Ахметов попал в тиски Фемиды
Вокруг самого богатого гражданина Украины его противники и соратники плетут паутину, сотканную из дел минувших. Таким образом они пытаются добиться от него лояльности Очередной политический кризис в стране оставил многие важные события в тени. Например, решение судебной коллегии Верховного Суда Украины, отменившего приговор Донецкого апелляционного суда в отношении Вячеслава Синенко, осужденного в феврале минувшего года к пожизненному заключению за убийство президента ФК «Шахтер» Ахатя Брагина. Дело вернули на дорасследование. Об этом событии упомянули лишь некоторые СМИ. Хотя, по признанию экспертов, взрыв на донецком стадионе «Шахтер» в октябре 1995 года, унесший жизни сразу девяти человек, до сих пор остается одним из самых громких криминальных дел за всю историю независимой Украины
ЭХО ДАЛЕКОГО ВЗРЫВА
Тогда местные футболисты в рамках чемпионата страны принимали у себя симферопольскую «Таврию». На матч приехал президент ФК «Шахтер», руководитель фирмы «Люкс» Ахать Брагин (кличка — Алик Грек), которого СМИ окрестили «крестным отцом» многих уважаемых на Донбассе людей. В тот момент, когда Брагин в сопровождении охранников направился к входной двери на гостевую трибуну и стал на крыльцо, раздался мощный взрыв.
Следствие установило, что взрывное устройство привел в действие некий Игорь Филипенко, находившийся неподалеку от VIP-ложи. Также установлено, что в тот день специально «нес службу» майор Синенко, которому якобы криминальные лидеры поручили прикрывать Филипенко, обеспечивая ему безопасный отход. Согласно версии правоохранителей, Синенко сотрудничал с донецко-луганской бандой Кушнира — Рябина, которая и устранила Ахатя Брагина. Он вроде обеспечил проход на территорию стадиона минеров, заложивших бомбу.
По просьбе украинских правоохранителей, Интерпол разыскал Вячеслава Синенко в Афинах, где тот, по его же словам, «вынужденно скрывался несколько лет с семьей», потому что вынудили его к этому «постоянные угрозы, в том числе жестокое физическое воздействие со стороны работников УБОП Луганской области, приведшее к параличу ног». В марте 2005 года Синенко передали украинским властям. Вскоре в Донецке начался судебный процесс о взрыве на стадионе «Шахтер».
На скамье подсудимых сидел лишь экс-оперативник Калининского райотдела милиции областного центра Синенко. Никто из его «подельников» до суда не дожил. Игорь Филипенко был убит в Донецке в сентябре 1998-го. В том же году такая же участь постигла и Андрея Акулова, который закладывал взрывчатку на стадионе «Шахтер». При загадочных обстоятельствах погибли и Кушнир с Рябиным.
В ходе судебного процесса «организатор взрыва» Синенко все обвинения в свой адрес отвергал и в свою очередь утверждал, что со скамьи подсудимых показания должен давать наследник капиталов Брагина Ринат Ахметов. Последний якобы покинул стадион за несколько минут до взрыва. После оглашения приговора уже экс-майор назвал судью преступником и заявил, что победила мафия. Ахметов намеки майора назвал абсурдными и даже грозился по этому поводу дать предметную пресс-конференцию. Но ограничился лишь попытками привлечь к судебной ответственности «за клевету» те СМИ, которые осмелились ретранслировать слова Синенко на суде.
ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ДЫШЛА
Решение судебной коллегии Верховного Суда Украины эксперты назвали удивительным и неожиданным. Многие считали, что рассмотрение апелляции Синенко окажется простой формальностью. А некоторые вообще предполагали, что экс-майор до этого момента попросту не доживет. Во-первых, сам Синенко после оглашения приговора был уверен, что его убьют, и приглашал присутствующих на собственные похороны. Во-вторых, полученные увечья давали ему мало шансов выжить в тюремных условиях. Наверняка неожиданным оказалось решение ВС и для Рината Ахметова. При пересмотре дела многое может сыграть против него как бизнесмена и политика.
Вполне возможно, что Ринату Леонидовичу придется давать нелицеприятные публичные свидетельские показания, чего безуспешно добивался в ходе судебного процесса Синенко. Так экс-майор утверждал, что славянский журналист Игорь Александров был убит в 2001 году после того, как он передал ему документы о настоящих убийцах Ахатя Брагина. «Моя смерть была нужна потому, что я задержал одного из боевиков Ахметова Рухманова и имел все основания предъявить ему обвинения», — заявил Синенко на донецком процессе. По его же словам, Рухманов был задержан сотрудниками милиции, однако был выпущен на свободу по указанию прокурора Донецкой области Геннадия Васильева.
Сегодня многие эксперты утверждают, что на решение судебной коллегии ВС могли повлиять нынешние политические обстоятельства. Так, один представитель донецкой юстиции заявил «k:»: «В другой обстановке пересмотра данного дела вряд ли стоило ожидать. Все дело в том, что нынешний состав ВС подвержен влиянию БЮТ. Вполне возможно, что Юлии Тимошенко понадобилось намекнуть Ринату Леонидовичу, с кем необходимо дружить в нынешней политической ситуации».
Но в деле действительно предостаточно судебных нарушений. Например, как уже упоминалось, донецкий суд не счел возможным добиться хотя бы свидетельских показаний Ахметова. Кроме того, на процесс Синенко привозили как свидетеля единственного оставшегося в живых и отбывающего пожизненное заключение члена банды Кушнира Вадима Болотских, обвиненного ранее в расстреле бизнесмена Евгения Щербаня. Этот специалист по проведению спецопераций лишь краткосрочно наезжал из Москвы в Донецк в «командировки» для оказания «технических консультаций» и, наверное, потому не угодил под пули киллеров.
Болотских должен был подтвердить важный пункт обвинения: что у Кушнира имелся «оборотень»-милиционер, который в памятный день прикрывал действия подрывников, и что этим предателем являлся именно Синенко. Но под лавиной вопросов адвокатов экс-майора главный свидетель однозначно заявил, что в интересующее суд время ничего не слышал о человеке с фамилией Синенко (либо по кличке «Синий», приписываемой обвинением подсудимому). То есть, если «оборотень» в криминальной операции на стадионе и имелся, то об этом ведали лишь главари банды, давно уже почившие в земле.
ДРУЖЕСКИЕ ОБЪЯТИЯ СОСЕДЕЙ
Весной 2006 года в России были арестованы члены банды Гиви Немсадзе — тех самых, которых Юрий Луценко безуспешно пытался поймать в донецкой резиденции Ахметова при помощи БТРа. После чего стал злейшим врагом олигарха. Тогда утверждали, что именно таким образом «оранжевые» политики нашли ниточки, за которые можно дергать бизнесмена в случае неблагоприятных результатов на выборах.
Не исключено, что в ходе предстоящих президентских выборов подобным образом попытаются действовать и в Кремле. Ведь до сих пор российская сторона так и не удосужилась передать украинским правоохранителям как самого Немсадзе, так и его подручных, «ценные» показания которых хранятся в кремлевских сейфах. Пока же все участники затеянной игры заняли выжидательную позицию.
Фото Украинской правды
Александр Мищенко, Комментарии
Tweet