Что известно из новых разговоров российских боевиков сбивших Боинг рейса MH17
Журналисты общественного телевидения Нидерландов опубликовали новые записи телефонных разговоров обвиняемых по делу о сбитии малайзийского “Боинга” под Донецком в 2014 году. Разговоры, перехваченные украинскими спецслужбами и переданные нидерландским следователям, противоречат утверждениям двух подозреваемых – отставных офицеров военной разведки России Сергея Дубинского и Олега Пулатова. Оба они говорили, что не имеют отношения к трагедии.
В распоряжении нидерландских журналистов оказались перехваты еще нескольких новых разговоров, передает Би-Би-Си. Ранее официально было опубликовано только 12 записей разговоров подозреваемых. Международная следственная группа сумела подтвердить их подлинность. Один из подозреваемых – Олег Пулатов – в разговоре с адвокатами также сказал, что на большинстве обнародованных записей он узнает свой голос.
По версии следственной группы, которая изучает обстоятельства гибели МН17, самолет был сбит из ракетной установки “Бук”, принадлежавшей курской 53-й бригаде ПВО российских вооруженных сил. Следователи из Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины считают, что ключевой фигурой в организации доставки “Бука” в город Снежное, откуда, предположительно, была запущена ракета, был Сергей Дубинский с позывным “Хмурый”. Летом 2014 года он был главой службы контрразведки в самопровозглашенной “ДНР”.
Новые прослушки
В 2019 году Дубинский дал интервью Русской службе Би-би-си и назвал выдвинутые против него обвинения “бредом”. “Любой человек, имеющий мало-мальское отношение к армии, вам скажет, что начальник контрразведки, отвечающий за транспортировку, а тем более боевое применение [установки “Бук”] – это из области даже не фантастики. Это в Кащенко”, – заявил Дубинский корреспонденту Би-би-си.
В причастности к крушению самолета прокуратурой Нидерландов обвиняются четыре человека:
- Игорь Гиркин (Стрелков), гражданин России, министр обороны самопровозглашенной “ДНР”, отставной офицер ФСБ
- Сергей Дубинский, гражданин России, старший офицер ГРУ армии России в отставке
- Олег Пулатов, гражданин России, подполковник запаса ВДВ армии России
- Леонид Харченко, гражданин Украины, командир разведподразделения ГРУ самопровозглашенной “ДНР”
Однако авторы программы Nieuwsuur общественного нидерландского телеканала NOS утверждают обратное. В частности, журналисты обнародовали телефонный разговор, в котором человек с голосом Дубинского общается с еще одним подозреваемым в причастности к гибели “Боинга” – вероятно, подполковником запаса ВДВ российской армии Олегом Пулатовым.
Судя по записи, примерно за сутки до крушения Пулатов говорил Дубинскому: “Танки не нужны, нужна только дальнобойная артиллерия и хорошая ПВО”. Он объясняет, что вооруженные силы Украины применяли авиацию: “самолет с большой высоты работал. То есть практически ни одна система его не доставала”.
В ответ человек с голосом Дубинского говорит: “Постараюсь сегодня, если ночью притянут “Бук-М”, придет сразу туда к тебе”. “Потому что больше делать нам нечего, только на “Бук” надеяться”, – добавляет на записи этот человек.
Что говорил Пулатов
Пулатов – единственный из четверых подозреваемых, согласившийся сотрудничать со следствием. Через своих адвокатов он дал показания следователям и заявил, что 16-17 июля 2014 года о зенитно-ракетной установке “Бук”, из которой предположительно был сбит самолет, ни с кем не говорил, не заказывал ее перевозку, не сопровождал и не транспортировал.
ФОТО,COURTMH17.COM / Олег Пулатов и его нидерландские адвокаты во время личной встречи в России
“Мне даже вообще было не известно, была ли такая система “Бук” у ополчения”, – сказал Пулатов адвокатам. Он также утверждал, что ему было известно о “Буках” украинской армии, по его словам, развернутых в районе населенного пункта Зарощенское.
Но в телефонных переговорах, обнародованных нидерландскими журналистами, есть свидетельства и того, что примерно за семь часов до катастрофы Дубинский и Пулатов могли обсуждать отправку “Бука” в район около поселка городского типа Первомайский около города Снежное в Донецкой области. Именно оттуда, согласно данным следователей, запустили ракету, которой сбили “Боинг”.
