Метастазы коррупции: сколько Украина и ее граждане ежегодно теряют на “схематозах”
Ежегодно государственный бюджет Украины теряет, по крайней мере, 450 миллиардов гривен из-за коррупционных схем. Цифра поражает сама по себе, отмечает издание ZN.UA, но если к ней добавить еще 500 миллиардов гривен потенциальных инвестиций, которые наша страна не получает из-за все тех же схем, то получим еще один государственный бюджет (см. рис.).
То есть мы могли бы спокойно удвоить наши расходы на оборону, здравоохранение, образование и социальное обеспечение, если бы наша борьба с коррупцией была эффективной. Даже при отсутствии денег инвесторов сумма в 450 миллиардов гривен коррупционных потерь, на которую вышли эксперты при обсуждении масштабов коррупции в Украине, достойна того, чтобы антикоррупционной повестке дня в государстве уделяли максимум внимания.
Если бы нам удалось побороть хотя бы часть схем, ВВП Украины в течение следующих пяти лет вырос бы на 200% и соседствовали не с Кувейтом, а с Израилем в мировых рейтингах. Мы не теряли бы 15% экономического роста ежегодно, не снабжали бы нашей рабочей силой всех западных соседей и гораздо проще решали бы массу политических проблем, ведь в богатой стране хочется и жить, и работать.
В топе налоговых схем: «серый» импорт и контрабанда, продажа контрафакта, теневой рынок аренды сельхозземель, зарплаты в «конвертах», занижение оборотов с использованием физических лиц-предпринимателей, НДС-«скрутки» и конвертационные центры.
Наибольшая схема — это так называемый серый импорт, контрабанда, из-за которой госбюджет Украины ежегодно теряет около 100 миллиардов гривен. Об этом заявил экономист, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы ISET Олег Гетман. «Реформа таможни неудачная. Ее нужно начинать с нуля. Необходима реформа, которая будет включать техническое переоборудование, повышение зарплат, и тогда схемы можно уменьшить в три раза», — подчеркнул он.
По словам эксперта, на втором месте по коррупционным схемам — зарплаты в «конвертах». Из-за них страна теряет около 60 миллиардов гривен в год. О.Гетман отметил, что негативное влияние офшорных схем на экономику немного уменьшилось, но, несмотря на это, остается значительным. Кроме того, на теневом рынке сельскохозяйственной земли Украина теряет до 30 миллиардов гривен ежегодно.
«Что касается «скруток», то их доля за пять лет уменьшилась, поскольку налоговая бросила все свои силы на это, но все равно речь идет примерно о 30 миллиардах гривен бюджетных потерь. На фоне масштабности других налоговых схем потери бюджета из-за схем с использованием ФЛП в 20 миллиардов гривен бледнеют. И на самом деле «охота» на ФЛП государству может обойтись дороже, чем сами потери от схем с их использованием», — заметил пан Гетман.
Продолжая тему «налоговых» схем, журналистка «Следствие.Info» Анна Бабинец заявила, что, по оценкам журналистов-расследователей, из-за офшорных схем украинский бюджет ежегодно недополучает около 2 миллиардов долларов, что сравнимо с годовым бюджетом столицы. Еще полмиллиарда долларов недополучают из-за дивидендов, что сопоставимо с годовым бюджетом таких городов, как Днепр или Харьков. По ее словам, основная проблема заключается в том, что офшорные юрисдикции используют все руководители государства, от бывших до нынешнего президента Украины, и это не воспринимается как грубое нарушение. Так что, по мнению А.Бабинец, до тех пор пока руководители государства, которые сами используют офшоры, не начнут меняться, ситуация с офшорами в Украине останется на прежнем уровне.
По убеждению учредителя «Лиги антитраста» Агии Загребельской, на схемах олигархов и картельных сговорах Украина также теряет миллиарды гривен, но эти схемы настолько укоренились в саму экономическую модель Украины, что иногда даже их размер трудно оценить, любую схему в любой сфере надо буквально разбирать на составляющие. «Например, в Украине цена цемента в два-три раза выше, чем в странах ЕС.
Украина теряет при этом минимум 10 миллиардов гривен в год только на цементном картеле. Если говорить об олигархах, то лишь от схемы Ахметова «Роттердам+» государство потеряло 40 миллиардов гривен. Что касается Коломойского, то государственный «Энергоатом» от участия предприятий олигарха на одном аукционе получил убытки в 25 миллионов гривен, а это всего один аукцион», — отметила она. По ее словам, если разоблачить все схемы олигархов и картелей, то все равно останутся потери, которых мы просто не увидим.
По оценке редактора сайта «Наши деньги» Юрия Николова, картельные сговоры приводят к увеличению стоимости закупок за государственные средства на 40%, соответственно, столько же на каждой закупке могло бы сэкономить государство, если бы тендеры проходили без участия картелей. «Через тендеры прошло около 540 миллиардов гривен. Больше всего денег прошло через «Укравтодор» — 20% всех тендеров. С учетом существования картелей мы имеем от 20 до 40% потерь от объема закупок. То есть только «Укравтодор» сделал «аривидерчи» украинской экономике на 20 миллиардов гривен», — заметил Ю.Николов. И хотя, по его убеждению, ситуация в государственных закупках в последние годы улучшилась, остаются сферы, в частности дорожное строительство и медицинские закупки, где порядок не навели до сих пор.
