Стресс, прогресс и бытовуха: защитник женщины – ее кошелек
Быть может, кого-то пословица «Бьет, значит, любит» держит на этой земле, вдыхая в душу надежду и терпение. Быть может, поверив в это, женские сердца прощают, любят, хранят, ждут… И верят, что пройдет боль, а любовь – не за что-то, а несмотря на что-то – останется. Поговорим о насилии в семье… …в особенности – в отношении женщин, чрезвычайно актуальна для современной России. К такому выводу пришли авторы исследования «Насилие в семье – насилие в обществе», проведенного Женским информационно-образовательным центром «Стимула» по инициативе Гендерной тематической группы организаций системы ООН и при поддержке Фонда ООН в области народонаселения. Данные, приведенные на состоявшейся недавно презентации этого исследования, не просто ошеломляющие – шокирующие.
14 тысяч российских женщин ежегодно погибают в результате домашнего насилия. Это значит, что каждые 35 минут в нашей стране умирает женщина от руки мужа и партнера. Из года в год около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для многих это заканчивается смертью. Более 50 тысяч детей убегают из дома, спасаясь от семейного насилия, 7 тысяч становятся жертвами сексуальных преступлений. При этом в России до сих пор не существует ни специального закона, способного защитить женщину, ни адекватной политики по предотвращению насилия в семье. Ни в одном из официальных докладов нет объективных данных, которые бы показывали, сколько стоит государству игнорирование этой проблемы.
– Недавно эта тема обсуждалась на Комиссии ООН по статусу женщин, где неоднократно подчеркивалось: это проблема, которая не может ждать, – рассказывает руководитель исследовательской группы, доцент Московского гуманитарного института Татьяна Забелина. – Насилию нет оправдания. К сожалению, сегодня в нашем обществе нет должного понимания актуальности и необходимости всеми способами бороться с этой социальной болезнью. Целью нашей работы стало выявление домашнего насилия и отношения к нему среди различных слоев населения.
По данным социологического опроса, проведенного в Москве, Самаре, Туле и Дубне, 90,7 % опрошенных женщин считают насилие в семье очень острой проблемой. По их мнению, с насилием женщина сталкивается практически каждый день. В то же время 82,3 % респондентов-мужчин отмечали, что насилие в семье, хоть и актуальный вопрос для страны в целом, но явление это не имеет места в их собственных семьях. При этом домашнее насилие часто воспринимается обществом как частная внутрисемейная проблема, которая не должна быть предметом общественного внимания.
Основные объекты насилия, по мнению участников исследования, – женщины и дети. На третьем месте этого страшного списка – старики, избиваемые собственными детьми. Под понятием «насилие» опрошенные понимают в первую очередь физическое и сексуальное насилие, далее следуют экономическое и психологическое.
– Выявили мы и еще один вид – социальный, – рассказывает Т. Забелина. – Ему, как правило, подвергаются беременные и кормящие женщины. Наши респонденты признавались, что, как только они оказывались в полной зависимости от мужей, переставая работать, ситуация в их семьях, отношения между супругами резко ухудшались. Все участники исследования также отметили высокую вероятность ухудшения общего физического и психоэмоционального состояния жертвы – вплоть до того, что женщина перестает выполнять функции матери, не может работать или учиться.
Примечательно, что почти половина жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы, боясь морального осуждения и не доверяя милиции. Вот и пойми сложную женскую натуру! Подруги, родственники, соседи от бессилия сжимают кулаки, глядя на синяки и ссадины на ее лице, и только Она – любящая и терпеливая – не хочет обсуждать, за что? Ей важно понять, почему?
По некоторым данным, тому или иному виду насилия подвергается каждая четвертая россиянка. А это порядка 17 миллионов разбитых надежд и судеб. Только ли женских? Ведь бьет-то тот самый, любимый, единственный… Почему?! Статистика об этом помалкивает. Молчит, как правило, и Она. Не потому, что в чем-то виновата, нет. Только разбираться с этим ей одной, как правило, приходится – то сор из избы выносить не хочет, то не находит сил уйти («люблю его, дурака» – как это по-нашему, по-женски!), то просто хочет забыть и, пока может, терпит.
Около трети опрошенных женщин считают, что помочь решить проблему домашнего насилия могут семейные консультации, приюты и убежища для жертв. Авторы исследования в свою очередь отмечают, что сегодня в России реально действуют всего семь таких убежищ, а центр, работающий с мужчинами, склонными к насилию, – всего один, на Алтае.
– Понятно, что стабильность в семье – залог процветания общества, – считает заместитель директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ Марина Гордеева. – Социальные службы в нашей стране работают по этой проблеме всего 13 лет. У нас порядка 22 государственных кризисных центров и 117 отделений в центрах помощи семьи и детям. Конечно, этого очень мало. Но мне кажется, что сегодня речь должна идти не только об оказании экстренной помощи жертвам, но и о профилактике насилия над женщинами, детьми и стариками. Увы, наше общество к обсуждению этой темы подходит очень настороженно.
Тщательно ознакомившись с результатами исследования, провела в одном из московских кризисных центров помощи семьи и детям свой небольшой, неофициальный опрос. Практически каждая из говоривших со мной женщин смогла в пять минут ответить на вопрос: «Почему мужчина поднимает руку на женщину?» Итак, Он потерял работу (бьет), узнал об измене (не уходит, но бьет), вернулся с боевых действий, пережив многих своих сверстников (пьет, плачет, бьет), не удалась карьера, не хватает денег даже на самое необходимое для ребенка (сам себе противен – бьет).
– Жалко его, мается, – сказала мне одна из этих женщин, – правда, не знаю, кому тяжелее пережить все это – мне, ему или нашему сыну…
Да, «коня на скаку остановить» – это каждая сможет, пожалуй, а вот чтобы так прощать… Психологи, правозащитники и пр., как говорится, «отдыхают».
У 80% пострадавших от домашнего насилия женщин отмечаются различного рода заболевания, связанные с последствиями этого самого прощения. Многие из психических и физических травм остаются на всю жизнь и очень долго дают о себе знать. И, плача в подушку, Она любит… За что?!
А закон – безмолвствует? Да нет, конечно, только, право, можно ли заставить человека стать свободным, счастливым? А если любовь – зла, а счастье – лишь в том, чтобы милый был рядом?
– У нас нормальная юридическая база, а Семейный кодекс, на мой взгляд, один из самых демократичных, – считает председатель комиссии Союза юристов Москвы по законодательству Александр Толмачев. – Но мы забыли о первопричине: насилие происходит там, где нет любви! А нужна ли вообще такая семья, где есть насилие? Может, стоит потратить силы на то, чтобы научить любви и уважению друг к другу наших детей? Чего хорошего скрывать жертву насилия в убежище? Давайте, сделаем так, чтобы у наших женщин не было потребности прятаться.
Но пока, как доказывают результаты проведенного исследования, в Москве большинство женщин в числе негативных последствий насилия чаще всего называли психическую травму, стресс, то, что «она станет алкоголичкой, наркоманкой», «не будет способна рожать детей», «может стать плохой матерью». И только 36% москвичек, заметьте, «будет вынуждена уйти из дома, развестись с мужем».
– Проблема насилия в целом и домашнее в частности говорит об отсутствии гендерного равенства, – считает руководитель центра социально-политических исследований института США и Канады РАН Надежда Шведова. – Взаимоотношения соподчиненности одного пола другому превалируют в нашем обществе. Уверена, что без продуманного участия государства сдвинуть с мертвой точки эту трагическую проблему невозможно. Лучший защитник женщин сегодня – это кошелек. Экономическая независимость дает ей хоть какую-то гарантию безопасности.
…Он бьет, срывает злость… И нет этому с точки зрения морали оправдания. Есть ли прощение? Казалось бы, самый нормальный и единственный ответ – нет! Но Она терпит, любит и прощает, часто не думая ни о кошельке, ни о последствиях… Пока есть силы, пока есть в душе то самое «несмотря на…», Она терпит, надеется и верит. И где граница, где край – знает только Она.
Наталия Покровская, МП