Украина: сколько стоит стать ментом. Негласный прейскурант
Новое руководство МВД пообещало разрушить коррупционные схемы, действующие в ведомстве. Не секрет, что в последние годы в милиции практиковалась раздача должностей не столько по заслугам, сколько по тому, кто даст за нее больше. За должность начальника областной милиции давали (дают?) $3 миллиона, а за инспектора ГАИ – $3 тысячи…
ЧЕМ «ПРИБЫЛЬНЕЕ» ПОСТ, ТЕМ ДОРОЖЕ «ВЗНОС»
Экс-министр внутренних дел Юрий Луценко после своей первой отставки признался, что однажды ему предлагали 3 миллиона долларов за назначение на должность начальника одного из областных управлений милиции молодого генерала. Тогда Луценко отказался от денег и назначил другого человека. Правда, потом пожалел об этом. «Сейчас я бы взял эти деньги, чтобы доказать, что такие суммы предлагают», – заявил он журналистам.
По словам бывшего главы МВД, через него не раз пытались решать кадровые вопросы в ведомстве. Такая практика была заведена давно и действовала безотказно. Как утверждает источник «Комсомолки» в силовом ведомстве, цена вопроса зависела от того, какую прибыль сможет принести полученное место.
– В структуре внутренних дел есть так называемые элитные подразделения, попасть в которые мечтает каждый второй выпускник школы милиции и академии, – объясняет «КП» сотрудник МВД Василий С. – А «элита» МВД – это УБОП (Управление по борьбе с организованной преступностью), УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями), УБНОН (Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков) и, конечно же, «королева» дорог – Госавтоинспекция. Туда без серьезной протекции, подкрепленной звонкой монетой, можно было не соваться.
Список самых привилегированных должностей, по словам собеседника, составлен не случайно. К примеру, УБОП – это возможность контролировать весь уголовный мир. В их досье есть много имен бывших членов организованных преступных группировок 90-х, кто уже давно и успешно занимается бизнесом. Но и они время от времени попадают в неприятности, из которых им можно помочь выйти. Сотрудники УБОП наделены множеством рычагов влияния еще и на экономическую жизнь страны, да даже на своих коллег из других ведомств. Поэтому, чтобы стать простым оперативников в УБОП, приходилось выложить от трех до пяти тысяч долларов. Кресло начальника управления тянуло уже на $50-200 тысяч.
Для того чтобы стать гаишником, надо «позолотить ручку». Фото Максима ЛЮКОВА.
ДЕНЬГИ «ОТБИВАЛИСЬ» БЫСТРО
Немного дешевле можно было решить вопрос с трудоустройством в УБНОН – потраченные деньги очень быстро «отбивались». Как объясняет наш собеседник, борцы с распространением «дури» нередко прикрывали каналы поступления наркотиков, «крышевали» наркоторговцев, а порой и сами подрабатывали на хлеб с маслом продажей того, с чем должны бороться.
– Громкий скандал с задержанием в Харькове милиционеров во время транспортировки крупной партии маковой соломки, экстази, трамадола и амфетамина – тому свидетельство, – продолжает Василий С. – Среди них оказался заместитель начальника областного Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также еще несколько высоких милицейских чинов города, раньше работавших в ОБНОН. Однако уйдя на повышение, они продолжали «крышевать» наркопоставки. Хорошая должность в этом отделе оценивалась от $20 тысяч до 150 тысяч.
Практически столько же приходилось платить за службу на ниве борьбы с экономической преступностью. Ведь, по сути, УБЭП контролировало все крупные (и не только) предприятия, бизнес-структуры законные и вне закона.
АВТОМОБИЛЬ ОТКРЫЛ ДОРОГУ В МРЭО
В Госавтоинспекции все обстояло намного интереснее – туда, как утверждает собеседник, прорваться с улицы было нереально.
