Регулирование цен на “социальные продукты”: “Действия правительства свидетельствуют о его некомпетентности”
В Украине возобновили государственное регулирование цен на продовольствие. Правда, ввели его не на все продукты питания, как это было до 2017 года, а только на “социальные”, и не навсегда, а лишь на время действия ковидного карантина.
В издании “Апостроф” разбирались, поможет ли такая мера остановить рост цен, и не приведет ли она к тому, что продовольственные товары исчезнут с полок магазинов.
Кабинет министров ввел государственное регулирование цен на 11 видов продовольственной продукции, которые отнесены к так называемым “социальным продуктам”.
В самом конце 2021 года правительство установило предельную торговую наценку в размере 10% на хлеб пшенично-ржаной и батон. Теперь же, решением Кабмина от 12 января 2022 года, такая же торговая надбавка установлена еще для девяти продуктов. Подчеркивается, что указанный уровень ограничительной торговой надбавки действует на период карантина в связи с пандемией COVID-19.
В полный перечень “социальных продуктов”, на цены которых введено госрегулирование, вошли:
- батон;
- хлеб пшенично-ржаной;
- гречневая крупа;
- сахар-песок;
- пшеничная мука высшего сорта;
- макароны отечественного производства;
- молоко пастеризованное жирностью 2,5% (в пленке);
- масло подсолнечное;
- яйца куриные категории С1;
- тушка птицы (курицы);
- масло сливочное жирностью 72,5%.
Свое решение правительство мотивирует тем, что за предыдущий год цены на эти продукты, которые пользуются особым спросом со стороны наиболее уязвимых слоев населения, существенно выросли. Так, согласно данным статистики, в 2021 году подсолнечное масло подорожало на 48% (или на 20,25 гривны), сахар – на 34,9% (7,3 гривны), мясо птицы – на 26,9% (15,06 гривны), гречневая крупа – на 23,8% (8,9 гривны), макароны – на 18,4% (3,72 гривны), мука – на 15,4% (1,96 гривны), масло – на 12,3% (5,46 гривны), яйца – на 11,5% (3,15 гривны), молоко – на 9,2% (2,36 гривны).
Решили не тянуть
Идея введения, а, точнее, возобновления госрегулирования цен на продукты питания не нова. Так, в декабре 2021 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект об ограничении цен на социальные продукты. В нем, правда, предлагалось ввести предельную торговую наценку на уровне 15%, а не 10%, а список продуктов было на одну позицию шире – в нем еще присутствовала негазированная минеральная вода.
Однако, как ранее заявил “Апострофу” член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, для введения госрегулирования цен совершенно не нужен закон, а достаточно принятия правительственного постановления.
Наверное это поняли и власти, в результате чего и было принято постановление на заседании правительства 12 января, которым ранее озвученные предложения несколько скорректировали. Ну а упомянутый законопроект оказался ненужным.
Также следует напомнить, что ранее в Кабинете министров было принято решение о том, что отечественные производители “товаров, имеющих существенную социальную значимость”, смогут покупать газ по сниженным ценам. В правительстве отметили, что это сделано для того, чтобы соответствующие предприятия “не останавливали производство и не повышали цены на социально важные продукты”.
Согласно приказу Министерства аграрной политики и продовольствия от 5 января 2022 года №3, предприятия, которые занимаются производством муки, молока, хлеба, яиц, куриного мяса и подсолнечного масла, получили возможность покупать газ внутренней добычи с наценкой, которая не превышает 25%.
При этом, почему такую же льготу не получили производители гречки, сахара и макарон, в правительстве не объяснили.
Неадекватное правительство
Но помогут ли последние шаги правительства решить проблему безудержного роста цен и защиты от этого роста малоимущих граждан?
Глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук имеет по этому поводу очень большие сомнения.
