По законам русского мародерства
В основе концепции освоения и нормализации жизни на временно оккупированных РФ территориях лежит воля к мародерству. Эта волюнтаристская черта как ничто иное объединяет и роднит простых российских солдат, высокопоставленных украинских коллаборантов, путинских чиновников и депутатов госдумы, отмечает издание ZN.ua.
Фантазии о «русском мире» меркнут и выветриваются, когда российскому офицеру в Ирпене попадается качественный (небелорусский) холодильник, а псевдомэру Геническа и ярому почитателю Джигурды — полностью рабочая сеть автозаправочных станций.
Национализация в карман
Нелегкий путь от «национализации» местных рынков до присвоения крупных украинских предприятий, который главари ОРДЛО в свое время прошли за три года, самопровозглашенные губернаторы Херсонщины и Запорожья собираются преодолеть за считанные недели. Сначала гауляйтер подконтрольной РФ администрации Запорожской области Балицкий показал бумажку о «национализации» имущества Украины, охватывающей «земельные участки, природные ресурсы, объекты стратегических отраслей экономики».
Почти синхронно аналогичное решение принял Сальдо — ставленник Кремля в Херсонской области. Чтобы прикрыть намерение самовольно присваивать любое имущество на временно оккупированных территориях, коллаборанты анонсировали «национализацию» имущества украинских олигархов. Благородный грабеж, ничего не скажешь.
По словам самопровозглашенного заместителя Балицкого г-на Трофимова, такое решение приняли с целью «сохранения национального достояния для жителей», но часть украинского имущества в Запорожской области в дальнейшем передадут российскому собственнику. Сальдо уточнил, что все имущество, находящееся на территории области (объекты недвижимости и технологические объекты) и являющееся государственной собственностью Украины, автоматически становится «государственной собственностью Херсонской области».
Проще говоря, несуществующее образование наделило себя правом распоряжаться всем имуществом и ресурсами. «А что, так можно было?» — могли бы спросить опытного Сальдо известные, но мертвые коллаборационисты Захарченко и Болотов. Они хоть и фиктивно, но легализировали свое «право на мародерство» через псевдореферендумы.
Местные представители оккупантов объявили о создании так называемого фонда имущества, обязанностью которого является учет и регистрация не только государственных (коммунальных) объектов, но принадлежащих частным владельцам. К бизнесу, который откажется сотрудничать и делиться прибылями с оккупационной ВГА, будут применять процедуру внешнего управления. Как сказал Сальдо, «частное имущество не изымается, и владелец имеет право его не потерять, если будет работать по законам Херсонской области, которые на сегодняшний день отвечают требованию времени».
О том, по каким законам руководят новооккупированными территориями, рассказал самопровозглашенный заместитель руководителя так называемого областного управления МВД в Запорожской области Селиванов: «Живем по законам добра, правды и справедливости. Да, полиция устанавливает законы правды и справедливости. У нас украинского законодательства уже нет, а российского еще нет, поэтому работаем искренне, справедливо».
Строго придерживаясь этой железной логики, Владимир Сальдо на основе какого-то «положения о ВГА» отжал херсонскую сеть аптек АНЦ и центральные районные аптеки коммунальной собственности. Временным администратором аптек, согласно «документу», стало ООО «Ренеcсанс Фарма», которое связывают с бизнесменами из московского управления ФСБ. Оккупанты уже подыскивают «владельца» для завода Danon и готовятся получать прибыли с ПАО «Херсонская городская типография». Конечно, ни в одном из случаев речь не идет о выкупе или денежной компенсации для законных собственников. Так сказать, работают искренне, справедливо.
«Национализация» добралась и до иностранных судов в порту захваченного Мариуполя. Как анонсирует Пушилин, именно таким образом у формирования «ДНР» появится собственный торговый флот, а мариупольский порт заработает до конца июня. «Национализации» чужого имущества предшествовало заявление минобороны РФ о том, что шесть иностранных судов не «приняли» меры для выхода из порта. Украинские предприятия, такие как «Укрпошта», еще раньше были «национализированы» непризнанными образованиями. Из Херсонской области в РФ продолжают «экспортировать» зерно прошлогоднего урожая. За две недели оккупанты планируют наладить процесс сбора и оперативного хищения урожая озимых зерновых.
В предчувствии большого мародерства российские высокие должностные лица («бизнесмены от политики») выстраиваются в очередь для поездок на только что захваченные Кремлем территории Украины. Ставки низкие, а на кону ценные лоты — энерго- и теплоснабжающие организации, сети АЗС, банки, телекоммуникационные компании, торговые сети, сельскохозяйственное производство или даже банально металлолом.
Референдум как внутренняя политика
Но не стоит недооценивать политические мотивы и расчеты в гастролях высокопоставленных представителей путинского режима. Вояжи на временно оккупированные территории уже стали элементом внутриполитического процесса на России. Показательные визиты или голословные комментарии об успехах оккупации повышают статус и политический вес в условной иерархии околопутинской пирамиды власти. Это одинаково понимают Аксенов из оккупированного Крыма или Собянин из центра имперской метрополии. На прошлой неделе мэр Москвы посетил Луганск, подписал там бумажки о побратимстве этих городов и пообещал «навести порядок» в оккупированном областном центре Украины.
В состязаниях российских чиновников на разрушенных территориях есть одна тревожная деталь. Похоже, что путинский режим хочет создать для своих граждан иллюзию успешной «спецоперации», вследствие которой к России «приросли» новые территории. Началось формирование образа победы, пригодного для внутреннего потребления. С точки зрения имперской логики Кремля, война с Украиной по умолчанию является элементом внутриполитического процесса РФ. Для них является очевидным, что это специальная операция по укрощению непокорной провинции, а не война с суверенным государством. Именно поэтому украинское направление курирует ответственный за внутреннюю политику РФ первый заместитель главы АП РФ Сергей Кириенко, а не кто-то из внешнеполитического блока. И поэтому все эти визиты выглядят как работа с внутренним электоратом в рамках многосерийного предвыборного тура партии «Единая Россия».
Неизменный вип-агитатор Турчак презентовал партийный центр гуманитарной помощи в Херсоне и анонсировал открытие таких центров в других оккупированных регионах. В городе развесили около сотни билбордов с логотипами партии, на которых за «Единую Россию» агитируют Суворов, Пушкин и Потемкин. Депутаты госдумы наведываются на захваченные территории как к себе в округ — раздают помощь и вручают подарки. Впрочем, мало кто из них осмеливается ходить без бронежилетов вне объективов камер. Народная любовь — она такая, коварная и опасная.
Кстати, на днях в РФ стартовали региональные выборы, назначенные на 11 сентября. В этот день депутат госдумы Новичков предлагал провести референдум о «воссоединении» «ДНР», «ЛНР», Южной Осетии и Херсонской области с Россией. Депутат Слуцкий, заменивший Жириновского и на партийной должности, и как генератора кремлевских фантазий, рассчитывает, что Херсонская область и непризнанные республики «ДНР» и «ЛНР» могут «присоединиться» к России уже в июле. Сенатор парламента РФ Климов считает, что «для присоединения Херсонской области или других регионов к РФ, может, и не надо проводить референдум». Все эти сценарии чувствительны к изменению линии фронта и настроениям в кремлевском политбюро.
Это как никто ощущает на себе самопровозглашенный заместитель главы «военно-гражданской администрации» оккупированной Херсонщины Стремоусов. В конце мая он анонсировал, что Херсонскую область не успеют «присоединить» к РФ до осени, а вопрос плебисцита будут решать уже в 2023 году, после стабилизации ситуации. Однако 7 июня Стремоусов снова заговорил о референдуме, не уточнив, правда, дату. Этакий карманный красный флажок, которым коллаборант начинает махать, как только повеет «русским духом» из Москвы.
Как только на горизонте появилась реальная перспектива контрнаступления ВСУ, в Херсон наведался Кириенко с новыми указаниями от «бункерного». Судя по единогласному пению квартета Сальдо, Рогова, Стремоусова и Данильченко, им поручили безотлагательно готовить референдум по крымскому сценарию и ожидать дальнейших распоряжений.
Не будучи уверенным в своей способности развить наступление или хотя бы удержать уже оккупированные территории, Кремль готовит почву для фиксации, так сказать, победы до референдума. И тут не следует исключать возврата к сценарию, на который возлагал такие надежды Пушилин: «Мы бы хотели видеть Украину в рамках союзного государства с Беларусью и Россией. Но это уже не государство Украина, а новое государство, которое может появиться после наступательной операции» (пресс-конференция в Донецке 11 февраля 2022 года). Условный Сальдо или Пушилин может провозгласить себя сувереном какого угодно государственного образования на оккупированных РФ территориях, а Кремль это официально признает.
Между волонтерами и коллаборантами
Пока Путин определяется с планом легализации краденного, местные коллаборанты и приезжие гастролеры готовятся к возможному замораживанию военного конфликта и ползучей оккупации. На захваченных территориях продолжается формирование оккупационной полиции. «Денацификация» правоохранительной системы традиционно началась со смены флагов на флагштоках полицейских отделов. Кадры управления комплектуют из людей из ОРДЛО и Крыма, ведь украинские полицейские покинули территорию, а тем, кто остался, коллаборанты не доверяют.
В Запорожской области вспомогательным кадровым резервом для полиции стали представители «православного казачества». Персонажи, которые работали штатными бодигардами иерархов московской церкви, теперь будут на страже закона. Удивительная эволюция.
