Чертовы «колеса». Россию накрыла волна лекарств-фальсификатов, некачественных и дорогих
Чтобы россияне не «пересели» с дорогих лекарств на дешевые, но нелегальные аналоги, власти РФ намерены ужесточить наказание за производство, продажу, хранение и ввоз на территорию страны контрафакта с нынешних 50 тысяч рублей штрафа до 500 тысяч рублей. А если в результате употребления таких лекарств умерли двое или более человек, то ответственным за поставку «левых колес» должно грозить лишение свободы на срок от шести до 15 лет. На фармацевтическом рынке постсоветского пространства творится полнейший и безнаказанный беспредел.
Сразу несколько знаковых законопроектов, касающихся отечественного фармацевтического рынка, активно обсуждаются сейчас в Госдуме. Парламентарии намерены ужесточить ответственность за ввоз и распространение контрафактных лекарств, выяснить, какие микстуры считать поддельными, и наконец-то определиться, быть или не быть наценкам на таблетки. этом некоторые предлагаемые нововведения, как, например, продажа безрецептурных препаратов в продуктовых супермаркетах или полный запрет на рекламу лекарств в неспециализированных СМИ, эксперты считают достаточно спорными. Ситуацию осложняет то, что Россия находится в тяжелейшей зависимости от зарубежных поставок лекарств и сырья для их изготовления.
А доступной альтернативы дорогим и редким препаратам у россиян пока нет. Впрочем, специалисты полагают, что простым изменением закона существенного улучшения дела не добиться. Менять необходимо отношение и врачей к своей работе и россиян – к собственному здоровью.
По итогам совместной проверки Росздравнадзора и Генпрокуратуры РФ, в половине российских регионов цены на лекарства превышают все допустимые нормы, в отдельных случаях в три-пять раз. Всего же за первое полугодие цены на лекарства выросли на 18,3%, значительно обогнав по этому показателю другие товары и услуги.
Чтобы ситуация совсем уж не вышла из-под контроля, Росздравнадзор обязал фармацевтические компании отчитываться по объемам и отпускным ценам на лекарства, входящие в перечень жизненно важных. Это позволит лучше и прозрачнее формировать розничные цены, связав руки недобросовестным распространителям лекарственной продукции. Кроме того, с 1 января 2011 года предельные цены на иностранные лекарства будут регистрироваться в рублях, а не в рублях и иностранной валюте, как сейчас. По мнению авторов проекта, такие меры позволят избежать резкого и практически неконтролируемого роста цен, отмечавшегося, в частности, в начале 2009 года.
Сделай паузу, скушай аспирин
Впрочем, лазейки найдутся всегда. Например, дополнительные деньги уже сейчас нередко берутся за доставку препарата, а чтобы у россиян не оставалось выбора, устраивается агрессивная рекламная акция, больше подходящая для какого-нибудь «Гербалайфа». «Моему дяде – он живет в Санкт-Петербурге – 89 лет, у него катаракта, – рассказала «НИ» москвичка Алла Вишневская. – Он услышал по радио рекламу какого-то лекарства, компания-поставщик находится в Москве.
Попросил позвонить туда, узнать цены и условия доставки. Я оставила свой телефон, дала телефон дяди. Оказалось, что лекарство стоит 70 тысяч рублей, а когда мы отказались его приобретать, то цена неожиданно упала до 28 тысяч рублей. Когда мы не соблазнились и на это предложение, то нам каждые полчаса стали названивать представители этой компании, которые говорили, что приедут через час уже с лекарством. Такой телефонный терроризм продолжался несколько дней, дяде стало плохо. Успокоить таких айболитов удалось только обещанием вызвать милицию».
Назойливая реклама лекарственных препаратов, похоже, совсем достала российские власти. По крайней мере, недавно появилась инициатива запретить рекламу безрецептурных препаратов в СМИ, не занимающихся вплотную медицинской тематикой. Эксперты по-разному оценивают эту идею. С одной стороны, меньше пропаганды чудодейственных таблеток – меньше соблазна заняться самолечением. К тому же чем менее раскручен товар, тем меньше оснований поднять на него цены. С другой – никто же не планирует запрещать передачи и статьи, рассказывающие о лечении народными средствами, а, по идее, именно с них и надо начинать борьбу с «медицинским мракобесием».
«В случае запрета рекламы безрецептурных лекарств люди вообще перестанут ориентироваться, что покупать в аптеке», – пояснил «НИ» зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. К тому же, опасаются эксперты, пациент начнет полностью полагаться на рекомендацию лечащего врача, что позволит медику назначать рецепт исходя не из целесообразности лекарства, а из его цены.
