Государство конфискует средства пользователей WebMoney?

Развитие неоднозначной истории с блокированием Миндоходов деятельности WebMoney и арестом ее счетов (на которых хранятся средства пользователей системы ― прим. Авт.)  на общую сумму более 61 млн. грн. перешло на новый уровень.

 

Парламентский комитет по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией в своем письме попросил председателя НБУ ответить на вопрос, не имеет ли текущая ситуация с работой систем электронных денег признаков коррупции? К письму комитет приложил обращение Интернет ассоциации Украины, описывающее действия НБУ, которые фактически запрещают согласование систем электронных денег.

 

«В обращении речь идет не о частном случае, пусть даже таком резонансном ― говорит Татьяна Попова, глава правления ИнАУ, ― а о той ситуации, которая сложилась сегодня на рынке с работой электронных платежных систем в целом. Основной месседж ― это опасения бизнес сообщества, вызванные политикой регулятора рынка, которая сегодня носит явно протекционистский характер, что заставляет задумываться даже о возможной коррупционной составляющей. Собственно, все факты, анализ соответствующих распоряжений и документов, равно как и возникшие в связи с этим вопросы, изложены в нашем обращении».

Вместе с тем, Татьяна Попова подчеркивает: «Речь сегодня идет не только и не столько о разрешении сложной ситуации в отдельной конкретной компании. Вопрос гораздо глубже: проблема в неэффективном регулировании рынка, которое и приводит к подобным ситуациям».

Пока ИнАУ прозрачно намекает на протекционизм и признаки коррупции в искусственном запрете согласования правил электронных денег со стороны НБУ, Миндоходов вполне конкретно и последовательно претворяет в жизнь неоднозначные регуляторные нормы, основываясь на сомнительных с правовой точки зрения доказательствах.

Как сообщил «proIT» источник, осведомленный в нюансах расследования, едва ли не ключевым доказательством противоправной деятельности WebMoney, по мнению следствия, являются средства пользователей компании, заблокированные на счетах «Украинского профессионального банка» в июне и начале сентября 2013 в общей сложности на 61 млн. грн.

По мнению Дмитрия Гадомского, партнера практики IT и медиа права «Юскутум», признание денежных средств, которые находятся на банковских счетах, вещественными доказательствами ― это более-менее устоявшаяся практика в Украине: «Причем это практика настолько же порочная, насколько и устоявшаяся. Ведь нужно понимать, что деньги на счету ― это лишь запись в электронной базе данных, а не деньги как таковые. Очевидно, что эта «запись» не содержит в себе следов преступления и, соответственно, не может считаться доказательством в уголовном процессе». Дмитрий Гадомский считает, что действия правоохранительных органов против WebMoney свидетельствуют о непонимании природы и функции денег в принципе, и признание денежных средств на счетах вещественным доказательством является еще одним тому подтверждением. «Но как бы там ни было, с точки зрения стратегии именно признание денег доказательством дает возможность государству взыскать эти деньги», ― высказывает мнение адвокат.

«Я предполагаю, что государство заинтересовано в получении этих денег, ― продолжает юрист «Юскутум». ― Однако государство не может предъявить гражданский иск, следовательно, арест, наложенный в связи с обеспечением возможного гражданского иска, будет снят. Что же касается доказательств, то для данной ситуации закон предусматривает их возврат законным владельцам или же, если законного владельца установить невозможно, их передачу в доход государства. Если компании, которые работали под брендом WebMoney не смогут доказать, что именно они являются законными владельцами денег, то деньги будут переданы в доход государства»

Чтобы выяснить, что будет с арестованными деньгами пользователей WebMoney, редакция обратилась с соответствующим запросом в Миндоходов. Но ответ пресс-службы министерства оказался лаконичен и сух: «В настоящее время продолжается досудебное расследование, сведения которого можно разглашать только с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в котором они признают возможным (ст.222 УПК Украины). Поэтому считаю недопустимым разглашение сведений предварительного расследования». В компании WebMoney и вовсе категорически отказались от любых комментариев до окончания судебных тяжб.

По мнению Татьяны Поповой, вернуть средства пользователей WebMoney сможет лишь в судебном порядке. «Но прогнозировать ход судебного разбирательства у нас в стране сегодня, это все равно, что гадать на кофейной гуще. Последние события еще раз убедительно продемонстрировали абсолютную непредсказуемость и не прогнозируемость институтов власти, в том числе и судебной системы», ― отмечает глава правления ИнАУ.

Александр Ольшанский, президент холдинга Internet Invest Group также не берется прогнозировать дальнейшие варианты развития ситуации с заблокированной платежной системой. «Но я вижу ситуацию на рынке, а она такова, что очень активизировались, как и предполагалось, зарубежные системы, которые к Украине не имеют никакого отношения. Вот этими зарубежными системами и будут пользоваться наши сограждане. С точки зрения нашего государства ― это тупик. Вместо того, чтобы развивать собственные системы, мы их фактически уничтожаем и заставляем людей пользоваться чужими. Собственно, это пока и есть сухой остаток всей этой истории». 

 

 

 

 

You may also like...