В контексте кампании по оформлению российского гражданства уже рекрутируют потенциальных избирателей для узаконивания оккупации. В Мелитополе даже открылось официальное отделение миграционной службы РФ. Поскольку доступа к украинским реестрам у оккупантов нет, документы собирают в ручном режиме. Эти персональные данные отправляют на спецпроверку в министерство внутренних дел РФ. Обработку документов и печать паспортов координируют в оккупированном Крыму. Однако сбором документов для паспортов в основном занимаются волонтеры из России, которых перед этим просеивают через сито ФСБ и минобороны РФ.
Еще 30 апреля Путин подписал специальный указ о поддержке волонтерской деятельности в подконтрольных республиках. В ближайшее время, кроме волонтеров, можно ожидать появления десанта прокремлевских общественных движений, уполномоченных промывать мозги разным целевым группам. На рассмотрении госдумы находится внесенный в мае депутатами «Единой России» законопроект об изменениях в закон об общественных объединениях. Им предусмотрено упростить условия создания филиалов и представительств российских общественных движений. Чтобы открыть в Геническе или Энергодаре филиалы таких общероссийских движений, как, например, «Россия православная», «Антимайдан», «Волонтеры победы», будет достаточно решения руководящего органа без необходимости созывать общий съезд (конференцию) организации.
Угрозы провести псевдотрибунал над военнослужащими «Азова» остаются в повестке дня пропагандистских СМИ, а для иностранных граждан-военнослужащих ситуация становится чрезвычайно угрожающей. Глава «ДНР» Денис Пушилин заявил, что «судебный процесс над военными из «Азовстали» в Мариуполе должен быть максимально открытым». Он также пообещал пригласить в суд представителей зарубежных стран. Вместе с тем на этой неделе оккупанты заявили о передаче в так называемый суд дела против четырех иностранных граждан — военнослужащих Украины. Представители оккупационной псевдопрокуратуры заявили о том, что им может грозить смертная казнь.
Оккупационные ВГА вместе с военными РФ продолжают делать все, чтобы полностью изолировать захваченные территории и как можно быстрее разорвать любые связи населения с легитимной властью на свободных территориях Украины. После того, как все выезды заблокировали, выключили украинскую мобильную связь, перенаправили Интернет через российские серверы, навязали российское телевидение, актуальным приоритетом является установление контроля над образовательным процессом.
Коллаборанты захватили Херсонскую государственную морскую академию (эвакуированную в Одессу) и готовятся возобновить учебный процесс, назначив псевдоректора. На базе захваченных университетов Мелитополя и Бердянска создали мелитопольский государственный университет. Студентов перевели на бюджетную форму обучения, они получат дипломы российского образца.
Школы начали набор учеников и приглашают вернуться в учебные заведения детей, которые прекратили посещать занятия. До 1 сентября около 20 тысяч учителей из Херсонской и Запорожской областей должны прослушать курсы повышения квалификации в оккупированном Крыму, чтобы усвоить пропагандистские методички.
Ирина Верещук своим призывом к педагогам покинуть ВОТ начала дискуссию о правильности выбора и оценки решений тех, кто уехал, и тех, кто остался на временно оккупированных территориях. О чувствительности и противоречивости таких рекомендаций свидетельствует вполне резонная реакция группы ведущих правозащитных организаций (Центра прав человека ZMINA, «Крым SOS», «Донбасс SOS», «Группы влияния»), которые подчеркнули, что любое «клеймение» украинских граждан, оставшихся на оккупированных территориях, не приведет к положительным для нашего государства последствиям.
«Призыв к выезду с оккупированных территорий от украинской власти может и должен звучать, но одновременно с информацией о гарантированных безопасных эвакуационных коридорах, дальнейшем размещении жителей оккупированных территорий, помощи и поддержке, которую государство, международные организации и общественные волонтерские инициативы готовы им предоставить», — отметили правозащитники.
Напоследок трудно не заметить, что ставленникам страны-агрессора не удается получить добровольное признание среди местного населения. Именно поэтому основной расчет РФ делает на репрессии, принуждение и пропаганду. Несмотря на все, граждане не сдаются — регулярно появляются сообщения об активных и пассивных протестах жителей оккупированных городов, а также об отказе от сотрудничества. Оккупанты чувствуют, что на временно захваченных территориях сохраняется устойчивое большинство, желающее им поражения в войне.
АВТОРЫ: Александр Неберикут, аналитик Гражданской сети «ОПОРА», координатор всеукраинской кампании «Вимірювання Індексу публічності місцевого самоврядування»; Александр Клюжев, аналитик Гражданской сети «ОПОРА»; ZN.ua
Tweet