Как можно уменьшить число ДТП в Украине
На прошлой неделе всю Украину потрясло страшное ДТП в Днепропетровске. Пять человек погибли на остановке, куда после столкновения с джипом вылетел BMW. В связи с этим, а также с тем, что на наших дорогах гибнет очень много людей, снова остро встал вопрос, как уменьшить число смертельных аварий в Украине.
Премьер Николай Азаров, говоря о днепропетровской аварии, сказал, что необходимо ужесточить наказание водителей за нарушение правил дорожного движения, в том числе, повысить штрафы для них. Еще раньше Президент Виктор Янукович поручил до июля этого года разработать и внести проект закона об изменениях в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно увеличения штрафов.
Распоряжение касается, в частности, повышения штрафов за нарушение правил пользования ремнями безопасности, сверхнормативное тонирование окон авто, а также использование во внешних осветительных приборах элементов освещения, не соответствующих действующим стандартам.
«Главред» спросил экспертов, почему в Украине происходит так много смертельных аварий, и как можно решить эту проблему, в частности, помогут ли высокие штрафы для водителей.
Специалисты единодушно считают, что одними наказаниями делу не поможешь, и к решению проблемы необходимо подходить комплексно. Так, представитель ГАИ Александр Зубенко называет штрафы лишь «сдерживающим фактором». Гораздо важнее, по его мнению, повышение личной ответственности водителей и осознание ими необходимости строгого соблюдения ПДД.
Юрист Андрей Шимко добавляет, что необходимо привести в надлежащее состояние украинские дороги, правильно организовать движение, места пешеходных переходов и зоны, куда автомобили в принципе не могут попасть. Он уверен, что повышение штрафов поспособствует большей сознательности водителей, однако предостерегает, что такая мера может повлечь и многочисленные злоупотребления сотрудников ГАИ. Потому юрист считает, что вместе с повышением штрафов нужно обеспечить водителям возможности защитить свои права и законные интересы при разбирательстве с правоохранителями на месте происшествия.
В свою очередь, эксперт по безопасности дорожного движения Михаил Берлин уверен, что среди комплекса проблем, из-за которых украинцы гибнут на дорогах, одна из основных – нарушение ограничений скорости, которым часто «грешат» водители (и из-за которого произошла та же днепропетровская авария). Кроме того, Берлин посоветовал присматриваться к мировому опыту защиты людей от ДТП. Например, российскому, где машины несколько раз убивали людей на остановках.
«Главред» разбирался, какие же методы в действительности будут эффективны в борьбе со смертностью от аварий в Украине.
Штрафы – не панацея
Ужесточение штрафов за нарушение правил дорожного движения является одним из методов дисциплинирования водителей, и это – лишь сдерживающий фактор, считает начальник отдела профилактической работы ГАИ Украины Александр Зубенко. По его мнению, гораздо важнее осознание личной ответственности водителя и необходимости строгого выполнения правил.
«Сейчас во всем мире происходит ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения. Но хотелось бы, чтобы водители боялись не штрафов, а соблюдали дисциплину на дороге и осознавали личную ответственность. А штраф – это лишь сдерживающий фактор. Сами водители должны относиться серьезно к соблюдению ПДД», – отметил Зубенко в комментарии «Главреду».
В то же время, по его словам, важность проблемы безопасности дорожного движения и необходимость в ужесточении наказаний нарушителей – очевидна. Об этом свидетельствует, прежде всего, статистика. Так, по словам Александра Зубенко, ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях гибнет более 1 миллиона человек.
«Эта цифра говорит сама за себя, что к этой проблеме нужно подходить комплексно и на высоком уровне», – подчеркнул представитель ГАИ Украины.
При этом Зубенко считает, что штрафы отойдут на второй план, когда каждый участник дорожного движения (водитель, пешеход, пассажир) будет относиться с высокой ответственностью к соблюдению правил дорожного движения.
«Если водители соблюдают ПДД, не возникают аварийные ситуации, не случаются дорожно-транспортные происшествия, в которых гибнут и травмируются люди. К примеру, если водитель и пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности, то они должны это делать, потому что это – их безопасность. Если правилами запрещено за рулем разговаривать по мобильному телефону, то это нужно соблюдать. Если в городе положено ездить со скоростью не больше 60 км/ч, то это необходимо делать», – подытожил Александр Зубенко.
Повышение штрафов: будут ли злоупотребления со стороны ГАИ?
С одной стороны, повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения способствует большей ответственности водителей, а с другой – может привести к многочисленным злоупотреблениям, считает юрист юридической компании «Автоадвокат«Андрей Шимко.
«Когда были незначительные штрафы, спорных ситуаций между водителями и сотрудниками ГАИ было немного. Но как только штрафы выросли и стали измеряться тысячами гривен, а за некоторые виды нарушений появилась возможность изымать транспортное средство и водительское удостоверение, то количество споров и спорных ситуаций возросло. Потому что не изменилась сама процедура привлечения водителя к административной ответственности с того момента, когда штрафы были около 10-50 гривен, в 10-20 раз меньше, чем сейчас», – отметил юрист.
Он подчеркнул, что у водителя сегодня достаточно мало возможностей защитить свои права и законные интересы в разбирательстве с ГАИ на месте происшествия. При этом у Госавтоинспекции достаточно широкие полномочия, которыми она и пользуется. В частности, определение виновного в ДТП находится в компетенции сотрудников по оформлению материалов происшествия.
«Бывают ситуации, когда без проведения каких-либо специальных исследований нельзя сказать, кто из водителей был виноват, однако сотрудники ГАИ каким-то образом прямо на месте решают, что виновен один водитель, а не второй», – объяснил Шимко.
