Боевым пловцам реклама ни к чему

О советских боевых пловцах писать не принято. Сведения о них, так же как и о других частях специального назначения, не предаются широкой огласке. И дело здесь не в «косности» военного руководства, как считают некоторые досужие журналисты, пытающиеся сделать «жареную котлету» даже в ущерб безопасности своей страны, а в обычных профессиональных секретах. Тем не менее, люди, работавшие в секретных областях не должны кануть в Лету, их дела должны быть примером (или назиданием) не только для специалистов, но и для молодого поколения России.История боевых пловцов уходит в глубокую древность. Еще до первого зафиксированного в истории погружения Александра Македонского с разведывательными целями, средиземноморские ныряльщики, скрытно подплывали к неприятельским кораблям и, вынырнув из глубины, брали их на абордаж. Позднее к помощи подводных диверсантов начали обращаться военачальники.

Однако лишь с появлением автономных подводных дыхательных аппаратов, стало возможным создать отдельные отряды пловцов, специализировавшихся на диверсионных или охранных операциях. Принято считать, что «пальма первенства» в этой области принадлежит итальянцам. Впрочем, на первое место претендуют также французы и немцы. Россия, в свою очередь может по этому поводу напомнить о разработках конструктора-самоучки Ефима Никонова в 1719 году, попытке взорвать турецкий военный корабль с помощью боевого пловца в Русско-турецкую войну 1877 – 1978 годов на Дунае, экспериментах Крондштадтской водолазной школы в начале ХХ века и деятельности легендарного советского ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения), созданного в 1923 году по распоряжению Ф.Э.Дзержинского. Кстати, о деятельности этой организации, подчиненной ОГПУ известно не так уж и много. Широкую огласку получили работы эпроновцев по поискам сокровищ с затонувшего в Балаклавской бухте «Черного принца», успешные судоподъемные работы, разработки в области водолазного оборудования и некоторые другие эпизоды их гражданской деятельности. А вот о военной стороне дела ЭПРОНа практически ничего не известно.

Тем не менее, есть сведения, что возможность проведения спецопераций на море советским ВМФ рассматривалось еще до начала нападения Германии на Советский Союз. 22 октября 1938 года на Тихоокеанском флоте состоялись учения по высадке водолазов-разведчиков с подводной лодки Щ-112 (командир – капитан 3 ранга Берестовский) на берег условно занятый противником, которые дали хорошие результаты. В 1940 году такое же учение, но меньшего масштаба, было проведено на Черноморском флоте.

Опыт этих операций учли при создании в апреле 1941 года на Балтийском флоте специального подразделения легководолазов (около 40 человек) из состава 1-й особой бригады морской пехоты. Подразделение базировалось в Ораниенбауме (г.Ломоносов) на борту крейсера «Аврора», к которому была пришвартована подводная лодка «Правда», используемая легководолазами для практических тренировок. Первая же официальная боевая единица, которую по праву можно назвать, подводной разведывательно-диверсионной, была создана на базе ЭПРОНа, согласно приказа № 72 от 11 августа 1941 года, за подписью заместителя Наркома ВМФ адмирала И.С.Исаково. Она получила название Роты особого назначения (РОН) и включала в свой состав 128 человек (штатный состав – 146 единиц). 25 августа ее формирование было закончено, а в сентябре 1941 года подразделение, под командованием лейтенанта И.В.Прохватилова было передано разведуправлению Балтийского флота.Рота была укомплектована легководолазными индивидуальными дыхательными аппаратами (ВИА-2), гидрокомбинезонами (ГК) и приспособлениями для плавания в виде спасательного круга.

