Жадность и политика: что стоит за дикими суммами в “платежках” украинцев
Как отмечает Укринформ, уже несколько дней в соцсетях и медиа ведутся дискуссии об обстоятельствах отправки почти трем миллионам домохозяйств платежек за декабрь с сумасшедшими доначислениями за потребленный (точнее: условно потребленный) газ. Хотя с обстоятельствами, кажется, все понятно: частные облгазы решили сполна воспользоваться моментом – отменой Верховным судом правительственного постановления, которое определяло расчетную норму потребления топлива при пользовании газовой плитой без счетчика (примерно 3 кубометра на человека на месяц).
Таким образом, вернули норму, утвержденную еще в 1996 году, когда газа фактически никто не считал, а плата за него была мизерной. Поэтому теперь среднестатистический украинское домохозяйство якобы выжигает ежемесячно 9 кубов.
При этом газовщиков “не интересует”, что с 1996 года в нашем быту многое изменилось: люди объективно стали меньше пользоваться газовыми приборами: массово появились микроволновые печи, электрические духовые шкафы, электрочайники, во многих квартирах вместо газовых колонок (или параллельно с ними) установили бойлеры…
Поэтому дискутируют, в основном, о том, стоит ли людям платить и удастся в конце концов “наступить на хвост “газовой гидре” и добиться отмены дополнительных начислений?
Ведь выставленные газовиками втрое большие счета – это еще “полбеды”. Потому что части людей, которые пользуются услугами по газоснабжению без счетчиков, дополнительно начислили еще и суммы, якобы задолженные за предыдущий период (когда действовал норматив потребления, определенный упомянутым постановлением КМУ). А это – уже не сотни, а тысячи гривен. К примеру, как оказалось, много семей в Житомире в один момент “задолжали” газовикам по 5-6 тысяч гривень.
Иван кивает на Петра….
Кто же в этом виноват? Версий много. Обвиняют олигархов, власть в целом и чиновников отдельных ведомств, несовершенство нормативной базы и “недореформированность” газового хозяйства… К примеру, в компании “Нафтогаз Украины” заявили: облгазы и газсбыты группы Дмитрия Фирташа умышленно дезинформируют людей в квитанциях на оплату потребленного топлива, чтобы взбудоражить общество.
Причины – политические и экономические: с одной стороны, это связано с приближением выборов, с другой – с попытками заблокировать монетизацию субсидий, из-за которой газосбытовые компании могут потерять сверхприбыли. Поэтому в “Нафтогазе” призвали людей, которым пришли платежки с “заоблачными” цифрами, отправлять в адрес компании их скриншоты или фотографии.
По мнению экспертов, отчасти виноваты в ситуации, которая сложилась, и власти – ведь Минэнергоугля уже давно должно утвердить новые нормы потребления “голубого топлива”. И при этом сделать это, полностью придерживаясь законной процедуры, что сделало бы невозможным их судебное обжалование.
Журналисты ТСН поинтересовались у чиновников причинами задержки. Поэтому мы решили не дублировать запрос и приводим уже полученный коллегами официальный ответ энергетического ведомства: “Министерство предоставило кандидатуры для включения в состав рабочей группы по доработке проекта постановления Кабинета Министров Украины об установлении норм потребления природного газа населением в случае отсутствия индивидуальных газовых счетчиков”. При этом, как выяснилось, первое заседание группы состоялось лишь на днях – чуть ли не через полгода после создания!
В компании “Нафтогаз Украины” считают, что решение вопроса затягивают умышленно – это, вроде, часть подковерных договоренностей между руководством облгазов и газсбытов и Минэнергоугля.
Экономист Алексей Кущ обращает внимание и на то, что в результате несбалансированного и фрагментарного подхода к воплощению реформ, когда государство перманентно повышало цену на газ как товар и продолжало экономить на его транспортировке, состояние наших распределительных сетей и другой критической инфраструктуры ухудшилось до – простите за тавтологию – “критического”.
Судите сами: так называемая “транспортная составляющая” себестоимости газообеспечения в Европе – 40%, у нас – от силы 10-15%. При таких условиях средства на модернизацию и замену газопроводов, компрессорного и другого оборудования фактически не поступали. Десятилетиями.
Причем, владельцы облгазов, которые пользуются этими сетями, не вкладывая в них ни копейки (кроме реагирования на аварийные ситуации), пытаются “выжать” из потребителей максимум. И “ловить рыбку в мутной воде” им очень помогает ситуация (частично ими же искусственно созданная), когда 90% жителей многоквартирных домов не имеют счетчиков и платят по формуле, основанной на социальных нормах потребления.
“Пытаясь сэкономить на субсидиях, правительство пересмотрело эти нормы в сторону уменьшения. Поэтому денежные потоки, которые стекались на счета газовиков, начали мелеть. И это никак не устраивало владельцев облгазов и газосбытов. Поэтому они и обжаловали в суде соответствующее решение КМУ. Таким образом, поставщики пытаются переложить потери – неизвестно кем потребленный газ – на население.
Расчет прост – никто не заплатит, но правительство, чтобы предотвратить социальное недовольство в канун выборов, может согласиться на компенсацию за якобы потребленное гражданами топливо за счет тех же людей – то есть, нашими с вами бюджетными деньгами. При этом, облгазы, очевидно, не получат “живых” денег, зато Кабмин спишет львиную долю их задолженности перед “Нафтогазом”, – объясняет Алексей Кущ.
Облгазы идут на уступки потребителям. Но хотят компенсации от государства
В подтверждение слов эксперта о том, что владельцы облгазов пытаются воспользоваться ситуацией для получения компенсаций за утраченное по бесхозяйственности или неучтенное топливо – последние заявления Региональной газовой компании, которая управляет газовым бизнесом Дмитрия Фирташа. Там, видимо, испугались бурной общественной реакции и попытались смягчить ситуацию, при этом, как говорится, ”переведя стрелки”.
В частности, в заявлении отмечается, что РГК обратилась в правительство с просьбой разработать механизм компенсации (еще раз подчеркиваем: за счет государственного бюджета, то есть деньгами украинцев. – Ред.) как говорится “с потолка” вписанной в счета задолженности. Также в компании заявили, что суммы перерасчета за прошлые периоды, дескать, указаны информативно, поэтому оплате не подлежат.
Ситуация довольно странная, ведь в самих квитанциях об “информативность” не говорится. Вот представьте себе ценник в магазине – “Молочная” колбаса… к примеру – 500 гривень за килограмм. Покупатель удивляется и спрашивает у продавца: а вы, случайно, не о… обнаглели? А тот объясняет: да нет, на самом деле “варенка” стоит 130 гривень. А ценник – просто “информативный”: отражает, сколько бы стоила колбаса, если бы была изготовлена из новозеландской телятины…
Газовщиков не “вжарили”. Но “гайки” начинают закручивать
Как бы там ни было, а потребители могут вздохнуть с облегчением. Пока что. Ведь проблема окончательно не решена. И подобные ситуации, по прогнозам, будут повторяться еще не раз. Напомню, первый масштабный скандал, связанный с чрезмерными требованиями со стороны владельцев облгазов, разгорелся в ноябре.
Тогда многие украинцы получили платежки с дополнительными суммами за октябрь и предупреждением о существенном доначисления за три предыдущих года. Это вызвало немалое возмущение в обществе. Самоуправство газовщиков раскритиковали как говорится на всех уровнях – в соцсетях, в местных администрациях, в НАК “Нафтогаз Украины” и в правительстве.
Причиной своих действий в газсбытах назвали “приведение объема газа к эталонным условиям измерения” – якобы по требованию того же “Нафтогаза”. В НАК это опровергли и осудили действия поставщиков, подчеркнув: “Соответствующие расходы уже компенсируются родственным структурам газсбытов – облгазам – через механизм производственно-технологических потерь”.
И пояснили, что доначисления приводят, к двойной оплате за одни и те же объемы топлива и создают виртуальные долги, которые в будущем будут препятствовать переходу потребителей к другим поставщикам газа. Тогда Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, запретила газовикам проводить доначисление.
А премьер Владимир Гройсман объявил о проведении с участием представителей Министерства регионального развития и ЖКХ, Минэнергоугля и НКРЭКУ масштабной проверки облгазов-монополистов. “Их надо “вжарить” по первое число, потому что монополисты уже сели на голову и свесили ноги”, – сказал при этом глава правительства. По его мнению, проверка “приведет облгазы в сознание”, поскольку есть “слишком много” жалоб на их работу.
Впрочем, пока о результатах инициированных правительством проверок обществу не сообщили. Будем надеяться, они появятся еще до появления в феврале в почтовых ящиках людей новых “арифметических чудес” от газовщиков – с еще большими суммами за списанный поставщиками газ.
В частности, в Минсоцполитики намекнули на проверки целевого использования средств, заложенных в тариф для установки индивидуальных газовых счетчиков. Как пояснил глава ведомства Андрей Рева, каждая газосбытовая организация обязана была уже давно установить приборы учета всем потребителям. Впрочем, газовщики годами использовали полученные средства на другие цели (очевидно, для обогащения владельцев и менеджмента). Да еще и решили воспользоваться вызванной собственной бесхозяйственностью (или преднамеренно) ситуацией для того, чтобы получить сверхприбыли за счет людей, реальные объемы потребленного топлива которыми не учитываются.
Говоря о конкретной ситуации (с многотысячными доначислениями), в которой оказались тысячи украинцев, чиновник заявил, что “платежки” с завышенными показателями оплаты за газ, поступивших потребителям в январе, незаконные, поэтому платить указанные там суммы не нужно. Андрей Рева уточнил, что речь идет о квитанциях, поступивших абонентам, в чьих квартирах не установлены счетчики, а газ используется только для приготовления пищи. Также чиновник заверил, что люди, которые уже оплатили указанные в “платежках” суммы, сформированные на основании повышенного тарифа, вправе требовать от поставщиков топлива возврата средств.
P. S.: “Возможность возвращения средств, которые были переплачены поставщикам услуг, предусмотрена отечественным законодательством, – рассказал в комментарии Укринформу адвокат Андрей Битриков, – для этого потребитель должен обратиться в центры предоставления услуг, коммунального сервиса или работы с клиентами соответствующих структур. С собой нужно иметь следующие документы:
- – заявление плательщика о возврате средств на имя руководителя организации-поставщика;
- – копию паспорта плательщика;
- – копию идентификационного кода;
- – заверенные банком реквизиты плательщика для перечисления средств (деньги возвращают только в безналичной форме);
- – копию оплаченной квитанции о переводе на счет поставщика суммы, не меньшей той, которую человек просит вернуть.
Предприятие-поставщик обязано изучить этот вопрос и обязательно проинформировать потребителя о принятом решении.
P. P. S.: Подобная ситуация (возможно, меньшая по масштабам, но такая же опасная, учитывая “перспективы” нагнетания ситуации) складывается с услугами облэнерго, большинство из которых подконтрольны уже другому олигарху.
Автор: Владислав Обух, Киев; Укринформ