Кличко попал в блок. Он – почти нардеп (по версии ПРП-Пора)
Хромающий боксер Виталий Кличко вышел на политический ринг. Тендер на использование имени тяжеловеса выиграл топ-менеджмент партий «Реформы и порядок» и «Поры». Тем самым, отправив в… нокдаун «Нашу Украину» и БЮТ. Сам В.Кличко свой выбор объяснил просто – мол, избирательный блок ПРП-«Пора» «создан из людей честных, незапятнанных в коррупционных скандалах». Боксеру, пусть и с научной степенью, можно простить политическое дилетантство. Потому что словосочетание «честный политик» соответствует словосочетанию «непорочная проститутка».
10 декабря стало известно окончательное решение Виталия Кличко сменить боксерские перчатки на депутатский мандат. Чемпион мира получил сладкое предложение возглавить избирательный список блока партий «Реформы и порядок» и «Пора». И не смог отказаться. «Наша Украина» и Блок Юлии Тимошенко, соревновавшиеся в информационном пространстве за этот «кусок пирога», оказались за бортом.
Виталий объяснил свой выбор тем, что в ПРП и «Поре» масса честных людей, не имеющих ничего общего с коррупцией. Тем самым спортсмен негласно засвидетельствовал, что списки НСНУ и БЮТ (а также все остальные участники избирательной гонки) до краев переполнены грязными политиканами и корыстными коррупционерами.
Обижаться на боксера не стоит. Любой человек, впервые ступивший на скользкую политическую стезю верит, что он, и только он несет избирателям светлое, доброе и вечное. В силу психологических компенсаторных механизмов эта иллюзия автоматически переносится и на ту политическую силу, которую он ведет на выборы. К сожалению, Герой Украины так и не понял, что ПРП, предоставив тому первое место в избирательном списке блока и наградив гетманской булавой, «прикупила» себе в качестве «паровоза» спортивного кумира. А он, в свою очередь, легко «политически продался».
Добро пожаловать, Виталий, в циничный мир политической коммерции!..
Для партии «Реформы и порядок» приход В.Кличко – это способ еще хоть на время оттянуть свою неминуемую политическую гибель. Максимальный рейтинг, который когда-то преодолела ПРП на выборах, равнялся 3,13%. Такой результат партия получила в 1998 году. Тогда успех партии политологи объясняли умело проведенной пиар-акцией с привлечением западных политтехнологов (что было в новинку для «админресурсной» Украины) плюс финансовая поддержка среднего бизнеса. Но 3,13% не хватило для того, чтобы «реформы» преодолели заветный 4%-й барьер.
И тогда ПРП пошла на хитрость, которую можно сравнить с нынешней ситуацией с В.Кличко. Проведя в Верховную Раду несколько депутатов по мажоритарным округам, «пээрписты» сели на шею лидеру Народного Руха Вячеславу Черноволу. Блок с фракцией НРУ и имя Черновола позволили ПРП удержаться на плаву, а после гибели последнего и вовсе захватить ведущие позиции во фракции.
Идеологом такой изощренной византийской политики был Виктор Пинзеник. В октябре 1997 года партия «Реформы и порядок» создавалась исключительно, как технологическая машина (или лучше сказать «троянский конь») для избрания в Верховную Раду не реализовавшихся бывших комсомольцев и «новых» украинцев. Рассчитывал В.Пинзеник и на малую толику админресурса. С 1992 по 1996 год «реформатор» успел потрудиться на постах министра экономики, первого вице-премьера и вице-премьер-министра по вопросам экономической реформы. Поработал и в команде Павла Лазаренко. Но «тяжелой артиллерией» все же должны были быть «денежные мешки». Ведь какие могут быть «реформы» без финансов?
Проплатить рискованную авантюру согласилось несколько бизнесменов. В основном из Запорожского региона. Это – генеральный директор фирмы «Брайт» Григорий Кривицкий, гендиректор ЗАО «АвтоЗАЗ» Александр Сотников и Сергей Соболев, лоббировавший интересы запорожских предпринимателей в Верховной Раде. «Чем смог» помог Сергей Терехин, который выбился в люди благодаря премьер-министру Леониду Кучме. В Мариуполе за ПРП агитировал мэр города Михаил Поживанов. Дирижировал группой Игорь Грынив, бывший второй секретарь Львовского горкома комсомола.