– В столице действовали самые высокие расценки на вакансии, – утверждает наш собеседник. – Чтобы стать начальником райотдела, надо было иметь минимум $30 тысяч, а для должности начальника МРЭО, автотехнической инспекции (АТИ) – от $80 тысяч до 200 тысяч. Инспектором в МРЭО устроиться вообще сложно. Там давно сидят люди, сдвинуть которых с места не так-то просто – дело свое они знают, ежемесячные сборы поступали начальству без перерыва. Коллеги рассказывали, как одному столичному бизнесмену предложили устроить сына после окончания академии МВД в одно из киевских МРЭО. Но за это он должен был приобрести и оформить на имя начальника отдела автомобиль за $15 тысяч.
А вот в провинции, чтобы попасть в ГАИ, даже на самые непрезентабельные должности, помимо денег приходилось обзаводиться крутыми связями. Но регионы в ценовой политике намного уступают столице – за возможность работать инспектором ГАИ брали всего-то 1-3 тыс. долларов.
Существовал свой прейскурант и на должности начальника управлений и отделов в уголовном розыске, по борьбе с торговлей людьми, в ветеринарной и железнодорожной милиции.
– Ветеринарную милицию можно приравнять к УБЭП, постоянные проверки торговых точек увеличивают зарплату, – объясняет Василий. – А на железной дороге можно нажиться на транспортировке наркотиков, «крышевании» нелегальных грузов и многом другом. От желающих возглавлять эти подразделения отбоя не было. Поэтому все потраченное за год, а то и за полгода отбивалось, да еще и с процентами.
СИСТЕМА ЗНАКОМА, ЖАЛОБ НЕТ
Для нового руководства МВД не новость то, что часто кадровые вопросы решались с помощью тугого конверта. Но и с жалобами на вымогательство взятки почти никто не обращается.
– О том, что за назначения на должность с подчиненных брали деньги, мы слышали, и не раз, – рассказывает начальник инспекции по личному составу МВД Украины Михаил Дивак. – Несколько случаев было зафиксировано в прошлом году, даже возбудили два уголовных дела. Но больше сигналов не поступало. Есть информация, что существовала такая система, сейчас она анализируется службой внутренней безопасности. Но мы собираемся ее разрушить. Заявляйте о подобных фактах в прокуратуру, службу внутренней безопасности, в СБУ. Не надо никого бояться.
Очень хочется надеяться, что процветавший во внутренних органах отбор не по профессиональным качествам, а за торг (кто больше даст – того и место) закончится при новом руководстве МВД.
КСТАТИ
Вечный недобор
Но не все должности в милиции были «платными». К примеру, в столице нет проблем с вакансиями в полку дорожно-патрульной службы. У них вечный недобор. На зарплату в 2000-3000 гривен не многие соглашаются идти. Работа адская, прибыли – ни на грош.
В Госохране тоже приходится жить на небольшую зарплату. Участковых, инспекторов по делам несовершеннолетних, оперативников в райотделы столицы днем с огнем не сыщешь.
Начальников никто не ловит
Именно потому, что на кон поставлены большие деньги, подловить на взятках начальников районных или областных управлений милиции, жаждущих благодарности от подчиненных, дело непростое. Никто из милиционеров не рискнул пожаловаться на вымогателей. Объясняется это очень просто: заявить о том, что кто-то требует за вакантное место деньги, – это раз и навсегда поставить крест на службе в органах.
Да и чтобы вывести мздоимца на чистую воду, одного только заявления недостаточно. Его нужно подкрепить серьезными доказательствами – видео- или аудиозаписью. Но установить видеокамеру или же прослушку телефонов в кабинетах управлений или райотделов не так-то просто, даже если есть на то постановление суда, считают специалисты службы безопасности Украины. Да и провести операцию так, чтобы не произошла утечка информации и подозреваемый ничего не узнал, – дело непростое.
Алла Дунина; фото "Пресс-Кит", КП-Украина
Tweet