“Сейчас тебе Крот [в 2014 году такой позывной носил еще один подозреваемый по делу Леонид Харченко – глава разведывательного подразделения ГРУ самопровозглашенной “ДНР”] притянет “Бук-М”, – говорит человек с голосом Дубинского. – Надо поставить где-то в районе Первомайска его. “Бук-М”… И придут три танка “Востока” с охраной”.
В расследовании Nieuwsuur также рассказывается о событиях вскоре после крушения “Боинга”. Переговоры подтверждают версию о том, что представители самопровозглашенной “ДНР” вначале были убеждены, что ракетой ПВО был сбит украинский военный самолет, а не пассажирский лайнер.
“Сбили, молодцы!”
Через полчаса после крушения человек с голосом Харченко докладывает, вероятно, Дубинскому: “Мы на месте, одну уже “сушку” сбили” (имеется в виду истребитель “Су”). “Молодцы, ай, молодцы! Одну “сушку” сбили, молодцы!” – хвалят его в ответ.
Судя по следующему разговору, произошедшему спустя два часа после трагедии, о гибели малайзийского лайнера они точно не знали даже тогда. Неизвестный собеседник спрашивает у человека с голосом Дубинского: “Тут мне звонят журналисты, в частности, с НТВ. Говорят, что-то “Боинг” рухнул под Донецком, где-то километров 80 от Донецка. Правда?”. “Бой идет в смысле?” – не понимает тот. В ответ на уточняющий вопрос он говорит: “А, так наши сбили на “Саур Могиле” [курган в Донецкой области, где тогда шли ожесточенные бои]. Там вот возле Марииновки. Наши – “сушку” [сбили]”. О “Боинге”, судя по разговору, ему пока неизвестно.
Когда картина произошедшего начала проясняться, в разговорах между обвиняемыми возникает версия о причастности к произошедшему украинского истребителя.
Представители самопровозглашенной “ДНР” и России давали несколько различных объяснений того, что произошло с МH17. В числе прочего они утверждали, что малайзийский самолет мог по ошибке сбить самолет украинских военно-воздушных сил и украинская установка “Бук”. Международная следственная группа эти версии отвергла.
Примерно через три с половиной часа после крушения “Боинга” люди с голосами Дубинского и Пулатова обсуждают произошедшее. “Это “сушка” е… [сбила] “Боинг”, да?”, – спрашивает первый. Второй отвечает утвердительно, но на вопрос о том, видели ли они это, говорит: “Наблюдали с земли. Я-то сам был в Марииновке”.
“Все равно на нас свалят”
Как говорят журналисты, сразу после этого “Дубинский” обсуждает ситуацию с человеком с голосом Игоря Гиркина – еще одного обвиняемого по делу о гибели МН17, в тот момент он был министром обороны самопровозглашённой “ДНР”.
“Сушка” вальнула “Боинг”, а “сушку” уже наши “Буком” е… [сбили], – говорит “Дубинский” “Гиркину”. Тот отвечает “угу”, правда после этого добавляет: “Я чего-то, честно говоря, не очень в это верю”. “Так все равно на нас свалят, что мы завалили, понимаешь?”, – отвечает ему “Дубинский”.
Международная следственная группа ранее проверяла версию о том, что малайзийский самолет мог по ошибке сбить самолет украинских военно-воздушных сил и опровергла ее.
Проведя выкладку обнаруженных фрагментов упавшего “Боинга”, а также ряд экспертиз, следствие пришло к выводу, что взрыв произошел не внутри, а снаружи лайнера. В частности, на это указывал характер повреждения частей салона и обшивки. Сажа от взрыва ракеты была обнаружена не внутри самолета, а с внешней стороны кабины пилотов. Также была проведена экспертиза тел и вещей экипажа и пассажиров самолета. Специалисты обнаружили в них поражающие элементы ракеты “Бук”. Следов попадания каких-либо других ракет, кроме ракеты “Бука”, а также следов от пуль самолетных пушек обнаружено не было.
Следствием также была опровергнута гипотеза о том, что “Боинг” мог быть сбит “Буком” украинских вооруженных сил.
Слушания по делу о крушении самолета Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines проводит Гаагский суд. Следующее заседание состоится 15 апреля.
Среди обвиняемых в причастности к крушению самолета и смерти 298 человек – три гражданина России и один гражданин Украины. Как заявили Би-би-си следователи JIT, их задача – “изобличить всю цепочку – от экипажа “Бука” до тех, кто отдавал приказы этому “Буку” отправиться на задание 17 июля 2014 года”.
“Наши “Буком” “сушку” ***нули”
На записях разговора Пулатова и Дубинского слышно, как в день катастрофы лайнера Дубинский говорит о ракетной установке “Бук”: по его словам, оружие было необходимо для отражения атак истребителей армии Украины в районе города Марьинка.