Особо стоит упомянуть о помощи со стороны директора Чернобыльской АЭС Сергея Парашина. В то время много говорилось о злоупотреблениях на ЧАЭС. Особенно, в сфере невыплат сотрудникам зарплаты. Несмотря на то, что государство и международные организации стабильно перечисляло на объект колоссальные средства. Руководство ЧАЭС пошло на ухищрения. На станции начали выпускать… собственные деньги. Люди окрестили их «парашками». Что представляли из себя эти «деньги»? Клочок бумажки с печатью предприятия. Понятное дело, что рассчитываться «парашками» люди могли лишь в местных магазинах и барах. Резонно было бы спросить у С.Парашина, на что же уходили государственные средства? Не на поддержку ли избирательной кампании ПРП?
Правда, на этот же вопрос мог бы ответить и сам Виктор Пинзеник, который бодро шагал по жизни с «реформаторскими» лозунгами. В начале 1990-х годов Виктор Михайлович подверг украинскую экономику «шоковой терапии», после которой большинство граждан оказалось за чертой бедности. Пинзеник с подачи своего тогдашнего зама С.Терехина провел декрет по трастам, призывая граждан фактически под авторитет своей должности доверить свои сбережения аферистам, обещая при этом сказочные выгоды людям и украинской экономике. По различным данным, украинцы вложили в трастовые компании от 200 до 400 миллионов карбованцев и от 10 до 20 миллионов долларов. Практически все трасты лопнули и средства осели в карманах ловких дельцов.
В ноябре 1994 года поднялся скандал вокруг причастности вице-премьера В.Пинзеника к исчезновению 86 миллионов немецких марок. Оппоненты Пинзеника утверждали, что часть этих средств как раз пошла на финансирование партии «Реформы и порядок». Свою честь Виктору Михайловичу пришлось отстаивать вплоть до «самого гуманного и справедливого» Верховного Суда. Позже в прессе муссировались слухи о том, что у чиновника-реформатора есть своя доля в предприятиях ОАО «Украинская недвижимость» и ЗАО «Новая Агора».
Но финансовое благополучие партии не принесли в 1998 году ПРП дивидендов. Как уже выше упоминалось, «Реформы и порядок» провалили кампанию и реанимировались лишь благодаря авторитету В.Черновола. Гибель лидера НРУ привела к расколу Народного Руха. На руках у широко известного в узких кругах преферансиста В.Пинзенка оказался неплохой прикуп. А после отставки в 2001 году с поста премьер-министра Виктора Ющенко карта просто сама пошла в руки «реформатора». В тот год членами ПРП становятся еще два «протоКличка», фамилии которых были на слуху, – бывший и нынешний глава МИД Борис Тарасюк и сын лидера НРУ Тарас Черновол. Тогда же партия «Реформы и порядок» выигрывает «право первой брачной ночи» и становится инициатором создания избирательного блока Виктора Ющенко «Наша Украина».
На правах «старшей жены» Виктор Пинзеник надеялся выбить для ПРП 20% «проходных» мест. Однако пришлось довольствоваться десятью и добавочной «мажоритаркой». «Наша Украина» сделала ставку на капитал более крупных олигархов и бизнесменов. С которым опустошенная на то время касса партии «Реформы и порядок» не могла конкурировать.
Президентские выборы 2004 года влили новую струю в слегка потрепанную ПРП. В.Пинзеник и компания стояли у истоков формирования гражданской кампании «Пора». Тарас Стецькив был одним из немногих, кто имел доступ к финансовым активам этой организации. До сих пор неизвестно, куда ушли миллионные пожертвования граждан, собранные «Порой» и активистами из партии «Реформы и порядок». Злые языки поговаривают, что создание предвыборного блока ПРП-«Пора» стало возможным именно благодаря этим самым «майданно-палаточным» деньгам.
О том, что у Виктора Пинзеника и его бывших комсомольцев гипертрофированное стремление к власти, свидетельствует факт переименования в сентябре 2004 года ПРП в партию «Наша Украина». Уже тогда коллеги по нацдемократическому блоку обвиняли Пинзеника в попытке «приватизировать» бренд с дальнейшей перспективой эксплуатировать его на парламентских выборах.
«Молодежный» блок ПРП-«Пора», с Кличко или без него, определенно ударит по электоральному полю бывших старших товарищей В.Пинзеника по коалиции «Наша Украина». Уведут «реформы» и часть избирателей БЮТ. Таким образом, ПРП собственноручно поможет главным конкурентам «оранжевых» раздробить их электорат. Еще в большей мере способствуя дроблению «единой» провластной команды.
Александр Романив, специально для «УК»