Граница, деньги и «пересічники»

Для рядового украинца она вроде и не значима (ведь мало кто на Киевщине или, скажем, на Полтавщине, имеет авто на иностранных номерах) – но только не для тех соотечественников, рядом с которыми есть хотя бы одна еврограница. Потому что через нее можно перегнать себе подержанное авто с иностранными номерами и ездить на нем здесь. Это гораздо дешевле, чем купить себе "иномарку" в Украине.

  А многие соотечественники хотят улучшения уровня своей жизни уже сегодня – так что если есть возможность пересесть на комфортный автомобиль, но с иностранной регистрацией, то бог с ней, с той регистрацией! Пересаживаемся! Расследование агентства УКРИНФОРМ.

Сделки с иностранными номерами для авто кормят всех, кто живет возле границы.

КТО ЖЕ ТАКИЕ "ПЕРЕСЕЧНИКИ"?

А если границ три – как на Закарпатье, то это означает, что таких автомобилей в крае едва ли не больше, чем с украинскими номерами. Вот, например, в Ужгороде едва ли не каждое второе авто – на венгерских, словацких, чешских номерах или какой-либо другой страны ЕС.

По информации Павла Белецкого, активиста ОО "Завтра", выступающего в защиту прав водителей машин с иностранной регистрацией, 50% авто в соседнем с Закарпатьем словацком городке Михаловце имеют украинцы.

То есть, возникает целая общественная практика – покупать себе авто за границей и ездить на нем здесь. Появилось даже название автомобилистов, практикующих пользование такими автомобилями – "пересечники". Ведь по закону нерастаможенное авто раз в 5 дней должно пересекать государственную границу – в народе это назвали "осуществлением пересечки".

– Арифметика проста, – рассказывает Виталий, владелец седана Mitsubishi на словацких номерах. – Иномарки в Украине как правило в полтора-два раза дороже, чем у соседей. Когда покупал себе машину, отдал за нее €2 тысячи. Здесь за такую просили пять.

Правда, Виталию приходится теперь каждые пять дней кататься через границу. Но для человека, живущего от нее в 20 км, это не составляет проблемы.

– Иногда на "пересечку" ездит жена, если у меня не получается, – говорит Виталий.

Но если вдруг "пересечку" сделать не получилось (ну, всякое в жизни бывает)? Тогда штраф: до 8,5 тыс. грн. Однако изобретательные закарпатцы и здесь нашли себе спасение. Есть общая практика справок, которые можно получить на СТО – о том, что авто на момент, когда нужно делать отметку на таможне, было неисправным, требовало безотлагательного ремонта. Это дает право отсрочить "пересечку" и сделать ее после того, как машину "отремонтируют" на СТО.

– Эта практика справок об отсрочке пересечки существует, почему-то, только на Закарпатье, – объясняет Павел Белецкий, – к нам даже приезжают волыняне, которые просрочили пересечение границы. Дешевле здесь сделать справку, сделать пересечку – и ездить еще 10 дней, чем уплатить штраф в 8,5 тысячи гривень.

СХЕМЫ, ДЕНЬГИ, СХЕМЫ…

Конечно, такое общественное явление порождает разные коррупционные схемы. Закарпатцы напрямую говорят, что справки на СТО не всегда, правду говоря, выдаются "по делу", зачастую их покупают – чтобы не кататься туда-сюда через границу. Особенно те, кому ездить далековато: потому что одно дело, как ты живешь, например, в Ужгороде, где до границы езды – 15 минут от центра города. А если ради этого надо переться из района, да еще и не Ужгородского, за 45-60 км. Это бензин, время, деньги…

– Поэтому все зависит от того, что выгоднее водителю – сделать "пересечку" или купить справку, – объясняет автомобилист Виталий. Стоимость зависит от времени, на которое ее выдают.

Существуют также другие схемы, по которым живут владельцы нерастаможенных авто.

– Если человек не хочет заморачиваться с "пересечками", авто на территорию Украины перегоняет словак, венгр или чех (конечно, за деньги, обычно это стоит 100 евро), – объясняет "посредник" Иван, помогающий соотечественникам подыскать авто за границей. – Через год вам надо снова выходить на связь с этим человеком, чтобы он осуществил "пересечку". И это снова деньги. Но тут неизвестно еще, что дороже: ведь пересечки – это тоже деньги: бензин, справки, таможенники…

Гораздо проще, акцентирует посредник Иван, если закарпатец имеет венгерский паспорт (а таких в области немало). Тогда человек сам себе перегоняет авто и не возится с пересечками. Это актуально для многих земляков, ведь большинство из тех, кто имеет авто на иностранных номерах, привлечены к какому "бизнесу" из-за границы. То мелкая контрабанда, торговля…

КТО У КОГО УКРАЛ ЗАКОН?

Собственно, о существовании этих коррупционных схем все знают. И все по ним живут. Водителям выгодно – они имеют комфортные машины: для семьи, или для бизнеса… Всем, кто их обслуживает (таможенникам, юристам, чиновникам) – назовем это так – наличие общественной практики ввоза нерастаможенных автомобилей тоже выгодно, потому что они на этом зарабатывают. И поэтому, когда в отлаженной системе идет какой-то сбой, реакция социума мгновенная.

Так произошло в начале марта, когда на Закарпатской таможне внезапно перестали принимать справки СТО, которые предоставляли право откладывать "пересечку". Водители заблокировали границу – сначала КПП в Ужгороде, потом – в Малом Березном и Солотвино.

Бастовали недолго – всего полтора дня, но эта блокада вызвала резонанс. И власть на Закарпатье снова взялась решать проблемы "пересечников". Наперегонки.