“Алло, Николаич, а куда нам эту красавицу сгрузить?” – говорит Дубинский во время разговора с Пулатовым. И уточняет: “БМ? “Бук”?”
“Да, “Бук”, “Бук”, – повторяет несколько раз Пулатов.
“А она (установка) на тягаче?” – спрашивает Дубинский.
“Надо поставить “Бук-М” в районе Первомайского, – говорит Дубинский в другом разговоре с Пулатовым. – Придут также три танка “Восток” с охраной”.
17 июля, примерно через полчаса после крушения “Боинга”, Дубинский узнает от сепаратистов, что они якобы сбили украинский истребитель “Су”, “сушку”.
“Мы на месте, уже одну “сушку” сбили”, – говорит в разговоре с Дубинским Леонид Харченко, еще один человек, суд над которым проходит в Нидерландах.
“Молодцы, ай молодцы!” – хвалит российских боевиков Дубинский.
Замминистра обороны “ДНР” потребовалось почти два часа для того, чтобы выяснить, что в это же время был сбит пассажирский борт с 300 пассажирами. Ему позвонил еще один боевик, которому пришлось давать разъяснения по этому поводу журналистам телеканала НТВ.
“Боинг”! Самолет упал!” – говорит человек, который звонит Дубинскому.
“А, так наши сбили над Саур-Могилой, возле Малиновки. Наши сбили “сушку”, – сразу реагирует на эту реплику Дубинский. После этого звонивший еще раз говорит, что “рухнул пассажирский “Боинг”, на что Дубинский говорит: “Игорь, я не в курсе”.
После этого разговора, как следует из данных прослушки, Дубинский потребовал от боевиков разъяснений.
“Это “сушку” ***нуло? – спрашивает Дубинский в следующем разговоре у Пулатова. – Вы это видели, наблюдали?”
Позже Пулатов рассказывает, что “Боинг” якобы был сбит украинским военным самолетом Су (“Сухой”), а после этого боевики якобы сбили украинский истребитель. Эту версию неоднократно озвучивали после катастрофы пассажирского лайнера российские госмедиа, а затем она легла в основу позиции Минобороны России.
“Наблюдали, – подтверждает Пулатов. – “Сушка” вальнула, ***дь “Боинг”, а наши “Буком” уже “сушку” ***нули”.
“Все равно на нас свалят, что мы завалили”, – говорит Дубинский о пассажирском “Боинге” МН17 уже в следующем разговоре с Гиркиным-Стрелковым.
Совет безопасности Нидерландов утверждает, что вблизи рейса MH17 не было других самолетов, в том числе украинского истребителя.
Позднее российская сторона заявила, что “Боинг” действительно сбили из “Бука”, но ракетой более старой модификации, которые были сняты с вооружения российской армии в 2011 году, но якобы остались в распоряжении украинской армии. Ответственность за использование “Бука” Кремль также попытался возложить на украинских военных. Международное следствие эту версию отвергло.
После того как информация о сбитом пассажирском лайнере подтвердилась, Дубинский, как следует из еще одной записи прослушки, приказывает Харченко срочно вывезти ракетную установку “Бук”.
“До границы с Луганской областью. Довезти туда и возвращайтесь”, – говорит он.
После этого Дубинский и Гиркин имеют эмоциональный разговор на повышенных тонах. Гиркин приказывает Дубинскому найти подразделение, где был дислоцирован “Бук”, и говорит, что оно должно быть в районе Снежного. Но Дубинский точно не знает, где именно, и жалуется, что ехать ему не на чем.
“А я тоже не знаю! Это ты должен знать, где, ***дь”, – распекает Дубинского Гиркин.
“Я должен знать?!” – практически кричит Дубинский.
“Мне самому туда лично надо было поехать на машине? – отвечает Гиркин. – ***дь, не *** мне мозги! Езжай туда и делай что хочешь, иначе мы все окажемся в ***”.
После паузы Гиркин орет: “Все, за***л, я сам выезжаю, ***дь”.
На следующее утро Дубинский уже звонит одному человеку с позывным “Библиотекарь” и спрашивает, “отдали ли ему коробочку”.
“Да, я ее вывез, но потом приеду и объясню, с какими сложностями это все было”, – говорит тот.
“Но она уже все, не тут, а на той территории?” – уточняет Дубинский.
“Нет, она уже там”, – бодро рапортует “Библиотекарь”.
***
По материалам Би-Би-Си и Настоящее время
Tweet