Как бороться с эвакуаторами
В последние годы в ряде украинских городов получила распространение практика принудительной эвакуации на специальные стоянки (штрафплощадки) неправильно припаркованных автомобилей. Возвращают транспортное средство владельцу не только после оформления нарушения, но и оплаты «услуг» эвакуатора и штрафплощадки. Такая практика вызывает возмущение автомобилистов, особенно учитывая, что в силу неверного толкования ПДД или сознательных злоупотреблений, нет гарантий от эвакуации правильно припаркованных автомобилей.
Городские власти обычно оправдываются необходимостью борьбы с заторами, основной причиной которых будто бы является неправильно припаркованный транспорт. При этом о других причинах этого явления, например, неправильной организации движения, как-то «забывают».
Все споры обычно ведутся в русле вопроса о целесообразности таких мер. Но крайне редко затрагиваются правовые аспекты ситуации. Мы же рассмотрим проблему именно с этой точки зрения: насколько правомерна в таких случаях принудительная эвакуация транспортного средства?
Прежде всего, отметим, что транспортное средство является объектом права собственности. Согласно ст. 41 Конституции Украины, собственность подразумевает возможность владения, пользования и распоряжения вещью, в данном случае автомобилем. Ограничение права собственности допускается только в строго определенных случаях. Причем случаи эти должны быть предусмотрены законом, а не подзаконными нормативными актами. Тем более, что ограничения, не установленные законом, не могут быть введены актами органов местного самоуправления. Это будет и грубейшим нарушением прав собственника, и нарушением прав граждан по признаку места проживания (поскольку распространяться такие незаконные ограничения будут, прежде всего, на жителей соответствующей территории). А последнее прямо запрещено ст. 24 Конституции Украины.
Итак, нам необходимо выяснить, как относится украинское законодательство к таким мерам, как принудительная эвакуация транспортного средства?
Здесь нужно учитывать, что нарушение правил парковки является административным правонарушением. Следовательно, оформление такого нарушения должно производиться в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее КоАП).
Нынешняя редакция КоАП не предусматривает таких мер, как принудительная эвакуация (изъятие) транспортного средства, в качестве обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Кстати, не предусматривает и снятия в таких случаях номерных знаков. Уже этого было бы достаточно для утверждения о незаконности эвакуации, поскольку в соответствии со ст. 19 Конституции Украины, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления могут действовать только в пределах, в порядке и способом, прямо предусмотренных законом.
Может быть, неправильная стоянка – повод для запрета эксплуатации в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении»? Это тоже не так. Во-первых, данный случай не содержится в исключительном перечне оснований для запрета эксплуатации (ст. 37 Закона). Во-вторых, Закон «О дорожном движении» вообще не предусматривает запрета эксплуатации путем доставки автомобиля на штрафплощадку.
Таким образом, о законности эвакуации говорить в любом случае не приходится. Получается, что права собственника транспортного средства нарушаются незаконными действиями представителей органов власти!
А как выглядят с правовой точки зрения требования оплатить «услуги» эвакуатора и штрафплощадки, которых водитель не заказывал и не нуждался?
Фактически под угрозой нарушения его прав, – невозврата собственности, – водителя принуждают оплатить услуги, в которых он не нуждался! Такое навязывание услуг не только прямо запрещено Законом Украины «О защите прав потребителей». Помимо этого такие действия подпадают под ст. 9 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». И за эти нарушения их организаторы могут и должны нести ответственность.
Однако мы «забыли» о еще одной проблеме. Ведь происходит не только противозаконный отъем денег у водителей. Фактически, как мы видели, владелец транспортного средства существеннейшим образом ущемляется в своих правах. Фактически транспортное средство выбывает из его владения противоправным и принудительным образом, против его воли. Тем самым он лишается возможности пользоваться, а также распоряжаться транспортным средством. По крайней мере, до момента его возврата (а возврат обусловлен выплатой каких-то денежных сумм, не имеющих отношения к штрафным санкциям собственно за административное правонарушение).
