Аттракцион в американском парке: «пытка Гуантанамо»
Человек в капюшоне выливает потоки воды на лицо заключенного, одетого в оранжевый комбинезон и привязанного к деревянной доске. Речь не о фотографии из тюрьмы Гуантанамо, а об инсталляции – нечто среднее между искусством, обличением и каруселью – в Кони-Айленде, в старом парке развлечений на берегу Атлантики, на южной оконечности Бруклина, сообщает итальянское издание Corriere della Sera. Создатель аттракциона – американский художник Стив Пауэрс. Он обзавелся двумя роботами ради обличения леденящей душу методики обливания водой, отмечает газета. Эта пытка использовалась для получения информации и выбивания признаний. Заключенного обездвиживают и льют ему на лицо воду, пока он не начнет захлебываться и думать, что смерть неминуема (полный текст на сайте Inopressa).
По мнению активистов, которые уже неоднократно выражали протест, этот «бесчеловечный» прием нарушает пятую статью Всеобщей декларации прав человека. А также игнорирует американские законы, относящиеся к пыткам. ЦРУ санкционировало применение этого метода в ходе некоторых из своих допросов заключенных Гуантанамо подозреваемых в терроризме.
Целью Пауэрса была мобилизация американской общественности, которая, как свидетельствуют опросы, все еще одобряет применение пыток в качестве инструмента в борьбе с терроризмом. «Приводящая в восторг шутка с обливанием водой», – написано на табличке у выхода с площадки инсталляции, на ней изображен герой мультфильма Губка Боб Квадратные Штаны: привязанный к столу, он восклицает, обращаясь к злому Сквидварду, который его топит: «Даже в Гуантанамо это делают лучше».
Публика может наблюдать сцену пыток маленького шпиона, опустив в специальный аппарат доллар, чтобы оживить кукол-роботов, которые превращаются в жертву и мучителя. «Все могут осознать, насколько негуманна и болезненна эта практика, – поясняет художник, – Я хотел, чтобы люди поняли, каковы психологические последствия этого метода».
Реакция публики возле инсталляции самая разнообразная. «Это заставило меня вспомнить моего отца, ветерана Второй мировой войны, который вернулся с фронта, но его не оставляли кошмары», – рассказывает Марион Трейси, 57 летний жительница штата Нью-Джерси. «На всех войнах происходят ужасные вещи, – продолжила она, – но люди предпочитают об этом ничего не знать».
Tweet