Была создана рабочая группа из представителей Закарпатской ОГА, специалистов от таможни, юристов и самих водителей, – которая разработала закон, регулировавший бы проблемы в этой сфере. Он позволяет владельцам автомобилей с иностранной регистрацией пребывать на территории Украины до одного года. Действующий ныне закон устанавливает этот срок в пределах 5 дней, если пересечение границы на вход и на выход происходит на одном КПП границы, и 10 дней – если на разных пунктах пропуска на границе.

Геннадій Москаль

Геннадий Москаль

Геннадий Москаль взялся лично передать этот закон в ВР, обещал лоббировать его, "используя свои связи в Киеве". Но… не успел.

Его вечный оппонент нардеп Виктор Балога, как оказалось, тоже не равнодушен к проблемам "пересечников". Так вот он взял и первым зарегистрировал на сайте ВР закон об изменениях в Таможенный кодекс, касающиехся иностранных автомобилей. И также – с предложением продлить срок пребывания машин с иностранной регистрацией на территории страны до одного года и уравнять украинцев в правах с нерезидентами Украины, имеющими право ввозить нерастаможенный автомобиль в Украину на год.

Поднялся, конечно, скандал. Москаль обозвал Балогу мошенником, мол, он "после того, как нам с активистами совместными усилиями удалось разработать изменения в закон и обнародовать их просто украл их без какого-либо обсуждения с общественностью и подал в Верховную Раду от своего имени".

"12 марта текст наработанного рабочей группой законопроекта был опубликован на моем персональном сайте, 14 марта, после поездки в Киев и встречи с высшим руководством государства достигнута договоренность, что законопроект на рассмотрение депутатов внесет председатель фракции "Солидарности", координатор парламентской коалиции Юрий Луценко (о чем также сообщено на моем сайте), а на следующий день, 15 марта, Балога регистрирует украденный законопроект от своего имени!" – возмущался Геннадий Москаль.

Віктор Балога

Виктор Балога

Москаль также считает, что таким образом Виктор Балога перечеркнул для этого закона возможность "пройти" в Верховную Раду. Мол, если закон внесет Луценко, ему как координатору парламентской коалиции, под силу найти большинство разных фракций для принятия законопроекта (хотя сделать это очень непросто), но если изменения предложит такой "стратег" как Балога, большинство о них даже слышать не захочет.

После этого скандала время от времени тему снова поднимают. На прошлой неделе депутаты облсовета направили обращение к коллегам из ВР и призвали решить острый социальный вопрос. В начале этой недели с таким же призывом обратился к нардепам Геннадий Москаль – он просит руководство Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики неотложно рассмотреть законопроект Балоги.

ПОЛИТОЛОГ: ПРОБЛЕМА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕШЕНА, ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВЫГОДНО ВСЕМ

– По активизации политиков вокруг этого вопроса нечего удивляться, – комментирует политолог Виктор Пащенко, директор Закарпатского института политических исследований. – "Пересечники" – тема стопроцентно предвыборная, поэтому здесь напрашивается побочный вывод: когда депутаты и чиновники начинают много говорить о проблеме "пересечок", значит, приближаются выборы. Ведь количество водителей машин на иностранных номерах составляет, по разным оценкам, более 40 тысяч человек. Это значительное электоральное поле.

Віктор Пащенко / Фото: zakarpattya.net.ua

Виктор Пащенко / Фото: zakarpattya.net.ua

Много закарпатских политиков обращались к этой теме, и неоднократно, говорит Виктор Пащенко. Некоторые даже строили свою предвыборную кампанию на этом вопросе. Однако он так и не был решен, несмотря на все предыдущие попытки внести изменения в законодательство. И он не может быть решен – по крайней мере в ближайшее время.

Политолог поясняет: масштабы этой темы – не только Закарпатья. Здесь это только возможность попиариться, поэтому все эти заявления от депутатов облсовета с призывами рассмотреть закон – то же самое, что депутаты Закарпатского облсовета обращались в парламент ЕС с призывом освободить Надежду Савченко.

– Вопрос "пересечек" – это вопрос евроинтеграции. Схема, по которой существуют сегодня эти водители, коррупционная. На ней зарабатывают все: таможенники, пограничники, чиновники – на справках, полиция – на штрафах… На ней завязаны все силовики государства: юристы, судьи, депутаты, чиновники… Это золотое дно, на котором все зарабатывают. Тема также лоббистская: она призвана защищать непутевый украинский автопром. Потому что таких цен на авто, как в Украине, нет нигде в мире, мы супербедная страна с заоблачными ценами на авто и недвижимость, когда "убитый" ланос стоит $5 тысяч, тогда как подержанный "фольксваген" в Словакии – $2 тысячи. Поэтому решение этой проблемы – просто общий с Европой рынок, без барьеров на границах. Это одно голосование. И проблемы "пересечек" нет.

Да и если брать просто народ, которого касается эта проблема, тоже нет однозначной трактовки. И не все закарпатцы хотят ее решить.

– Да, есть много водителей с машинами на иностранной регистрации, но есть также масса закарпатцев, работающих таможенниками, пограничниками, в судах, чиновниками… Им всем выгодно, чтобы сохранялись эти схемы – ибо это их хлеб, – объясняет Виктор Пащенко. – Новый закон и отмены старых схем приведут к потере блага для их семей, поэтому это проблема продавца и покупателя.

Поэтому, по прогнозам эксперта, на проблеме "пересечников" будут лишь дальнейшие политические спекуляции. При нынешней власти проблема решена не будет, считает эксперт.

Автор: Татьяна Когутич, Ужгород, УКРИНФОРМ

You may also like...