В 1942 году для нужд роновцев было разработано специальное устройство, облегчающее передвижение по воде и состоящее из надувной подушки и полугидрокомбинезона из прорезиненной ткани. Позднее личный состав РОН наладил изготовление из материала аэростата индивидуальных надувных шлюпок, весивших 3 кг, с грузоподъемностью до 150 кг. По некоторым сведениям модернизации под условия боевой деятельности, подверглось и штатное стрелковое оружие.Первым боевым крещением водолазов стал успешный подрыв 23 сентября 1941 года большого пирса строившегося немцами в Старом Петергофе. Для этого бойцам подразделения, под командованием старшины А.Н.Королькова, пришлось, высадившись ночью с катера, пройти под водой более 300 метров, таща за собой две мины, взрыватели с часовым механизмом и раскручивая катушку с телефонным проводом, чтобы обозначить путь отхода. Затащив мины под пирс, водолазы привязали их к сваям, поставили взрыватели на определенное время и вернулись на поджидавшую их шлюпку. Через некоторое время прогремел взрыв. Пристань с находившимися на нем фашистами взлетела на воздух. Разрушения были столь велики, что от дальнейшего строительства немцы были вынуждены отказаться, а берег заминировали и опутали колючей проволокой.Затем последовали другие успешные операции.

В сентябре 1941 года бойцами роты был подорван мост через реку Нарва, южный берег которой заняли немецкие войска, готовившиеся к наступлению. Двое разведчиков, старшим из которых был старший лейтенант Пупков, ночью по течению вплавь отбуксировали морскую мину с временным взрывателем и закрепили ее на опоре. После взрыва моста, диверсанты благополучно вернулись на базу. Осенью того же года группа из 37 диверсантов под командованием капитан-лейтенанта Г.В.Потехина провела доразведку и подготовку удара по Шлиссельбургу. Во время этой операции моряки-водолазы уничтожили более 70 солдат противника, потеряв при этом только троих.Успешно закончилась операция и по уничтожению базы немецких скоростных катеров в сентябре 1943 года. Группа из 20 моряков сумела подойти к катерам противника на короткую дистанцию и забросать их противотанковыми гранатами, причем немецкими с привязанными к ним дополнительно тротиловыми шашками. Атака была столь неожиданной и эффективной, что немцы, так и не поняв, кто на них напал, открыли ураганный огонь из зенитных орудий, пытаясь сбить несуществующие советские бомбардировщики. Но, что самое забавное, уничтоженные катера входили в состав итальянской 10-й флотилии MAS (Militari Acqua Combattanti) – знаменитого подводно-диверсионного подразделения князя Валерио Боргезе – фанатика подводной диверсионной борьбы. Эти малоуязвимые катера, развивавшие скорость более 70 км/ч, вооруженные торпедами были перевезены из Италии с целью перекрыть водный путь Ленинград-Кронштадт и тем самым еще более укрепить блокаду осажденного Ленинграда.

В результате другой операции – по обследованию немецкой подводной лодки «U-250» серии VII-C, затонувшей в 1944 году в Выборгском заливе (командир корветтен-капитан Вернер Шмидт), в руки наших специалистов по вооружению попали две новейшие электрические, самонаводящиеся по акустическому каналу торпеды Т-5 с неконтактными взрывателями, а штаб КБФ получил карты секретных фарватеров и схемы минных полей.Всего же за время войны водолазы РОН провели более 200 операций: по разведке акваторий, обследованию затонувших кораблей, диверсионных акций, выводе в тыл противника разведгрупп и т.п. Причем половину из них – с использованием водолазного снаряжения. Отметим, что, по результатом ледовой разведки на Ладожском озере, которую возглавлял сам командир РОН лейтенант Прохватилов, была проложена знаменитая Дорога жизни. Одновременно с боевой работой РОН, в соответствии с указаниями Разведуправления МГШ стали создаваться подобные подразделения водолазов-разведчиков и на других флотах. Например, на Черноморском флоте к апрелю 1944 года был создан разведывательный отряд особого назначения (РООН) в составе 10 человек под командованием старшего лейтенанта С.С.Осипова (бывшего командира взвода РОН) и его помощника мичмана Павлова. В первой половине октября 1941 (???) года началась подготовка подводно-десантной группы численностью 50 человек.

