влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:


Письмо в УК

Фотогалерея

«Токийское сжатие»: лица и позы пассажиров метро столиці Японии в час пик

«Токийское сжатие»: лица и позы пассажиров метро столиці Японии в час пик

Голосование

Накажут ли наглых «мажоров» за создание аварийной ситуации и избиение депутата Найема

Да, в полном соответствии с Законом
Нет, денег хватит откупиться
Не знаю что и сказать
...
Загрузка...
Печать

Как СССР нанес Швеции самые крупные потери во Второй Мировой войне

21.05.2018 08:21

24 ноября 1944 в Балтийском море у берегов Готланда произошла одна из самых крупных катастроф в истории шведского судоходства. Пассажирское судно «S/S Hansa» рано утром совершало регулярный рейс из Нюнесхамна в Висбю. Но, в назначенное время, его не увидели в конечном порту...  Оказалось его  потопила советская подлодка.  Погибли 84 человека из 86-ти, находившихся на борту. Это были самые крупные потери шведов во Второй Мировой войне.

Гибель Hansa потрясла всю Швецию, и они почти полвека докапывались, кто потопил судно. Немцы тогда заявили, что это не они; СССР - тоже не взял на себя ответственность. Hansa подняли со дна только в 1988 году. В российских источниках практически нет упоминаний об этом событии, только архивные записи, а между тем, спустя десятилетия после катастрофы, оказалось, что Советский Союз имеет к этому непосредственное отношение.

hansa

Шведское судно «Ханса», построено в 1899 году

В 07:30 утра ожидалось прибытие этого корабля в порт Висбю, но спустя несколько часов «S/S Hansa» так и не причалил в порту столицы Готланда. В 11:15 на поиски пропавшего судна был послан самолёт. В 12:10 пилот по связи доложил, что был замечен спасательный плот, дрейфовавший в бурном море, на котором находились двое людей. На основании координат нахождения плота были направлены спасательные корабли, которые в 13.55 и обнаружили этих двух выживших людей. А само судно уже покоилось на глубине около 100 метров и стоит отметить, что в то время не было технических возможностей до него добраться. Всего на борту находилось 86 человек (63 пассажира и 23 члена экипажа), погибли 84 человека. Но до остатков корабля смогли добраться только в 1988 году.

Вечером этого же дня на острове Готланд отменили все мероприятия, как только стали понятны масштабы трагедии. Гражданская панихида по погибшим состоялась позже в Кафедральный соборе Висбю. В 1950-м году, в годовщину катастрофы, в этом же соборе поставили мемориальную табличку с именами всех 84-х погибших людей.

675px-Gotland-Visby-domkyrka_01

Кафедральный собор Висбю

1 декабря 1944 года специально собранная комиссия начала процесс расследования инцидента. Предстояло выяснить главный вопрос, что стало причиной такой катастрофы.

Как оказалось, судно, по-мимо людей, перевозило и 2500 кг взрывчатых веществ, при максимально дозволенной норме в 500 кг. Комиссия, однако, пришла к выводу, что пятикратный перевес не стал причиной взрыва судна. Кроме того, расследования комиссии показали, что взрыв произошел за бортом, около метра ниже ватерлинии. Выяснилось, что «S/S Hansa» был торпедирован неизвестным судном, которое не удалось идентифицировать.

6 декабря среди множества обломков нашли настенные часы с этого корабля, которые остановились на времени 05.57 утра, и в этой связи, комиссия определила это время, как время потопления судна. В ходе расследования было поднято и осмотрено около 1300 обломков.

Но национальную принадлежность судна выяснить тогда не удалось...

Jh2S9vflwH8n9LNsEpJo

Найденные часы, вставлены в экспозиции Морского музея Стокгольма (Sjöhistoriska museet)

Расследование причин катастрофы сдвинулось с места только около 20 лет спустя, 6 февраля 1964 года, в интервью крупнейшей шведской ежедневной газете «Дагенс Нюхетер», немецкий историк Юрген Ровер (Jürgen Rohwer), специализирующийся на истории военно-морских сил, заявил, что «S/S Hansa» был торпедирован советской подводной лодкой K-51. Стоит отметить, что Роверу, с помощью российских и немецких источников, удалось установить судьбу 23 шведских кораблей, которые были потоплены во время Второй мировой войны. Но его версия оказалась не совсем верной.

