся судебного преследования за подлог – не в Украине, но в Австрии. Получив эту запись, временная следственная комиссия Верховной Рады обратилась в Одесский НИИ судебных экспертиз при Министерстве юстиции. Мы предоставили им запись разговора Марты с Романом, а также запись интервью Катерины Ющенко для документального фильма «Оранжевая революция», снятого австрийскими журналистами. Эксперты пришли к выводу, что голос так называемой Марты идентичен голосу супруги Президента Украины Катерины Ющенко.
Чтобы стали понятны кое-какие нюансы, приведу интересную деталь: на пакете, в котором в лабораторию Брауэра почтой DHL были доставлены анонимные образцы крови, имелся обратный адрес: Центральный госпиталь Вены. Однако Ющенко никогда там не бывал, ни разу не консультировался в этом госпитале. Зато нами установлено, что именно в это время, осенью 2004 года, в Центральном госпитале Вены лечился мужчина, австрийский рабочий, попавший в технологическую аварию на целлюлозном заводе – упал в чан с раствором диоксина. Его кровь и плазму действительно время от времени брали на анализ и держали в спецхранилище госпиталя.
А теперь припомните слова «сотрудника спецслужбы Романа» о том, что доктора боятся ответственности за подлог анализов. Возможно, таким образом, был избран простой путь избежать ответственности за подлог. Ведь в случае чего всегда можно сказать, что перепутали образцы крови Ющенко и этого бедолаги. Не подлог, а халатность. Все-таки уже легче. Кстати, что касается роли Президента во всем этом… Думаю, Виктор Ющенко, возможно, даже не участвовал в этих фальсификациях. Это была идея его штабистов, а он не очень этого хотел и боялся.
Напомню, что тогда же, осенью 2004-го, 12 украинских академиков дали однозначное заключение: никакого отравления нет. И уголовное дело было закрыто за отсутствием состава преступления. А вот когда в декабре в Генеральную прокуратуру вернулся Святослав Пискун, он тут же вновь возбудил дело, не имея никаких на то оснований, кроме сомнительного анализа лаборатории Брауэра.
Официально Президент Украины в рамках уголовного дела сдал кровь только спустя год и два месяца после предполагаемого отравления. В уголовном деле целый том занимают фотографии, как Виктор Андреевич сдает кровь в присутствии врачей и медсестер, как опечатывают пробирки, упаковывают. И – все! Куда эти пробирки направили на анализ – об этом в уголовном деле нет ни слова. Поверьте, все эти вопросы всплывут, когда закончатся президентские выборы. На мой взгляд, заявления представителей Генпрокуратуры о систематических исследованиях биологических образцов анализов Ющенко начиная с января 2005 года – просто вранье. Ибо все помнят скандалы, связанные с тем, что руководители СБУ Александр Турчинов, а потом и Игорь Дрижчаный уговаривали и даже требовали от Ющенко сдать анализы. И только 7 ноября 2005 года он на это согласился.
– Насколько я помню, ваша комиссия также задалась целью установить, почему так долго тянется расследование дела об отравлении. Вот уж и пятилетний срок президентства Ющенко истекает, а воз и ныне там.
– Нас заинтересовало, кто причастен к расследованию, кто надзирающие прокуроры. И оказалось, что из восьми прокуроров отдела по надзору ГПУ шестеро так или иначе замешаны в уголовных делах. Один вместо подчиненного закрыл уголовное дело за взятку. Сын второго в ДТП сбил насмерть двух человек. Третий и вовсе в пьяном виде выстрелил в своего коллегу прямо в служебном кабинете! Члены парламентской следственной комиссии начали писать запросы, после чего надзирающие прокуроры стали срочно увольняться…
У меня лично сложилось мнение, что надзирающих прокуроров набирали специально из подконтрольных людей, которыми легко манипулировать. Потому что целью следствия в данном случае является не выяснение истины, а, наоборот, запутывание страны большой и грязной ложью.
P.S. Кроме требования возбудить уголовное дело по факту фальсификации отравления Виктора Ющенко, временная следственная комиссия Верховной Рады обратилась к Генеральному прокурору Александру Медведько с требованием восстановить в должности бывшего начальника отдела по надзору за расследованием уголовных дел Ларису Чередниченко. Ее уволили через три дня после подачи рапорта, где следователь изложила ставшую известной ей версию о том, как сотрудники иностранных спецслужб «обогатили кровь диоксином».
На официальном сайте Генеральной прокуратуры довольно быстро прокомментировали требования комиссии. Общий смысл ответа – нечего напраслину возводить! Расследование обстоятельств отравления кандидата в президенты проводится всесторонне и объективно, проверяется большое количество версий. В том числе и возможность ухудшения здоровья в связи с использованием косметических средств и стволовых клеток. Предположение об участии американских спецслужб в фальсификации анализов, изложенное в рапорте Чередниченко, опровергается выводами судебно-медицинской экспертизы, историей болезни Ющенко с результатами систематических лабораторных исследований его биологических показателей за период с января 2005 года по июнь 2008-го, а также показаниями врачей, ученых, экспертов.
Также в пресс-службе ГПУ сообщили, что Лариса Чередниченко уклонилась от дачи конкретных показаний по сути своего рапорта и от пояснения причин составления этого документа. С должности начальника отдела ее уволили не из-за подачи данного рапорта, а в результате давно запланированной реорганизации аппарата. Сейчас принимаются меры по трудоустройству Ларисы Чередниченко.
Заявление Генпрокуратуры подытожено обращением к гражданам, политикам и чиновникам воздержаться от комментариев, заявлений и действий, мешающих расследованию этого дела.
Мария Василь, ФАКТЫ
Tweet