Командиром группы был назначен лейтенант Крейман. После завершения подготовки ее личный состав был переброшен в Сталинград, где обеспечивал переправку техники и войск через Волгу. В январе 1945 года согласно директиве начальника Тихоокеанского Флота на базе 181-го разведотряда Северного флота стал формироваться 140-й РООН. Возглавил отряд Герой Советского Союза старший лейтенант В.Н.Леонов. В августе 1945 года бойцы этого подразделения провели ряд блестящих операций в корейских портах Юки, Рассин, Сейсин, Гензан и др.Говоря об отдельных примерах использования боевых пловцов во время Великой Отечественной войны, следует коснуться еще одного малоизвестного факта. А именно, операции, проведенной группой легководолазов, по взрыву железнодорожного моста через реку Днепр в районе Гомеля. Этот мост играл огромную роль в переброске военных грузов к Курской дуге, для планируемой немцами наступательной операции «Цитадель». Все попытки «достать» его силами бомбардировочной авиации не увенчались успехом.

После тщательного отбора в группу было зачислено 10 человек. В качестве водолазного снаряжения на вооружении группы находился гидрокомбинезон ТУ-1 и дыхательный аппарат ИСА-М. Сначала легководолазы-диверсанты прошли подготовку на базе Центрального совета ОСОАВИАХИМА, под руководством опытного водолазного специалиста В.И.Кронштадтского-Карева. Группа овладела методами ориентировки под водой, стрельбы из немецкого оружия, маскировки, владения приемами рукопашного боя, прыжками с парашютом. После усиления отряда врачом, радистом, снайпером, подрывником, автоматчиками, а также разведчиками, знавшими немецкий язык, диверсанты, снабженные дополнительно необходимым снаряжением и взрывчаткой, были десантированы в заданный район.

Проведя тщательную разведку, водолазы приступили к минированию опоры моста. Работа проводилась в тяжелейших условиях, ночью, при нулевой видимости под водой и сильном течении, причем одним водолазом – В Хохловым. Еще во время первой вылазки второй диверсант получил тяжелое ранение в голову, топляком или бревном, проносившимся мимо по течению. Через четверо суток минирование моста было закончено. У его опоры, на дне лежало 10 ящиков с толом, по 50 кг каждый, на взрывчатке установлены электродетонаторы и взведен «контрольный» часовой механизм. Он должен был включиться через 24 часа, если по каким либо причинам не сработает электроподрыв. Менее чем через сутки все было кончено. Когда на мост втянулся состав с танками подрывник крутанул машинку и важная железнодорожная артерия оказалось надолго перерезанной в самом слабом ее месте.Выполнив задание, диверсионная группа благополучно добралась до партизанской базы и вскоре самолетом была переброшена в Подмосковье.

Через несколько дней после успешно проведенной операции началось одно из крупнейших сражений Второй мировой войны на Курской дуге.И еще один эпизод «подводной» войны, связанный с партизанским движением в Белоруссии.Во время войны в Пуховическом районе Минской области успешно действовала партизанская бригада «Пламя», которой командовал полковник Евгений Федорович Филипских. За три года боев партизанами было уничтожено 135 эшелонов, выведено из строя 117 танков, сбито 5 самолетов, взорвано 56 мостов, уничтожено более 6 тысяч солдат и офицеров противника. Тем не менее, штаб бригады продолжал искать и планировать новые способы ведения боевых действий.

Одним из таких планов стало создание подводных разведывательно-диверсионных групп для проведения «единовременной операции по подрыву железнодорожных и шоссейных мостов на территории всей оккупированной Белоруссии». К этой масштабной акции предполагалось привлечь 400 боевых пловцов, специально подготовленных для диверсионной работы и оснащенных кислородными аппаратами ИПА-1 и ИПА-2. План был согласован со специалистами и получил одобрение в Центральном и Белорусском штабах партизанского движения.

Однако поражение немецкой армии на Курской дуге и скорое вступлении советских войск в Белоруссию, отложили реализацию плана «подводной войны» на неопределенное время.Вторая мировая война закончилась. Началась длительная «холодная» война с множеством больших и малых региональных конфликтов. Примут в них участие и советские боевые пловцы. Об этих, одних из самых малоизвестных страниц в истории противостояния СССР и капиталистических государств мы расскажем в следующем номере нашего журнала.

Александр Окороков, доктор исторических наук, Чекист

You may also like...