Погиб на работе «по личным мотивам»
Даже в развитой Европе не обходится без травм на предприятиях. Там, как правило, анализируется каждый несчастный случай, отслеживаются причины, разрабатываются профилактические меры. А у нас такая беда часто замалчивается. Выведенный Международной организацией труда (МОТ) «закон пирамиды»: на один смертельный случай на производстве — тысяча травм. Но в Украине «дебет с кредитом» не сходится.
Если придерживаться расчетов МОТ, у нас более чем в сотню раз занижена статистика общего травмирования. По данным Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в 2008 году получили увечья на работе больше двадцати тысяч человек (20 369), из них смертельные — 2283. Каждый девятый случай — трагедия! Однако 62% таких смертей (1426) в прошлом году не связали с производством.
Собрать побольше — раздать поменьше
Кому нужно и зачем скрывать несчастные случаи? Работодателю — чтобы не замучили проверками, которые грозят штрафами и даже остановкой производства. Да и пять первых дней нетрудоспособности сотрудника оплачиваются за счет предприятия.
Выгодна заниженная статистика и Фонду социального страхования от несчастных случаев на производстве, который обязан выплачивать компенсации. В среднем одноразовая помощь семье погибшего составляет 103 тысячи гривен. Сумма варьируется в зависимости от заработка и отрасли. У шахтеров помощь может составлять и более 300 тысяч гривен. Об этом страшно говорить, но чтобы заработать на прожитье себе и близким шахтеры, бывает, только ради этих выплат и спускаются в шахту — семья хотя бы купит жилье, накормит и выучит детей…
Идею создания в Украине Фонда соцстрахования от несчастных случаев на производстве (2001 год) фактически позаимствовали из страхового законодательства Германии. Работодатели делают в фонд взносы, соответствующие классу риска, а в случае травмы пострадавшему компенсируется потеря здоровья или его семье — смерть кормильца. Правда, не каждое предприятие в состоянии выплатить необходимую сумму (а человек может пострадать и на большом заводе, и в маленькой торговой палатке).
Но украинцы, как всегда, привнесли наше, личное, в схему, без сбоя работавшую в Германии. Определили задачу фонда так: собрать как можно больше денег, выдать… как можно меньше, тогда останется и на внутренние потребности. А они не маленькие: приобрести солидный офис, технику, обеспечить транспортом руководителей…
За 2008 год Фонд соцстрахования на компенсацию потерпевшим и семьям погибших выдал около трех миллиардов, а точнее 2 960 894,0 тысяч гривен (в соответствии с отчетом), что составляет 72,5% от поступлений. На профилактику несчастных случаев пошло 118 млн 418,9 тыс. гривен, (только 2,9% от поступлений). Это в свою очередь составляет 89,7% от запланированной на эти траты суммы. Так что фонд (хотя он солидарный, собирает наши взносы) экономит «свои деньги», отстаивая вплоть до судов заключение, что «несчастный случай не связан с производством».
Обычно трагедии, происшедшие на стройке или в цеху, списывают на пьянство, указывая в справках такие промилле в крови погибшего, которые свалили бы с ног даже Геракла. 70% смертей связывают с нарушением самими потерпевшими правил охраны труда. Хотя, по данным тех же статистиков, 80% оборудования технически изношено, то есть рано или поздно становится причиной несчастья. Самые травматические отрасли — угольная, строительная, агропромышленная. А на четвертом месте стоит социально-культурная сфера!
Выгодно преуменьшать количество несчастных случаев и служащим Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору — единственной в Украине организации, контролирующей сферу охраны труда. Позитивная статистика — главный критерий эффективности и качества работы комитета, от которого зависят премиальные выплаты начальникам инспекций, управлений и руководству. Потому по их сводкам с каждым годом уровень смертей на предприятиях Украины снижается. Исключением был 2007 год. Тогда на шахте им. Засядько погибли сразу 106 человек, и скрыть этот факт было невозможно. Но уже в 2008-м, по данным комитета, травматизм в Украине снизился на 11%, смертей поубавилось на 15%.
