Империя зла. Очень зла. Международный терроризм вскормили на Лубянке?
Явление, известное сегодня как «международный терроризм», было порождено противостоянием двух сверхдержав – СССР и США. И террор как таковой, и политические убийства практиковались и до эпохи «холодной войны», но широкомасштабные акции, направленные на расшатывание безопасности целых государств, стали знаковой приметой второй половины 60-х годов прошлого века. И пальма первенства, по всей видимости, действительно принадлежит КГБ, а отнюдь не ЦРУ.
Цикл расследований обозревателя газеты «Наша Версия» Руслана Горевого из засекреченной летописи советской разведки. Архивные материалы, использованные в подготовке этих статей, до сих пор скрыты от широкого круга лиц в спецхранах. Но мы уверены, что пришло время узнавать историю спецслужб нашей страны, историю многогранную и противоречивую.
После покушения на президента США Рональда Рейгана в 1981 году тогдашний директор ЦРУ Уильям Кейси создал группу из аналитиков своего ведомства и независимых экспертов, которой предстояло дать ответ на вопрос: действительно ли СССР вовлечён в международный терроризм и поддерживает его?
Группа работала недолго и, изучив всю имеющуюся информацию, пришла к выводу, что убедительных доказательств причастности Советского Союза к поддержке международного терроризма не существует. Справку засекретили и отправили в архив. А через несколько дней произошло покушение на Папу Римского Иоанна Павла II. Экспертов созвали вновь, загрузили новой информацией, и на сей раз выводы оказались прямо противоположными тем, что были сделаны несколькими месяцами ранее.
Явление, известное сегодня как «международный терроризм», было порождено противостоянием двух сверхдержав – СССР и США. И террор как таковой, и политические убийства практиковались и до эпохи «холодной войны», но широкомасштабные акции, направленные на расшатывание безопасности целых государств, стали знаковой приметой второй половины 60-х годов прошлого века.
Генерал-лейтенант румынской разведки Секуритате Ион Михай Пачепа – самый высокопоставленный сотрудник разведки стран бывшего советского блока, когда-либо переходивший на сторону противника. Так вот, он считает, что «сегодняшний международный терроризм был сконструирован на Лубянке в штаб-квартире КГБ после Шестидневной войны на Ближнем Востоке в 1967 году».
Собственно, к 1967 году явление уже вполне оформилось, а первые опыты в этом направлении были сделаны несколько ранее. В 1964 году при активной помощи Эрнесто Че Гевары КГБ поддержал Национальную освободительную армию Боливии. В 1965 году не без участия Фиделя Кастро КГБ создал Национальную освободительную армию Колумбии, которая почти сразу же начала заниматься похищениями, угонами самолётов, взрывами и партизанской войной. Позднее советские спецслужбы создали Демократический фронт освобождения Палестины, который провёл многочисленные теракты на палестинских территориях, оккупированных Израилем.
За всеми этими акциями стоял генерал КГБ Александр Сахаровский, создавший в 50-х годах сложную многоуровневую структуру румынских спецслужб, а затем возглавивший всю внешнюю разведку советской России. По словам Пачепы, Сахаровский считал, что в современном мире ядерное оружие сделало невозможным применение военной силы в международных конфликтах и урегулирование «столкновения интересов» двух или нескольких государств можно и должно осуществлять с помощью террора. «Террористическая война сама по себе развернулась в конце 1968 года, – писал Пачепа в своих воспоминаниях.
– Тогда КГБ превратил захват самолётов – оружие, выбранное для терактов 11 сентября, – в инструмент террора. Только в 1969 году финансируемая КГБ Организация освобождения Палестины захватила 82 самолёта. В 1971 году, когда я встречался с Сахаровским у него на Лубянке, он привлёк моё внимание к морю красных флагов, приколотых к карте мира, что висела на стене. Каждый флаг означал захваченный самолёт. «Захват самолётов – мое личное изобретение», – сказал он».
СССР открыто признавал, что поддерживает национально-освободительные движения во всём мире. А на Западе большинство из них считались и считаются террористическими. Если Политбюро ЦК КПСС решало, что в той или иной стране действует национально-освободительное движение, туда немедленно направлялась различная помощь: не только финансовая, материально-техническая, но и военная. Что собой представляет это движение и какими методами оно действует, особого значения не имело, главным было то, что оно провозгласило курс на построение социализма и объявило себя противником США и Израиля. Таким образом, наша страна кормила с руки большую часть Африки и стран Ближнего Востока.
