«Выкидыш». «Укрсиббанк» расстался со скандально известным акционером
Французские акционеры «Укрсиббанка», доведенные до ручки выбрыками украинского мультимиллионера Эрнеста Галиева, указали бизнесмену-неудачнику на дверь.
В условиях кризиса собственники наиболее сильных банков начали избавляться от неэффективных партнеров, тормозящих развитие общего бизнеса. В частности, перед майскими праздниками-2009 стало известно о том, что французская группа BNP Paribas – мажоритарий АКИБ «Укрсиббанк», вышвырнула Эрнеста Галиева, который был вынужден покинуть состав акционеров банка. Теперь у АКИБ «Укрсиббанк» только два владельца – BNP Paribas и украинский бизнесмен Александр Ярославский, фундатор «Укрсиббанка», а ныне – президент группы DCH. А Эрнест Галиев сосет … лапу, оплакивая утраченные активы.
Осадок остался…
О том, что французы «сделают ручкой» Галиеву, стало понятно еще в конце прошлого года. А причина достаточно банальная. Напомним: осенью в Украине стартовал финансовый кризис, и НБУ начал «закручивать гайки» всем без исключения коммерческим банкам, работающим в Украине. Одним из антикризисных шагов НБУ стало требование увеличить уставные фонды, то есть, грубо говоря, владельцев финучреждений обязали добавить капитал в «копилку» своих банков.
Можно, конечно, было отказаться, если бы не маленькое «но»: отказавшиеся банки НБУ негласно пообещал национализировать. Причем не только пообещал, но и показал, как он это сделает на примере несчастного «Проминвестбанка». Повторить судьбу последнего ни французам, ни Александру Ярославскому вовсе не хотелось. И, конечно, они сразу поставили на повестку дня вопрос об увеличении уставного фонда «Укрсиббанка».
Но вышла неувязочка. По внутренним правилам банка для увеличения уставного фонда необходимо было участие всех акционеров, то есть BNP Paribas, Александра Ярославского и владельца небольшого пакета акций Эрнеста Галиева. И вот этот самый миноритарий, ранее не проявлявший особого интереса к деятельности «Укрсиббанка», вдруг неожиданно, как говорится, «уперся рогом»: мол, не буду скидываться ни при каких обстоятельствах. Ярославский, основатель банка – в легком шоке. Французы – в шоке по колено, ибо на цивилизованных рынках партнеры так не поступают. А на небосклоне уже замаячил НБУ с угрозами национализации.
Сразу появилось три версии, объяснявших поведение Галиева.
Первая – тупой корпоративный шантаж. Понимая, что партнерам без него никуда не деться, миноритарий решил продать им свой пакет, но в обмен выторговать себе заоблачные материальные блага. Вторая версия – работа «на лево». Банк-то мощный, в его покупке могут быть заинтересованы многие, а после национализации приобрести у государства такую махину будет проще, чем уболтать на продажу принципиальных французов.
Третья версия, которая, впрочем, не исключает ни первой, ни второй, заключалась в том, что у Галиева очень тяжелое финансовое положение, и просто нет денег, чтобы поучаствовать в увеличении уставного фонда. Но человеку, который условно числится в списке украинских мультимиллионеров, признаваться в своем банкротстве как-то не с руки.
Нам неизвестно, какими увещеваниями партнеры уговорили Галиева внести свою часть в увеличение уставного фонда банка, но это таки произошло в феврале 2009 года. Одна беда: несмотря на позитивный финал этой истории, неприятный осадок (как в том анекдоте) у деловых партнеров г-на Галиева все же остался. Поэтому «вышвыривание» Галиева из акционеров «Укрсиббанка» было просто вопросом времени.
Отчего я невезучий?
Для самого г-на Галиева такой вариант разрешения ситуации является наиболее трагическим из всех возможных. Хотел получить как можно больше, а в результате остался ни с чем, словно бабка из сказки о золотой рыбке. Почему этот человек оказался таким недальновидным? Некоторые коллеги, вспоминая биографию экс-акционера «Укрсиббанка», высказали мнение о том, что в силу своей некомпетентности и малоопытности Эрнест Галиев просто не до конца понимал масштабов последствий собственных действий. И явно переоценил возможности и вес своей персоны в финансовом мире Украины.
Следует отметить, что произошедшее в «Укрсиббанке» является далеко не первым примером фатальных ошибок, совершенных г-ном Галиевым. В отличие от многих украинских олигархов, Галиев ранее не имел опыта работы ни в госучреждениях, ни на промышленных предприятиях, ни в финансовом секторе; нет данных даже о какой-либо деятельности по пресловутой «комсомольской линии». Да и назвать опыт работы Эрнеста Галиева в «Укрсибе» положительным тоже нельзя.
В бытность его вице-президентом банка и фактически управляющим ФПГ «Укрсиб» Центр рыночных исследований «GMB Search» регулярно включал бизнесмена в тройку лидеров антирейтинга «Worst Manager of the Year». Тоже показатель: как говорится, стабильность – признак мастерства, хотя и «мастерства» особого свойства. В тот период Галиев подозрительно последовательно раз за разом становился инициатором заведомо провальных решений. Среди них продажа таких перспективных активов «Укрсиба», как КБ «Надра», «Укрнафта», ЗАО «Росава», «Киевстар», «СевГОК», ДМК им. Дзержинского и др. Даже идиоту понятно, что такие «смачные» проекты надо было держать до последнего, ибо за прошедшие годы их стоимость выросла в разы.
Про «идиота» мы упомянули не для красного словца. Некоторые источники оправдывают действия Галиева тем, что в тот период у него регулярно происходило обострение хронических психических заболеваний. Он на глазах у подчиненных мучал животных (известен случай, когда экс-миллионер открутил голову слишком громко чирикающему попугаю), в пьяном угаре избивал представителей региональной власти (некоторые из них и сегодня при упоминании о Галиеве впадают в ярость), при журналистах обзывал первых лиц страны «проститутками» и «педерастами» (доставалось и леди Ю, и обоим Викторам).
Не говоря о том, что в заведениях, которыми он владел, повсюду были натыканы жучки, прослушка и видеонаблюдение. Кстати, совсем недавно даже произошел скандал – арендаторы офисов в БЦ «Ильинский» (Галиев через поставных лиц опосредованно владел этим объектом) написали совместное обращение к Ассоциации арендаторов коммерческой недвижимости с просьбой организовать расследование относительно тотальной «прослушки» их офисов.
После того, как Александр Ярославский, основатель «Укрсиба», принял решение о разделе ФПГ с горе-партнером, Галиев в качестве отступного получил изрядную сумму наличных, а также миноритарный пакет акций в АКИБ. Однако тянущийся за бизнесменом шлейф скандалов и неудач, а также изрядно подпорченная предыдущими деяниями репутация, не позволили Галиеву выгодно вложить вырученные средства в собственное дело в Украине.
Поэтому миллионер решил зарабатывать на спекуляциях с акциями американских компаний. Если объяснить по-простому, это такой вид игровых автоматов – только для миллионеров. Как оказалось – бестолковых миллионеров… Но и тут госпожа удача так и не соизволила снизойти до бизнесмена. Историю разорения г-на Галиева довершил разразившийся финансовый кризис, который окончательно поставил крест на и без того не слишком успешных биржевых играх Галиева, закончившихся полным крахом и финансовым фиаско.
Долги бывшего миллионера настолько превышают все имеющиеся у бизнесмена-лузера активы, что в конце прошлого года его близкое окружение заговорило о возможной эмиграции должника за рубеж. Немаловажно и то, что связываться с ним никто не хочет, а значит, новых кредитов ему уже не взять. Многие также помнят и о мистических историях, в которых был замечен Эрнест Галиев. В частности, внезапная гибель целого ряда людей, в разное время стоявших на пути экс-миллионера.
Как вы понимаете, последним аккордом этого «падения» стала уже описанная история с увеличением уставного капитала «Укрсиббанка». То есть горе-бизнесмен, похоже, потерял последние значимые бизнес-активы, какие у него были.
Вздохнув с облегчением
По состоянию на сегодняшний день, официальная информация о том, как распределились доли акций между двумя партнерами после ухода Эрнеста Галиева, еще не обнародована. Но нынешний состав акционеров АКИБ «Укрсиббанк», который отныне контролирует тандем BNP Paribas-Александр Ярославский, позволяет делать достаточно оптимистичные прогнозы относительно будущего этого финансового учреждения.
Мировой кризис почти не повлиял на позиции BNP Paribas на международном банковском рынке. Группу по-прежнему включают в первую десятку самых надежных банков мира. У г-на Ярославского тоже все «в шоколаде». Промышленные активы – «живые» и способные стабильно генерировать прибыли, девелоперское направление – тоже, даже с поправкой на кризис. Не говоря уже про футбольный клуб «Металлист», игра которого в национальном первенстве и еврокубках вызывает слезы восторга у харьковских (и не только харьковских) болельщиков и зубовный скрежет у их соперников.
Поэтому эксперты прогнозируют, что избавление от «балласта» в лице Галиева пойдет «Укрсиббанку» только на пользу. Без непредсказуемого экс-акционера, так долго внедрявшего просто вредоносные для бизнеса решения, союз нынешних совладельцев представляет собой сильную команду. Ярославский помогает французам выжить в украинской турбулентной бизнес-среде, оберегает от «кидков», подбрасывает новых клиентов, улаживает их дела с органами власти, и, судя по всему, будет жить с BNP Paribas долго и счастливо. Жаль, что нельзя будет увидеть лицо г-на Галиева, когда он будет пытаться укусить себя за локоть, вспоминая былую роскошь. Особенно, если учесть, что делать он все это будет, судя по всему, в эмиграции, сбежав от настойчивых кредиторов и тянущегося за ним шлейфа скандалов.
Справка: АКИБ «Укрсиббанк» является одним из старейших банков на украинском финансовом рынке, история учреждения берет начало в 1989 году. «УкрСиббанк» признан лучшим банком в Украине по версии ведущих международных финансовых изданий Global Finance, Euromoney, EMEA Finance, The Banker. Торговая сеть банка насчитывает более 930 отделений, постоянными клиентами «Укрсиббанка» являются более 1,5 млн. чел.
Чистая прибыль учреждения в 2008 году превысила 400 млн. грн. Банк занимает 4-е место в Украине по величине активов и 5-е место – по размеру капитала. В марте 2009 года газета «Дело» назвала «Укрсиббанк» одним из наиболее надежных банков Украины (учреждение вошло в первую тройку рейтинга). Иностранный акционер банка – группа BNP Paribas – представлен в 85 странах, ее общие активы превышают $2,5 трлн (2-е место в мире после Royal Bank of Scotland), а прибыль за 2008 год составила EUR 3 млрд.
Равиль Гатаулин, специально для «УК»
Tweet