«Есть и нарушения, которые делаются в рамках законодательства. Вообще в Украине нарушать антимонопольное законодательство сверхвыгодно. Потому что тебя почти не накажут. Даже если и накажут, то эти штрафы будут меньше, чем заработал олигарх. Не работают два основных принципа: нарушитель всегда проиграет, ссориться с регулятором должно быть больно. В Украине не больно», — добавила Агия Загребельская. По ее мнению, аппетиты олигархов будут только расти из-за существующей безнаказанности.
Зато в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) уверены, что на коррупции теряют все, в том числе финансово-промышленные группы. А реализация Антикоррупционной стратегии в Украине даст экономический эффект в размере 200 миллиардов гривен. Об этом в ходе мероприятия заявил глава НАПК Александр Новиков.
«Действительно ли гражданин заинтересован в коррупции? Мы в НАПК абсолютно уверены, что снижение уровня коррупции ведет к повышению благосостояния каждого. С этой точки зрения, и каждому гражданину, и даже крупным промышленным корпорациям выгодно снижение коррупции… Те же активы, которыми владеют промышленные группы в Украине, в соседней Польше стоят значительно дороже. То есть на коррупции теряют все, в том числе финансово-промышленные группы», — сказал А.Новиков.
По его словам, согласно Антикоррупционной стратегии в государстве должны быть реализованы следующие принципы:
- оптимизация функций государства органами местного самоуправления;
- цифровизация всех процессов, в частности создание Государственного центра по обработке данных;
- создание удобных альтернатив существующей коррупционной практике;
- формирование нулевой толерантности к коррупции, культуры добропорядочности;
- неотвратимость ответственности за коррупцию.
Говоря о последнем пункте, А.Новиков отметил, что Уголовный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс Украины содержат сегодня суровые санкции за коррупцию, но «они настолько за последние годы были изнасилованы, что процесс привлечения к ответственности превратился просто в бумажную круговерть, не приносящую результатов».
Продолжил тему привлечения к ответственности как залога успеха любых антикоррупционных мер глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. Он подчеркнул, что так близко к неотвратимости наказания за коррупционные преступления, как сегодня, Украина не продвигалась никогда, и главное сейчас не потерять в этом прогрессе. «Никогда еще коррупционная схема Коломойского не была в двух шагах от суда. Еще никогда не была ключевая коррупционная схема Ахметова в шаге от суда… Мы уже очень близко. Работающие институты — это наш актив как общества, — подчеркнул В.Шабунин. — В чем наш пассив? Татаров, например. Наш пассив — Венедиктова, которая не является героем в деле Приватбанка. Потому что она подписала подозрения в эпизоде о 137 миллионах гривен убытков и блокирует подозрения в эпизоде, где убытки почти 10 миллиардов. А президент ее руками помогает Коломойскому отмазаться от этого эпизода. И это проблема».
По его словам, Татаров и Венедиктова несовместимы с избранным Украиной западным вектором. «Я надеюсь, что это понимание быстро к нему (к Владимиру Зеленскому. — Ред.) придет. Если глава твоего офиса защищает Татарова, то, наверное, проблема не только в Татарове. У западных союзников Украины нет непонимания, в ком проблема. И у Зеленского, и у Ермака еще есть время навести друг другу фокус, но это время стремительно подходит к концу», — отметил В.Шабунин.
Он убежден, что сегодня в Украине есть работающая инфраструктура по наказанию коррупционных преступлений. И единственное, что стоит между этой инфраструктурой и результатами ее работы, — желание первого лица останавливать эти институты, по крайней мере, в делах по ключевым персонам.
Исполнительный директор Офиса простых решений и результатов Мария Барабаш при обсуждении остановилась на, так сказать, косвенных потерях государства от коррупции, а именно — на потенциальных потерях инвестиций в украинскую экономику.
«Мы теряем около 37 миллиардов долларов инвестиций. То есть теряем почти один бюджет страны. И это ежегодно. А еще больше мы теряем от недополученных инвестиций. Потому что из-за схем и прочего мы еще теряем минимум 20 миллиардов долларов иностранных инвестиций и 20 миллиардов долларов локальных инвестиций», — сказала она.
Участники обсуждения, организованного совместно с международной организацией Internews и при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), согласились, что борьба с коррупцией и построение мощной антикоррупционной системы должны быть приоритетом для Украины. Потому что иначе при таких огромных потерях ее экономика никогда не сможет достичь постоянного роста, а поиски инвесторов не приведут к желаемому результату. Но все мы понимаем, что коррупция настолько глубоко интегрирована в украинское общество, что одними «весенними посадками» ситуацию быстро не изменить, нужен целый комплекс мер, включительно с примерами образцово белого и при этом успешного бизнеса, политиков без офшора в рукаве, чиновников с адекватными их доходам декларациями, и конечно – государственного аппарата, расходующего бюджет так, чтобы люди не задавались вопросом: а стоит ли все это наших налогов?
Автор: Юлия САМАЕВА; ZN.UA
Tweet