Что примечательно, сокрытие действительной статистики разрушает саму систему государственного надзора. За последние девять лет Госгорпромнадзор шесть раз был реорганизован. А теперь ему и вовсе вполовину сократили финансирование, потому что, исходя из количества официально заявленных производственных травм, это «не те объемы».
Пострадавший хотел украсть кабель
Корреспондент встретилась с Василием Якибчуком — руководителем управления охраны труда и здоровья, главным техническим инспектором труда Федерации профсоюзов Украины.
— О травмах знают все: работодатель, товарищи по работе, надзорные органы. Но каждый предпочитает защищать узкокорпоративные интересы, — объяснил он. — 2007-й Федерация профсоюзов Украины провозгласила годом борьбы со скрытым травматизмом. Тогда мы обращались к работодателям, в прокуратуру, органы государственного и местного самоуправления с просьбой о содействии в сборе информации. Открыли и «горячие линии».
За тот период мы выявили 680 «засекреченных» фактов увечий и даже шесть случаев скрытых смертей. До этого я был уверен, что гибель на производстве не утаишь.
Вот несколько фактов трагедий, о которых поведал Василий Васильевич.
На одной из луганских шахт рабочего засыпало породой. Когда начали выяснять, появилась версия, что был дан приказ перевести работника в другую бригаду, а он спустился в шахту самовольно. Затем говорили, что погибший хотел украсть медный кабель, мол, рядом с телом нашли провод. Разбираться не стали, чтобы не порочить честное имя. И… оставили без средств жену и малолетнего ребенка шахтера.
В Черкасской области руководство завода послало токарей (чего делать было не вправе) «подлатать» заводской двор. Уложить асфальт не удавалось: грузовик расположенной на территории завода фирмы курсировал туда-сюда, разбрызгивая битум. Завязалась перепалка. Водитель (в прошлом боксер) ударил одного из работников кулаком и зашиб насмерть. Экспертная комиссия пришла к заключению: «Смерть на почве личной неприязни». Предприятие оставило семью бедолаги без компенсации, хотя свидетели утверждали: возник производственный конфликт, токарь видел водителя впервые.
В одной из киевских больниц электромеханик на свое несчастье решил подремонтировать лифт в нерабочее время. Кабина оборвалась, мужчина остался жив, но покалечился изрядно: поломанные конечности, ключица. «Если травмы свяжут с работой, я через суд с тебя стяну стоимость кабины, в нерабочее время никто тебя не посылал», — пригрозила директриса лифтового хозяйства. И потерпевший вынужден был заявить комиссии, что виноват сам.
На беду, мало кто из пострадавших отстаивает свои права. А потому, считает Василий Якибчук, нужно менять порядок расследования. Это нонсенс, что травму, полученную на работе, не связывают с производством.
Основное право человека
Ежегодно в мире от несчастных случаев на рабочем месте гибнет более двух миллионов человек, еще 270 миллионов получают травмы. Международная организация труда объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. В Украине с 22 по 28 апреля проходит Неделя охраны труда. Девиз ее в этом году — «Жизнь и здоровье на рабочем месте — основное право человека». «Показатель риска гибели и травмирования на 100 тысяч работающих в Украине остается значительно выше, чем в развитых странах мира», — сказано в сообщении пресс-службы Госгорпромнадзора.
Один инспектор проверит все
Специалисты Федерации профсоюзов разработали изменения к Закону «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве», согласно которым, страховые взносы должны зависеть от действительного состояния производства. Если случаются увечья по причинам, которые уже разбирались, работодателя стоит привлечь к уголовной ответственности. И за сокрытие травматизма тоже. В системе надзора эффективна интегрированная инспекция, которая существует во многих странах, к примеру, в Польше. Сегодня руководителей предприятий в Украине контролируют 42 организации. Каждая проверяет по своему профилю, глубоко не вникая в проблемы данного производства. В интегрированную инспекцию будут привлечены все, кто сегодня по отдельности занимается противопожарной, радиационной безопасностью, гигиеной труда, экологией и т. д. Проверок в целом станет меньше, но контроль усилится, уменьшится опасность увечий, снизится число случаев сокрытия травматизма.
Лилия Соколова, ВВ