Посадите от горя подальше! Как отсутствие автокресел убивает детей

С начала года в автокатастрофах в России погибли 414 детей-пассажиров, ранения получили 6815 маленьких участников дорожного движения. Большинство детей были бы сейчас живы и здоровы, если бы взрослые пристегнули их спецустройствами. По данным ВОЗ, автокресла снижают смертность детей-пассажиров на 54%, риск получения травм – на 76%, особо тяжёлых травм – на 92%.

Такая положительная динамика наблюдалась в странах Европы после появления там запрета на перевозку детей без спецсидений.

В нашей стране аналогичные правила появились пять лет назад. К сожалению, соблюдают их немногие. По результатам социологического исследования ВЦИОМ, оказалось, что всегда используют автокресла лишь четверть россиян. Чем чревато такое беспечное отношение к безопасности детей, рассказывает заместитель главного врача НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, доктор медицинских наук Размик Кешишян: «В наш стационар поступает около 50% всех детей, раненных в ДТП на дорогах Москвы и области, 6% из них гибнет, 25% становятся инвалидами».

–Когда я был моложе и категоричнее, то думал, что в 100% случаев травма ребёнка – ошибка взрослого. Сейчас я думаю… так же. Если ребёнок выбегает на дорогу и оказывается под колёсами – виноваты взрослые. Если подросток за рулём скутера попадает в ДТП – виноваты взрослые. Если малыша не пристегнули в машине и он получил травму – виноваты взрослые. Я не знаю ни одной причины, по которой был бы виноват ребёнок. Тем более, если мы говорим об авариях.

– В ваш стационар привозят пострадавших маленьких пассажиров не только на «скорой», но и на вертолётах Службы спасения?

– На крыше нашего института действительно есть вертолётная площадка. К нам доставляют детей, которые находятся в крайне тяжёлом состоянии, в том числе пострадавших в автокатастрофе, так как наш институт специализируется на этом направлении и имеет необходимые технические и профессиональные ресурсы. Так, в последние годы с помощью компьютерной томографии, МРТ, УЗИ, доплерографии и чётко отлаженного алгоритма действий всей медицинской бригады мы имеем возможность оперативно не только проводить обследование в течение 10–20 минут, но и ставить диагноз со всеми имеющимися повреждениями, что позволяет незамедлительно вырабатывать план проведения лечения. Раньше на это уходило до 12 часов.

К сожалению, во многих медучреждениях так происходит до сих пор. Директор нашего института профессор Леонид Рошаль считает, что ребёнок, получивший опасную травму, должен лечиться только в специализированном стационаре. Конечно, такой подход приводит к тому, что число смертельных исходов в нашем институте выше, чем в других стационарах. Но это и правильно. Ведь если ребёнок погиб в стенах нашего стационара, значит, спасти его было невозможно.

– Лет пять назад многие россияне не знали, что такое автокресло. С 2007 года в нашей стране нельзя перевозить детей до 12 лет без таких устройств. Сейчас, по данным соцопроса ВЦИОМ, детские кресла имеются у половины населения страны. Что изменилось?

– Разделим этот вопрос на три части. Во-первых, за последние годы изменилась тенденция. Раньше было больше пострадавших детей-пешеходов, на втором месте по количеству полученных травм находились дети-пассажиры. В последние годы количество пострадавших детей-пешеходов стало уменьшаться, а детей-пассажиров становится значительно больше.

Во-вторых, в последнее время стало уменьшаться число пострадавших детей младшей возрастной группы (дети до 3 лет), и я считаю, что это только благодаря использованию автокресел.

В-третьих, после того как стали использовать детские автомобильные кресла, тяжесть травм стала уменьшаться. Есть одно «но»: детское сиденье должно быть правильно подобрано (кресла по возрасту и росту делятся на четыре группы), а ребёнок должен быть в нём правильно пристёгнут. Если ребёнок сидит на подушке, на мягкой игрушке, пристёгнут адаптером или штатным автомобильным ремнём безопасности, то травма в ДТП окажется значительно более серьёзной и только усугубится от использования неподходящего устройства.

Я должен отметить сознательность московских родителей. Они в отличие от жителей Подмосковья в большей степени заботятся об автомобильной безопасности своих детей.

Самая большая проблема – это реакция ребёнка и его самочувствие в машине, так как если ребёнок капризничает или плачет, это является на сегодня «естественным» для родителей – его отстегнуть и взять на руки, ведь всегда кажется, что «до бабушки пять минут ехать». Часто именно в этой «нервной» обстановке и происходит авария или экстренное торможение, и ребёнок оказывается ничем не защищён, в отличие от взрослых, для которых в машине продуманы такие средства безопасности, как подголовники, подлокотники, ремни и подушки безопасности.

Дети в машине – самые незащищённые пассажиры. Если они попадают в аварию, то, как правило, получают не одну, а две и больше травм – головы, живота, груди, внутренних органов, переломы. Ребёнок в автомобильной капсуле занимает меньше площади. Он расслаблен, доверяет взрослому и не думает, что может произойти авария. В момент столкновения ребёнка начинает кидать в разные стороны, и он получает сразу несколько травм. Если ребёнок правильно пристёгнут, то этих бед можно избежать.

– Какие травмы чаще всего получают непристёгнутые дети?

– Абсолютно разные, но очень серьёзные, причём от марки и модели автомобиля тяжесть и число полученных повреждений не зависят. Это сочетанные травмы, сложные переломы таза, длинных трубчатых костей, травмы шейного отдела позвоночника. Самые опасные для ребёнка – черепно-мозговые травмы, без последствий они не проходят.

– По данным соцопроса ВЦИОМ, 13% взрослых не верят в то, что автокресло в аварии может спасти.

– Автокресла защищают. Это доказано. Если ребёнок пристёгнут, если кресло правильно подобрано, то травмы смягчаются. Если неправильно пристёгнут, то защитная функция кресла отсутствует и ребёнок получает травмы серьёзнее и тяжелее. Ломается позвоночник в том месте, где не должен, происходит перелом бёдер около тазобедренных суставов. Вроде что-то удержало, но ребёнок свободно перемещался и в итоге вынырнул из-под ремня. Именно так произошло с нашим двухлетним пациентом. В страшной аварии в Подмосковье погибла его мама. Малыш в машине был пристёгнут неправильно, это видно по характеру травм. В момент столкновения он согнулся, как хлыст, резко разогнулся, в результате чего на уровне грудного отдела сломан позвоночник, произошёл разрыв спинного мозга, получена травма груди, перелом обоих высоких бёдер. Его много раз оперировали. Испробовали все методы лечения. Но, к сожалению, на сегодняшний день он остаётся прикованным к постели.

– По данным соцопроса ВЦИОМ, 20% наших соотечественников думают по старинке, что возить детей надо на руках у мамы, она крепко держит ребёнка и защищает его от опасностей.

– Это огромное заблуждение. Нам известны печальные случаи, когда мать задавливала насмерть собственных детей. Машина в аварии резко останавливается, ребёнок же продолжает движение, ударяется о спинку впереди стоящего сиденья. Сзади на него наваливается мать, которая весит в момент удара несколько тонн и обрушивается всей своей массой. В другом случае мать в момент столкновения широко раскидывает руки, как это делают люди, которые падают. Ребёнка ничто не держит, он со скоростью пули вылетает в ветровое стекло и выпадает на дорогу.

– Как убедить родителей пользоваться автокреслами?

Дорожно-транспортная травма ребёнка – социальная проблема. Водитель, по чьей вине пострадал ребёнок, должен быть наказан. Я не знаю, может ли вообще взрослый человек, который перевозит ребёнка без специального устройства, управлять автомобилем. Автокресло – единственный вариант, чтобы уберечь такого пассажира. Мне хочется, чтобы у нас стало как в Германии, где правила соблюдают все, где ребёнка невозможно выписать из родильного дома без автокресла и законодательно запрещена перевозка детей на руках, где ребёнок-школьник сам откажется от поездки, пока его не пристегнут. ДТП там происходят, дети получают травмы, но в результате несчастных случаев, а не по вине взрослых. Я верю, что в нашей стране подрастающее поколение более мудрое и они сделают всё, чтобы обезопасить своих детей, которых надо беречь.

Справка

Cтатистика детской смертности и травматизма в дтп за 9 месяцев 2011 года

За 9 месяцев 2011 года при общем снижении количества ДТП с участием детей на 1,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросло количество ДТП с участием детей-пассажиров. Их погибло на 12,5% (всего 414 человек) больше, чем за 9 месяцев прошлого года, и ранено на 3,7% (всего 6815 человек) больше. В большинстве случаев причиной гибели и серьёзных травм в автомобиле является неиспользование детского кресла.

За этот же период серьёзно снизились смертность и травматизм среди детей-пешеходов – на 14,9 и 7,1% соответственно.

Беседовала Анна Столярова, НАША ВЕРСИЯ

You may also like...