В докладе Уильяма Кейси, с которого после покушения на понтифика был снят гриф секретности, прослеживались тайные и явные цепочки, которыми КГБ хитро оплёл множество организаций, считавшихся ранее противоборствующими. В частности, эксперты недоумевали, как удалось увязать воедино деятельность турецких «Серых волков», к которым принадлежал Агджа, стрелявший в папу, и Армянской секретной армии освобождения Армении (АСАЛА)? Ведь эти структуры, по идее, должны были люто враждовать между собой. Тем не менее сегодня уже очевиден тот факт, что деятельностью «Серых волков» управляли именно армянские террористы, а курировали их деятельность, в свою очередь, генералы с Лубянки.
АСАЛА, провозгласившая себя преемницей знаменитой в начале ХХ века партии «Дашнакцутюн», была создана в 1975 году не без помощи КГБ. Создавали её в противовес так называемой Национальной объединённой партии (НОП) Армении, действовавшей нелегально на территории СССР и Турции. Целью этой организации были объединение советской Армении с её турецкой частью и выход республики из состава Советского Союза.
В начале 70-х НОП развила бурную деятельность, и было решено создать этой структуре противовес в лице АСАЛА. НОП фактически прекратила свою деятельность после знаменитого теракта в московском метро в 1977 году. Вся партийная верхушка во главе со Степаном Затикяном была арестована и казнена, а многочисленные активисты НОП влились в состав АСАЛА.
Таким образом, КГБ решил и внутреннюю проблему, нейтрализовав «низовых» националистов, и создал солидную внешнюю угрозу для Турции и не только. В конце 70-х АСАЛА отметилась серией терактов в США и Западной Европе. Затем последовало несколько убийств турецких дипломатов (на сегодняшний день от рук представителей АСАЛА таковых погибло 30 человек), а венцом деятельности организации в Европе стала диверсия в парижском аэропорту Орли, унёсшая жизни 17 человек. Но до этого было покушение на Папу Римского.
Сегодня ни для кого не секрет, что за покушением на папу стоял вовсе не болгарский гражданин Димитров, а один из основателей АСАЛА, Акоп Акопян, офицер Комитета госбезопасности СССР. Одновременно с участием в АСАЛА Акопян был ещё и видным функционером Народного фронта освобождения Палестины (НФОП). Всё финансирование АСАЛА на раннем этапе велось через НФОП, эта же организация обучала и снабжала оружием армянских террористов. Известно, что именно Акопян передавал оружие и деньги Агдже. В 1988 году Акопяна убили в Афинах агенты спецслужб Турции.
«Советский Союз оказывал прямую поддержку не только палестинским, но и армянским террористическим организациям на Ближнем Востоке, – считает эксперт по вопросам армянского терроризма доктор юридических наук Камиль Салимов. – СССР имел общие границы с Турцией – членом НАТО и рассматривал её как угрозу своей безопасности, а деятельность АСАЛА и других армянских террористических организаций была направлена против Турции».
«Серых волков» попросту прикормили финансовыми подачками и убедили, что именно Папа Римский – виновник всех бед мусульман. На самом же деле в Москве гениально просчитали многоходовку: армяне будут рады подпортить туркам их репутацию в Европе, турецкие экстремисты безо всякого сожаления убьют понтифика, а в итоге стабильности на южном редуте НАТО не будет. А кроме того, армянские террористы, ещё вчера орудовавшие в московском метро, займутся своим делом на безопасном расстоянии от границ СССР.
В той самой справке Уильяма Кейси говорилось не только о ближневосточном и африканском направлении террористической деятельности КГБ. Были и другие факты, подтверждавшие причастность советских спецслужб к деятельности леворадикальных итальянских «Красных бригад», выступавших за выход Италии из блока НАТО и организовавших убийство бывшего премьер-министра Альдо Моро, западногерманской RAF («Фракции Красной Армии») и испанской GRAPO. В 70-е годы это были, пожалуй, самые многочисленные и влиятельные террористические организации в Европе.
Явление, известное сегодня как «международный терроризм», было порождено противостоянием двух сверхдержав – СССР и США. И террор как таковой, и политические убийства практиковались и до эпохи «холодной войны», но широкомасштабные акции, направленные на расшатывание безопасности целых государств, стали знаковой приметой второй половины 60-х годов прошлого века. И пальма первенства, по всей видимости, действительно принадлежит КГБ, а отнюдь не ЦРУ. Корреспондент «Нашей Версии» пытался разобраться, так ли уж беспочвенны обвинения в государственном терроризме, которые Америка в своё время предъявила Советскому Союзу, провозгласив его «империей зла»?
Руслан Горевой, «Наша Версия»
Tweet