А когда транспортное средство противоправно выбывает из владения собственника, – это уже совсем не шутки! Такие действия уже прямо подпадают под ст. 289 Уголовного кодекса Украины. Причем следует учитывать, что такие действия редко совершаются в одиночку (обычно к ним имеют отношение сотрудники ГАИ, оформляющие само админнарушение и «изъятие транспортного средства», и сотрудники службы, осуществляющей собственно эвакуацию транспортного средства). Кроме того, чаще всего речь идет об эвакуации не самых дешевых автомобилей. А по признакам совершения незаконного завладения транспортным средством организованной группой лиц или относительно транспортного средства стоимостью свыше 250 минимальных размеров заработной платы такие действия относятся к ч. 3 ст. 289 УК Украины, предусматривающей, между прочим, наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Так что у водителя, пострадавшего от незаконной эвакуации транспортного средства, есть большой арсенал правовых средств борьбы за свои интересы.
Начиная с момента незаконного завладения транспортным средством, он вправе заявить в правоохранительные органы (в данном случае – в прокуратуру, поскольку нарушение закона совершается при участии сотрудников милиции) о совершении в отношении его преступления. С момента, когда выяснилось, что автомобиль не просто похищен неизвестными лицами, а «эвакуирован», и понятно, на какой штрафплощадке он находится, водитель может обращаться в прокуратуру с письменным заявлением (можно направить телеграмму с уведомлением о вручении). В нем нужно описать происшедшее и обязательно просить возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 289 УК Украины.
Получив такое заявление, прокуратура будет вынуждена реагировать в точном соответствии с нормами УПК. То есть произвести проверку с целью установить, имеются ли признаки состава преступления (как мы убедились, дело обстоит именно так) и, в случае подтверждения этой информации, возбудить уголовное дело. (В случае незаконного отказа в возбуждении уголовного дела его можно обжаловать в установленном порядке, в том числе и в суде.) Таким образом, виновные в незаконном завладении транспортным средством не уйдут от ответственности.
Действовать таким образом водитель может и после того, как заберет транспортное средство со штрафплощадки, и если самостоятельно забирать и платить деньги за «услуги» не может или не хочет. Состав преступления в любом случае будет иметь место. В случае, если водитель оплатил требуемые от него суммы, и забрал автомобиль, доказательствами по делу будут сохранившиеся документы, от протокола изъятия транспортного средства до непосредственно платежных документов. Которые обязательно необходимо сохранить!
Кроме того, – в случае нежелания обращаться в прокуратуру или параллельно с этим, – можно обращаться в органы по защите прав потребителей и органы Антимонопольного комитета Украины с целью привлечения виновных к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Наконец, при подтверждении неправомерных действий организаций, осуществивших эвакуацию транспортного средства и его хранение на штрафплощадке, автовладелец имеет полное право обратиться в суд с целью возмещения причиненного ему ущерба. При этом, ущерб может быть причинен как повреждением самого автомобиля (в момент возвращения автомобиля владельцу нужно внимательнейшим образом сравнить его состояние с тем, что отмечено в протоколе изъятия. Если есть повреждения, не отмеченные в протоколе, – это необходимо обязательно зафиксировать. За причинение таких повреждений будут отвечать нарушители законодательства), так и иным образом. Например, отсутствие возможности какое-то время пользоваться и распоряжаться автомобилем может быть причиной упущенной выгоды, и такую упущенную выгоду также можно потребовать возместить. Можно требовать также и возмещения морального ущерба.
Главное в такой ситуации – занять активную позицию в защите своих прав. При этом нужно понимать, что, поступая так, водитель не просто принимает меры к наказанию правонарушителей и возмещению собственного ущерба. Он тем самым способствует укреплению законности в государстве. С другой стороны, тем самым он делает невыгодными для организаторов такие нарушения (тем более невыгодными, чем больше будет водителей с активной правовой и гражданской позицией). А значит, уменьшается вероятность нарушения в будущем прав как данного водителя, так и его коллег по рулю.
Вадим Володарский, адвокат
Tweet