Езда по-китайски: как и на чем ездят жители Поднебесной

Езда по китайским дорогам — аттракцион: водители управляют автомобилем по одному им ведомому интуитивному сценарию. Подрезание при перестраивании из ряда в ряд без включения поворотов, пересечение двойной сплошной, проезд на красный свет, разворот в неположенном месте, стихийное пересечение перекрестков — все это в порядке вещей. 

  При этом за четыре дня пребывания в Китае серьезных аварий мы не видели ни разу.

Китай переживает автомбильный бум. Это становится понятно сразу, как только попадаешь в аэропорт Пекина. После паспортного контроля придется выдержать массированную рекламную атаку брендов всех ценовых категорий и классов. Lexus и Porsche, BMW и Audi, Toyota и Chevrolet смотрят с лайт-боксов, вывесок и бордов, намекая: автомобиль с мировым именем в Китае давно не роскошь..

Проблемы с такси не существует как таковой. На стоянке в аэропорту ждут своей очереди не менее тысячи автомобилей. Такси идут непрерывным потоком: стоит поднять руку, и перед вами тут же остановится не первой свежести Volkswagen или Hyundai. В городе легко остановить машину взмахом руки или воспользоваться услугами такси, припаркованых на улице — они заметны благодаря единому для городского такси зеленому цвету.

Большинство китайских таксистов не владеют английским. Для того, чтобы объяснить конечный пункт назначения, проще показать его на карте города. В Пекине установлен фиксированный тариф на таксомоторные услуги. Посадка в автомобиль и первые три километра пути стоят 10 юаней (13 грн.), каждый последующий километр — 2 юаня (2,4 грн.). В приборную панель вмонтирован таксометр, согласно показателям которого начисляется тариф. По прибытию на место таксист выдает чек.

На пекинских дорогах, кстати, хорошего качества (по словам самих китайцев, качество дорог везде разное и зависит от от муниципалитета), визуально главенствуют бренды верхнего сегмента: премиальные BMW, Audi, Mercedes, модные Mini и Land Rover, спортивные Porsche. Среди японских марок больше всего автомобилей Honda, а вот Toyota на улицах города встречаются не так часто, как можно было бы ожидать от крупнейшего мирового автобренда.

Если для Пекина характерно преобладание иномарок, то в более компактном Ченду (китайский аналог таких украинских областных промышленных центров, таких как Днепропетровск и Запорожье) преобладают китайские бренды. Пользуются популярностью Geely (что не удивительно, ввиду наличия автомобильного завода компании расположенного в этом городе) и Chery. Много на дорогах хетчбэков Chery A13 (на украинском рынке продается под именем ЗАЗ Forza). Мелькают также логотипы Volkswagen, Buick, Chevrolet и MG.

Путевые наблюдения подтверждаются статистикой. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в 2011 году самым продаваемым легковым автомобилем в стране стал Buick Excelle, на втором месте Volkswagen Lavida, третья строчка за Chevrolet Cruze. Четвертую и пятую позиции занимают Volkswagen Jetta и Bora соответственно.

Езда по китайскими дорогам — аттракцион, достойный отдельного описания. Создается впечатление, что водители управляют автомобилем по одному им ведомому интуитивному сценарию. Подрезание при перестраивании из ряда в ряд без включения поворотов, пересечение двойной сплошной, проезд на красный свет, разворот в неположенном месте, стихийное пересечение перекрестков — все это в порядке вещей.

При этом за четыре дня пребывания в Китае серьезных аварий мы не видели ни разу. Малая аварийность удивительна ввиду малого количества дорожных патрулей. Китайские гаишники на соблюдение правил часто смотрят сквозь пальцы и могут остановить только особенно рьяных нарушителей.

Как говорят сами китайцы, терпимость и уважение к участникам дорожного движения — основное условие снижения количества ДТП. Несмотря на то, что все ездят как угодно, никто не кричит и не решает конфликты силой: могут недовольно посигналить, но все равно пропустят.

А вот владельцы мотороллеров и велосипедов подвергаются большому риску в дорожном хаосе. Двухколесный транспорт (в основном китайских брендов) ввиду его дешевизны и удобства пользуется большой популярностью. На мопеде с равной вероятностью можно встретить бизнесмена в строгом костюме, пожилую даму или тинейджера.

Пешеходам в Китае нужно быть предельно осторожными, дорогу лучше переходить через подземный переход. Автомобили, как правило, предпочитают не останавливаться на зебре.

Автор: Денис Кацило, ЛІГАБізнесІнформ

Читайте также: