Спецкомиссия бундестага изучает роль немецких спецслужб, не сумевших пресечь серию преступлений
Специальная следственная комиссия бундестага изучает роль немецких спецслужб, не сумевших пресечь серию преступлений, совершенных неонацистскими террористами. Это уже 39-я комиссия такого рода в истории парламента ФРГ.
Парламентская комиссия по расследованию скандала, связанного с деятельностью неонацистской группировки "Национал-социалистическое подполье" (NSU), была создана в январе 2012 года. Соответствующее решение германский бундестаг принял единогласно по совместной инициативе всех фракций.
В составе комиссии 11 депутатов: 4 представителя объединенной фракции ХДС/ХСС, 3 социал-демократа, 2 либерала из СвДП, по одному парламентарию от Левой партии и партии "Союз-90/Зеленые". Председательствует представитель СДПГ Себастиан Эдати (Sebastian Edathy), в помощь комиссии придан следователь по особым поручениям.
Этому парламентскому органу поручено разобраться в упущениях и просчетах немецкой полиции и спецслужб, в частности, Федерального ведомства по охране конституции, которые не сумели вовремя пресечь преступную деятельность неонацистских террористов, которые на протяжении десяти лет совершали убийства и грабили банки в различных регионах Германии. По итогам своей работы комиссии предстоит дать свое заключение и отчитаться перед парламентом и общественностью.
Следственная комиссия бундестага имеет право требовать от любых государственных инстанций предоставления любых документов и вызывать на допрос любых свидетелей, в том числе министров или канцлера, которым в истории федеративной республики уже не раз приходилось отвечать на вопросы следователей-парламентариев. В том случае, если какой-нибудь свидетель без уважительной причины уклоняется от вызова на допрос, он может быть оштрафован или даже взят под стражу. Наказуема также дача заведомо ложных показаний.
Для учреждения следственной комиссии вовсе не требуется, как в данном случае, согласия большинства депутатов бундестага. Согласно 44-й статье Основного закона ФРГ для этого достаточно так называемого квалифицированного меньшинства, то есть, решения, одобренного хотя бы четвертью парламентариев.
Именно поэтому следственные комиссии называют в Германии самым грозным оружием оппозиции, которая зачастую выступает с инициативой их создания в первую очередь по соображениям партийно-политической тактики – чтобы поставить правительство в неудобное положение. Причем, в 2001 году в соответствующий закон были внесены дополнения, которые еще больше укрепили права парламентского меньшинства и расширили полномочия представителей небольших оппозиционных партий в следственной комиссии. Они, например, получили возможность требовать предоставления тех или иных доказательств или настаивать на определенном порядке вызова свидетелей даже вопреки воле большинства своих коллег.
Итоги работы комиссия подводит в заключительном отчете. В том случае, если выводы не отражают позиций всех ее членов (что в Германии, скорее, правило, чем исключение), то меньшинство включает в такой отчет свое "особое мнение".
В скандале вокруг расследования дела об уничтожении документов, касающихся работы осведомителей в окружении одной из неонацистских групп, назначен спецдознаватель. Эти документы, однако, очевидно, не содержали компромата.
Тем не менее, представитель "зеленых" Ханс-Кристиан Штрёбеле (Hans-Christian Ströbele), уже не первый раз участвующий в работе комиссий по расследованию различных скандалов, призывает не переоценивать их значение и не питать особых иллюзий. "Есть завышенные ожидания, что обвиняемый во всем сознается, и следственная комиссия внесет полную ясность. Это исключено уже хотя бы потому, что обвиняемых тут нет", – заявил Штрёбеле.
В самом деле. Работа парламентской следственной комиссии похожа на заседания обычного суда. Но в отличие от судебных на ее заседания вызывают только свидетелей, и никаких юридических санкций в отношении фигурантов дела парламентарии применить не могут. Правда, порой одной только угрозы учредить следственную комиссию оказывается достаточной, чтобы оказать дисциплинирующее воздействие на представителей исполнительной власти, а то и вынудить кого-нибудь из них к отставке. Слушания проходят публично и при согласии свидетеля могут транслироваться по телевидению.
Комиссия бундестага по расследованию скандала, связанного с деятельностью "национал-социалистического подполья", уже 39-я в истории ФРГ. Первая была учреждена еще в 1950 году – всего через год после создания республики.
Тогда ее члены изучали вопрос, почему именно Бонн стал западногерманской столицей, а не его конкурент Франкфурт-на-Майне. Было подозрение, что канцлер Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) банально подкупил некоторых депутатов с тем, чтобы они проголосовали за его любимый уютный Бонн, где ему так нравилось разводить розы. В ходе расследования выяснилось, что порядка двух миллионов марок из штаба Аденауэра и в самом деле были переданы некоторым депутатам, но комиссия не смогла доказать, что это повлияло на их вотум.
Заметный след в парламентской истории ФРГ оставили также комиссии, созданные для расследования нескольких шумных скандалов. Например, истории разоблачения шпиона "штази" Гюнтера Гийома (Günter Guillaume) – личного секретаря канцлера Вилли Брандта (Willy Brandt), аферы Флика, нелегальных пожертвований в партийную кассу ХДС, деятельности службы внешней разведки (BND) в Ираке, махинаций с выдачей немецких виз.
По последнему делу следственной комиссии давал показания бывший в то время (2005 год) министром иностранных дел Йошка Фишер (Joschka Fischer). Его допрос продолжался более 14 часов и целиком транслировался в прямом эфире общественно-правовой телекомпании Phoenix. В тот день у этого нишевого телеканала оказалось зрителей втрое больше обычного.
Источник: Deutsche Welle
Tweet