Как я не дал мелочь по карманам тырить
…Я мигом беру жертву за куртку, указываю на только что переступивших порог вагона воришек, и говорю: «Давай за ними, там твой кошелек!». Мужчина хватается за карман, истерично срывается с места и бежит вдогонку… Традиционная утренняя давка в столичном метро. Возле дверей вижу стильно одетого, аккуратно причесанного и даже источающего аромат парфюма мужчину. Только пластиковый полупустой пакет в его руках никак не сопоставим с его стилем. Но едва заметные, и в то же время совсем нелогичные, движения руки с кульком выдают: передо мной опытный карманник. Его глаза «живут своей, отдельной жизнью», активно осматривая все вокруг. Он не вертит головой. Несмотря на старательную конспирацию, действия карманников очевидны. Надо быть начеку. В большинстве случаев, пусть и не с легкостью, но все же можно выделить этих транспортных воришек в людской толчее.
Телефон беру в руки, кошелек придерживаю рукой в кармане джинсов. И наблюдаю за поведением соседа с кульком. Вот кто-то из пассажиров зацепил его, пробираясь глубже в вагон — воришка использует момент, будто бы поворачиваясь в другую сторону. Он приподнимает пакет, прикрывая им ту область, которую ощупывает — карман, сумку. Повернулся «щипач» и в мою сторону. Но, встретившись со мной взглядом, перешел к осмотру других горизонтов. Внимательные пассажиры ему неинтересны.
Присмотревшись, замечаю, что еще трое моих соседей — сообщники злоумышленника. Это высокие, представительные мужчины. Один из них тоже с кульком, второй — с газетой, третий — с пустыми руками. Вместе они обступают жертву, стараясь сделать проникновение на частную территорию — в карман или сумку — незаметным.
Подъезжаем к станции. Уже очевидно, кого выбрали воришки — это мужчина, занявший перпендикулярную дверям небольшую нишу и мечтающий о чем-то своем. Первый карманник прижался к нему и читает газету, тем самым, ограничив жертве обзор внизу. Второй, стоящий спиной к дверям, держит напротив груди человека пакет, под которым «работает» второй сообщник.
Станция. Но двери не открываются. Тот, кто стоит спиной к двери, придавил их пяткой. У него напряженное выражение лица, а рука продолжает старательно орудовать под пакетом. Видимо, работа практически сделана — не хватает мгновения. Сообщники помогают: один из них стучит по раздвижной двери кулаком и громко приговаривает: «Да откройте же двери, что же это за безобразие!». Тем самым он приковывает внимание пассажиров к себе, оставляя действия сообщников в тени. Двери открываются — карманники, словно единое целое, покидают вагон. В руке у одного из них кошелек…
Я мигом беру жертву карманников за куртку, указываю на только что переступивших порог вагона воришек, и говорю: «Давай за ними, там твой кошелек!». Мужчина хватается за карман, истерично срывается с места и бежит вдогонку. Тогда я был уверен, что все воры уже покинули поезд. Но не заметил еще одного. Последний, тоже атлетического телосложения, подхватывает меня под руку и пытается вытащить из вагона со словами: «Выходи — плакать будешь!». Отталкиваю его, вырываюсь. Недоумевающие пассажиры прожигают меня взглядами.
Как идентифицировать транспортного вора? У него в руках всегда отвлекающие предметы — кулек, газета, куртка на руке или пиджак. Именно под прикрытием этих аксессуаров производятся поиски и кражи наших ценностей. Поведение вора выдает его — ну, не станет же нормальный человек принимать неестественные позы, неудобно держать тот самый пакет, и, разглядывая потолок, шевелить рукой под своими же вещами. Сомнения должны вызывать и попутчики, плотно прислоняющиеся к вам, когда в этом нет явной необходимости.
Жертву карманники выбирают не случайно. Их «клиент» — тот, кто всем своим видом демонстрирует: кражи не замечу. Это мечтатели, облокотившиеся головой о стену и разглядывающие рекламу. Люди, которые слушают плеер или увлеченно читают газету, тоже потенциальные жертвы. Очень привлекают воришек компании болтающих между собой девушек. А идеальный клиент транспортного «щипача» — пьяный пассажир.
В момент кражи — когда есть вероятность, что это почувствуется физически — вору нужно перестраховаться. Например, навалиться на жертву и извиниться. Или прикоснуться рукой и громко спросить: «Вы выходите?», «А сейчас Гидропарк?». Расчет прост: тот, кому одновременно наступили на ногу и притронулись полиэтиленовым пакетиком, скорее обратит внимание именно на первое действие и оставит незамеченным второе. Отвлекать может и сообщник, который в нужный момент зацепит жертву плечом, будет громко кричать, чем-то возмущаться, скандалить, рассуждать о политике.
Уберечься от неприятностей можно. В общественном транспорте никогда бесконтрольно не вешайте сумку через плечо, за спиной, не опускайте ее на вытянутой руке вниз. Держите вещи перед собой, всегда сохраняя с ними визуальный или тактильный контакт. Не оставляйте ценные мелочи в просторных, свободных карманах. В тугом же кармане джинсов «бумажник» может чувствовать себя в безопасности. Когда в непосредственной с вами близости тот, кто похож на карманника — просто берите все ценное в руки.
Насчет благородства. Если вы вдруг «засекли» карманника, который ворует у другого. К сожалению, многие руководствуются принципом «моя хата с краю», делая вид, что ничего не заметили. О моральной стороне такого поведения мы рассуждать не станем. Но можно попытаться помочь жертве. Отдавайте себе отчет: закричав «Держи вора!», вы переходите дорогу преступникам, которые способны на многое. Проанализируйте ситуацию, оцените количество злоумышленников и их силы, прикиньте, заступится ли кто-нибудь за вас. Не забывайте, что сумки разрезают при помощи лезвия, которое может стать и оружием.
И напоследок. Несколько лет назад мой друг показательно проучил карманника в трамвае. Заметив его заблаговременно, товарищ дал ему возможность проникнуть к себе в карман. И в этот самый момент схватил воришку за пальцы и выкрутил их в обратную сторону. До хруста. А извивающемуся от боли «щипачу» указал нужное направление и шепнул: «Медпункт там». Здорово проучил. И справедливо. Перефразируя легендарное выражение из кинофильма «Джентльмены удачи», так и хочется сказать: «Не мелочь это — по карманам тырить!»
Дмитрий Комаров, Киев, Известия-Украина