Купил колбасы и зеленки
Еще одно любопытное нововведение, которое одновременно должно снизить цены на таблетки и поддержать отечественного производителя, инициировано Минздравсоцразвития РФ. Теперь аптечным сетям можно закупать лекарства импортного производства только при условии 15-процентного снижения цен на них. В противном случае аптекам следует отдавать предпочтение отечественным аналогам. Инициатива, конечно, хорошая, вот только предложить аптекам российский производитель может немногое. «Зависимость нашей страны от иностранных производителей тотальная, – рассказал «НИ» руководитель департамента маркетинговых исследований компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. – Сейчас 75% всех лекарственных препаратов закупаются за рубежом, а 25% отечественной продукции делается в основном из импортного сырья. Если измерять рынок в упаковках, то 65% лекарств – отечественные, но относится это к дешевым препаратам. Мы весь мир можем засыпать своим активированным углем».
Повысить доступность лекарств может и предложение Минпромторга, предусматривающее возможность продажи безрецептурных препаратов в обычных магазинах. По сути, речь идет о том, чтобы лекарства выкладывали на отдельную полку в торговом зале или подавали в аптечном отделе с кассовым аппаратом, наподобие того, как в некоторых супермаркетах поступают с косметикой или дорогим алкоголем.
Однако, как считают многие эксперты, среди которых и глава Росздравнадзора Николай Юргель, делать этого не стоит категорически. Для лекарственных препаратов нужны особые условия транспортировки и хранения, к тому же потребитель просто не сможет получить квалифицированную консультацию провизора. Содержание профессионального штата сотрудников-фармацевтов, затраты на транспортировку и хранение сделают лекарства еще дороже. А в небольших магазинах качественные препараты смогут заменить некачественной продукцией.
Неэффективное плацебо
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 45% россиян регулярно покупают лекарства. При этом каждый второй участник опроса считает, что привычные препараты стали менее доступными. Логично, что, если у россиян появится возможность купить дешевый препарат, они ею воспользуются, например, делая заказ через Интернет. Делать этого категорически нельзя, предупреждают эксперты.
Вероятность того, что в лучшем случае привезут плацебо – велика, а к ответственности привлечь будет некого. Кроме того, под видом дешевого аналога велик риск нарваться на фальшивое или контрафактное лекарство. Как сообщил «НИ» Сергей Колесников, доля таких препаратов в стране составляет не менее 10% от всего фармрынка. По оценкам экспертов, своеобразными лидерами среди фальсификатов можно назвать антибиотики «Бисептол», «Левомицитин», «Клафоран», «Цефазолин», популярный спазмальгетик «Но-Шпа», а также такие препараты, как «Альбумин», «Предуктал МВ» и «Эссенциале».
Однако до сих пор не введено четкое определение того, что считать фальсифицированным лекарственным средством, а способы выявления контрафактной продукции не идеальны. Депутаты Госдумы в ближайшее время намерены вплотную заняться этим вопросом.
Одни не могут, другие не хотят
Однако царящая на рынке фармакологическая неразбериха – лишь одна сторона медали, и простым принятием закона ее не исправить. Эксперты убеждены в необходимости комплексного изменения отношения врачей к собственной работе и пациентов – к своему здоровью.
Пока что и с тем, и с другим ситуация плачевная. Так, по данным директора Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяны Дмитриевой, врачи первичного звена могут определить лишь 5% депрессий, в то время как остальные 95% остаются незамеченными. При этом смертность у таких пациентов увеличивается на 10–15%: например, инфаркт миокарда бывает у каждого второго человека, страдающего депрессией.
И это только верхушка айсберга. «Наши врачи обучаются по старым методикам, старым учебникам, – рассказал «НИ» Давид Мелик-Гусейнов. – Лишь 20% врачей в России пользуется Интернетом, в то время как их зарубежные коллеги все имеют доступ в Сеть. Когда в поликлинику приходит фармпредставитель, его рассказ воспринимается как попытка «впарить» препарат, а не расширить кругозор врача. Медики предпочитают действовать по старинке, выписывая цитрамон или анальгин, в то время как на рынке давно появились новые, намного более эффективные препараты».
Все это приводит к тому, что большинство россиян теряют доверие к отечественной системе здравоохранения, предпочитая самостоятельно искать симптомы, ставить диагноз и назначать лечение. По данным опроса, проведенного международной компанией Nielsen, 48% россиян в случае болезни просто покупают лекарства в аптеке или лезут в домашнюю аптечку (45%), 36% респондентов лечатся народными средствами и лишь 17% перед этим обращаются к врачу. Как отметил депутат Госдумы Антон Беляков, причиной госпитализации 5% граждан РФ является прием препаратов без назначения врача. По словам г-на Белякова, от самовольного употребления лекарств погибает в 10 раз больше пациентов, чем в результате ошибок хирургов. А с учетом того, что на данный момент ни диспансеризация, ни пропаганда здорового образа жизни у нас толком не работают, картина получается совсем печальная.