По словам эксперта, такие решения власти не адекватны. “Однако нынешнее правительство на протяжении своей деятельности довело ситуацию в экономике до состояния, когда оно вынуждено принимать такие решения, – сказал он в комментарии “Апострофу”. – Главная особенность таких решений состоит в том, что они не дадут того результата, какой правительство от их ожидает”.
Кушнирук считает, что действия правительства не помогут остановить рост цен: “В ответ на решение правительства торговля и производители, уменьшив торговую надбавку, увеличат расходы. Грамотный экономист легко докажет такое увеличение производственной необходимостью”.
Есть и другие способы обхода ограничений, введенных правительством.
“Регулируется цена молока с жирностью 2,5%? Будет молоко с жирностью 2,6%. Вместо яиц категории С1 появятся яйца других категорий. Так что введенные правительством ограничения не имеют абсолютно ничего общего с реальностью”, – констатирует эксперт.
Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский тоже не поддерживает действия властей.
“Последствия, к которым приводит регулирование цен, хорошо известны. Во-первых, если расходы производителей не покрываются ценой, товары просто исчезают с полок магазинов. Во-вторых, производители, чтобы скрыть увеличение цен, начинают манипулировать размером товара. В какой-то момент покупателям вместо килограмма гречки за ту же цену предлагают 900 или 800 граммов. В-третьих, предприятия начинают сокращать собственные затраты, используя более дешевые компоненты и экономя на технологических процессах. И это, конечно же, плохо отражается на качестве товаров”, – сказал он “Апострофу”.
По словам эксперта, в целом регулирование цен является шагом, который лишь усугубляет ситуацию на рынке и становится еще одним элементом коррупции со стороны чиновников.
Думать нужно было раньше
Как известно, цены на продовольствие растут не только в Украине, но и во всем мире. Ведь помимо продуктов питания дорожают энергоресурсы, в частности, газ – и это только способствует подорожанию продовольственных товаров.
В частности, в Украине сложилась критическая ситуация с минеральными удобрениями, производство которых очень зависит от цен на газ (для которых он является не энергоносителем, а сырьем). “В нынешнем году сельхозпроизводители будут вынуждены значительно уменьшить их внесение, – говорит Борис Кушнирук. – И это приведет, во-первых, к снижению урожая, а во-вторых, к значительному повышению цен из-за дорогих удобрений”.
Часть ответственности за сложившуюся ситуацию на продовольственной рынке Украины лежит и на частном бизнесе.
“Наблюдая в течение всего лета постоянное увеличение цены на газ и зная неутешительные прогнозы на зиму, крупные производители не сделали ничего для того, чтобы закупить необходимый им газ вовремя, по ценам, которые еще были приемлемы. Конечно, им бы пришлось понести определенные дополнительные расходы за хранение этого газа, но все равно это было бы намного дешевле, чем закупать газ по текущим ценам. А сегодня они ставят общество перед угрозой остановки критически важных производств, которая возникла из-за их собственной недальновидности”, – объясняет Кушнирук.
Однако основная вина, безусловно, лежит на правительстве. Это хорошо видно на примере пшеницы, которой в нынешнем году было собрано много, но ее быстро скупили трейдеры, а правительство не сделало необходимый стратегический запас, в результате чего, в Украине в 2022 году может образоваться дефицит продовольственного зерна.
Еще один пример – гречка. Цены на нее выросли из-за того, что Россия запретила ее экспорт в нашу страну.
“Для того, чтобы реагировать на подобные ситуации на рынке основных продуктов питания, существует госрезерв. В случае значительных колебаний цены под действием спекулятивных факторов правительство могло бы выйти на рынок с предложением товаров из резерва, что привело бы к снижению цен. Это абсолютно рыночный механизм, который правительство не использует, вводя вместо этого административное регулирование цен”, – говорит Илья Несходовский.
Таким образом, власти наделав кучу ошибок, сейчас пытаются хоть как-то исправить ситуацию. Но получается наоборот.
“Действия правительства свидетельствуют о его некомпетентности”, – резюмировал эксперт.
Авторы:
Tweet