Окончательная развязка этой истории произошла только в 1990-х годах, во времена рассекречивания архивов. Исследования шведских журналистов и писателей Юргена фон Цвайгберга (Jurgen von Zweigbergk) и Роджера Бенгстона (Roger Bengtsson) вылились в книгу "Den torpederade gotlandsbåten Hansa: människor, minnen, mysterier.", написанную в 1992 году.

22246

Им удалось изучить множество советских архивов, доступных после распада СССР и они нашли прямые подтверждения того, что «S/S Hansa» был потоплен советской подводной лодкой Л-21.

l21_2

Подводная лодка «Л-21» Тосмаре, Лиепая. 1945-1949 года

В тот день подлодка Л-21 была на пути из неудачной операции в южной части Балтийского моря - они не смогли потопить два немецких военных судна и по маршруту следования увидели «S/S Hansa»... Вот что пишут советские архивы о дальнейшем:

"24 ноября 1944 года подводная лодка Л-21 (капитан 2-го ранга Сергей Могилевский) потопила шведское пассажирское судно "Ханза" (563 брт), принадлежавшее пароходству "АБ Готланд". Оно шло со всеми положенными огнями и сигналами, представляя собой идеальную цель. Погибло 83 человека."

В.А. Красиков "Победы, которых не было", Санкт-Петербург, издательский дом "Нева", 2004 год

Другой источник более детально описывает случившиеся:

"На обратном пути утром 24 ноября в 18 милях западнее маяка Халльскук (северная оконечность Гогланда) «Л-21» потопила шведское судно «Ганза» (493 брт), принадлежавшее пароходству «АБ Готланд» и шедшее из Ньюнесхамна в Висбю. Из трех выпущенных торпед две попали в цель. Судно разломилось и моментально пошло ко дну. Из 85 пассажиров и членов экипажа удалось спастись лишь двоим. Проходивший мимо шведский вспомогательный крейсер «№ 4» «Вариа» не принял мер к спасению терпящих бедствие, и, опасаясь повторной атаки подводной лодки, предпочел уйти. Неожиданно обнаружив еще один корабль, субмарина погрузилась и также покинула место катастрофы."

Если посмотреть на все боевые действие подлодки Л-21, то этот случай не является единичным, предыдущий источник описывает и такой инцидент:

"Наконец, утром 17 ноября подводная лодка выполнила свою первую торпедную атаку. В 40 милях северо-западнее маяка Стило она выпустила три торпеды по рыболовному траулеру или тральщику, приняв его за транспорт в 1.000 – 1.500 т. Малая осадка цели стала для нее спасительным фактором. Торпеды прошли под судном. Противник не комментирует факт атаки."

Для тех, кому интересно больше деталей: информация о подлодке Л-21 и информация о её капитане Сергее Могилевском.

f3caad3293e7-horz

Командир «Л-21» С.С. Могилевский

Произошедшая катастрофа была крупнейшей в истории пассажирских перевозок Швеции с 17 века и до катастрофы парома "Эстония" в 1994 году. После случившегося, появилась традиции, каждые десять лет с 1944 года семьи погибших поминают своих родственников возложением венка на воду, на пути между Нюнесхамном и Висбю, на месте, где произошла трагедия. Эта традиция сохранена и в наше время.

Вышедшие в этом году военные дневники Асрид Линдгрен так же содержат упоминания об этом инциденте, вот что она писала:

"Готландский транспорт "Ханса" пошел ко дну на пути между Нюнесхамном и Висбю. Предположительно, торпедирован. 2 человек спасли, но около 100 последовали за судном на дно. Это крупнейшая катаcтрофа, поразившая Швецию в наше время."

Ещё добавлю, что на ютубе есть видео, якобы этого самого происшествия, но полной уверенности в том, что на видео именно торпедирование шведского судна, у меня нет.

Источник: /sergeybond.livejournal.com

 

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter   
Редакция «УК» поможет отстоять ваши права и восстановить справедливость!
Пишите нам по адресу help@cripo.com.ua

Новости ТВ
Загрузка...
МетаНовости
Загрузка...