Анна Семенова, Алеся Лонская; Россия
НА УКРАИНЕ ПРОИЗВОДЯТ ТОННЫ ФАЛЬШИВЫХ ЛЕКАРСТВ
Недавно сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) пресекли деятельность самого крупного подпольного синдиката по производству лекарственных подделок. Его предприятия базировались в Киеве и Чернигове, штамповали там наиболее востребованные препараты от бронхита, пневмонии, астмы, насморка и даже сердечной недостаточности. Как рассказала «НИ» глава пресс-центра СБУ Марина Остапенко, синдикат начал производить препараты еще в 2005 году в Чернигове: «Делали их в антисанитарных условиях.
Поработав три года безнаказанно, эти дельцы на базе столичного химпредприятия начали выпускать лекарства уже в промышленных масштабах. Препараты продавались через аптеки. Только в этом году они продали около 2,5 тонн лекарств для больных сердечными заболеваниями». По словам собеседницы «НИ», в Харькове другие «черные аптекари» на базе научного центра делали инъекционные препараты. «
У них изъяли ампулы с пока еще неизвестным лекарством, – говорит г-жа Остапенко. – Производство осуществлялось вручную, ампулы запаивались на самодельной газовой горелке. Также в Киеве нами закрыта одна из известных аптечных сетей, которая продавала подделки. У них конфисковали более трех тысяч упаковок с различными лекарствами, которые оказались «пустышками», то есть они не содержали лечащих компонентов». По словам Марины Остапенко, визуально понять, что препарат подделка, было очень сложно. Сразу сомнения вызвала только одна партия «Бромгексина»: таблетки крошились.
Яна Сергеева, Киев
В США ПОДДЕЛЬНЫЕ МЕДИКАМЕНТЫ ПРОДАЮТСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
В 2003 году в Штатах была создана специальная федеральная служба Drug Task Counterfeit по борьбе с аферистами, торгующими поддельными лекарствами. С того времени ни одна фармацевтическая фирма и ни один дистрибьютор лекарств не может со своим товаром перешагнуть порог ни одной аптеки, если у них нет разрешения на продажу этих лекарств со стороны федеральных органов здравоохранения. Дефицита медикаментов в США нет.
Зарубежные лекарства не закупаются, они запрещены к продаже и потому отсутствуют в аптеках. Потребность в лекарствах полностью удовлетворяется фармацевтической индустрией страны. А контроль их качества осуществляют специалисты федеральной службы Federal Drug Administration. Без ее официального одобрения ни один вид медикаментов не может поступить в продажу, попасть в список страховых компаний и быть выписанным врачами.
В США давно уже исчезли подпольные лаборатории по производству фальшивых лекарств. Однако в бесконтрольном Интернете фальсификаты широко рекламируются и продаются, причем безо всяких рецептов, минуя аптеки, то есть попадают прямо в руки доверчивых больных людей. Недавно следственные органы обнаружили около двух млн. поддельных таблеток, которые рекламировались под маркой крупнейшей в стране фармацевтической компании Pfizer Pharmaceutical, а потом по заказам больных людей почтой доставлялись им на дом из Китая, Индии и других стран. «Тысячи людей в погоне за дешевизной попадают в ловушку Интернета, не задумываясь о том, что они могут оказаться жертвой фальшивых лекарств», – заявил «НИ» директор службы безопасности этой фармацевтической фирмы Патрик Форд.
Еще одним наглядным примером может служить история 40-летнего профессионального афериста Рэнди Гонсалеса, гражданина Филиппин. За рекламирование на сайтах подделанных его же лабораторией лекарств он был арестован и передан филиппинскими властями судебным органам США. Сегодня, в самый пик эпидемии свиного гриппа, Интернет буквально наводнен рекламой медикаментов, якобы повышающих активность иммунной системы, способных служить превентивными средствами против свиного гриппа и даже излечить от этой болезни. На днях федеральный департамент здравоохранения в официальном обращении к жителям страны напомнил о том, что к такого рода рекламе надо относиться с большой осторожностью. О том же своих пациентов оповещают и семейные врачи. Это терапевты, которых, по сведениям Академии семейных врачей (American Academy of Family Physicians) насчитывается около 120 тыс.
Борис Винокур; Чикаго, США
Tweet