Потому, по мнению эксперта, помимо повышения штрафов, необходимо совершенствовать систему и принципы, по которым водитель привлекается к административной ответственности. Совершенствовать так, чтобы у водителя была возможность воспользоваться правовой помощью при оформлении ДТП на месте события или при оформлении мелкого правонарушения, когда штраф выписывается на месте (в случае превышения скорости, нарушения правил проезда перекрестков, разметки и т.д.), чтобы он был лучше защищен от незаконных решений сотрудников ГАИ.
В противном случае, повышение штрафов приведет к тому, что на водителей будет возложена дополнительная ответственность, даже если они не виновны (учитывая сложные дорожные развязки, большое количество автомобилей, скопление транспорта, плотное движение, не до конца продуманные инженерные сооружения), считает Андрей Шимко.
Так, например, в Киеве есть места, на которых ежедневно сталкиваются машины. «Это говорит о том, что среднестатистический водитель при определенных условиях (плотности движения, скорости) просто не может учесть какие-то обстоятельства. И в данной ситуации нужно не наказывать каждого, кто попадает в ДТП, а системно анализировать проблему и либо менять развязку на этом участке, либо добавлять разделительные полосы или островки безопасности между потоками автомобилей и т.д.», – подчеркнул он.
Однако, в целом, повышение штрафов, по мнению юриста, влияет на сознание водителя, и он становится более дисциплинированным.
«Конечно, меньше водителей станет нарушать правила дорожного движения. Это – безусловно, 100%. Но большой вопрос – насколько снизилось количество аварий после предыдущего существенного повышения штрафов? Намного ли меньше стало аварий, осталось столько же или стало еще больше? Здесь вопрос не только в повышении штрафов, но и в качественной подготовке водителей», – отметил Шимко.
Штрафы, по его словам, – лишь одна из составляющих комплексной программы по решению проблемы. Кроме этой меры, необходимо привести дороги в надлежащее состояние, изменить ситуацию, когда полномочия ГАИ при оформлении ДТП и правонарушений на таком уровне, когда водителю очень сложно что-то противопоставлять, реализовать права на подачу доказательств, правовую помощь и подробное рассмотрение этого дела, убежден юрист.
Комментируя трагическое ДТП в Днепропетровске, Шимко сказал, что во избежание подобных аварий, нужен тот же комплексный подход, в том числе, правильная организация дорожного движения, мест пешеходных переходов, зон, куда автомобили физически не могут попасть.
«Это в больше степени инженерный и технический вопрос. Например, в Германии количество ДТП во много раз превышает количество ДТП у нас, но при этом там количество смертей по причине аварий намного меньше. В данном случае (ДТП в Днепропетровске, – Ред.) главную роль сыграл человеческий фактор, потому что там вроде и дорога ровная, и было светлое время суток», – отметил юрист.
Главное – комплексный подход
Чтобы снижались количество аварий, смертей от дорожно-транспортных происшествий и травматизм, прежде всего, необходимо глубоко расследовать ДТП и находить причины того, из-за чего они происходят. Особенно это касается столь тяжелых аварий, как в Днепропетровске, считает президент Всеукраинской общественной организации «Ассоциация безопасности дорожного движения» Михаил Берлин.
Эксперт отметил, что, судя по видеозаписи этой аварии (видео можно увидеть здесь. – ред.), которая была размещена в интернете, имело место превышение скоростного режима в городе. А именно скорость является основной причиной большинства ДТП.
«Скорее всего, BMW значительно превысил скорость. А максимальная скорость, с которой можно ехать в городе, особенно в таких оживленных районах, – 50-60 км/ч. Если бы при этом работали режимы фото и видеофиксации, и люди знали бы, что, превышая скорость или пересекая сплошную линию, они непременно будут оштрафованы, тогда бы что-то начало меняться», – добавил Берлин.
По словам эксперта, если будет надлежащий контроль скоростных режимов с помощью видеофиксации, и в этой цепочке контроля не будет человека, тогда водители просто не будут превышать скорость. Но, видимо, кроме этого нарушения, есть еще и другие причины, которые должны быть глубоко проанализированы и сделаны выводы.
Кроме того, Михаил Берлин напомнил, что до аварии в Днепропетровске в Москве было несколько случаев наездов на остановки, в последнем из которых погибло семь человек. После этого в столице России перед остановками установили бетонные цилиндры, чтобы, «не дай Бог, машина не залетела на остановку».
«Если бы мы смотрели, что в мире происходит, и сразу бы реагировали (например, защитили бы остановки), то это бы тоже помогло избежать столь тяжких последствий», – подытожил эксперт.
Таким образом, чтобы уменьшить количество ДТП и смертности по их причине, нужны не только высокие штрафы, которые должны сдерживать водителей от нарушений ПДД, а большая комплексная работа. Прежде всего, по мнению Берлина, нужен единый надведомственный орган, который бы координировал работу министерств и ведомств.
«Камеры у нас не устанавливают, потому что еще пока нет законодательной базы. Возможно, киоски в Днепропетровске были установлены без разрешения местных властей. Если бы ввели штраф за пользование мобильными телефонами во время движения, водители бы не отвлекались. Согласно опубликованной в интернете информации, одному из водителей было 55 лет – может, у него здоровье не позволяет управлять транспортным средством. А у нас в государстве не налажена система с медицинскими осмотрами», – объяснил эксперт.
Дорожная аварийность зависит от многих причин, и занимаются решением данной проблемы разные министерства и ведомства. Работа их должна быть слаженной и кем-то координироваться. И пока этого не произойдет, мы будем время от времени наблюдать такие тяжелые аварии, которые уносят жизни людей, подытожил Михаил Берлин.
Автор: НАДЕЖДА МАЙНАЯ, ГЛАВРЕД
Tweet