Кто ответит за разбитую машину?
Погодные условия нынешней зимы привели к небывалому росту ДТП. В отдельные дни нового года случалось более 500 происшествий в день. И это только те, которые зафиксированы сотрудниками ГАИ. Количество же пострадавших от непогоды автолюбителей, которые по различным причинам не стали фиксировать свои происшествия, по различным оценкам, колеблется от 500 до 1500 в день. В таких условиях большинство задается логичным вопросом: а кто же виноват?
Юристы утверждают: дорожные службы, которые своевременно не среагировали на изменение погодных условий. Сотрудники ГАИ в частных беседах объясняют, что в любом случае виноваты водители. Ведь в правилах дорожного движения сказано, что водитель обязан быть внимательным, следить за дорожной обстановкой и соответственно реагировать на ее изменение.
И коммунальные предприятия отвечают за аварию только в том случае, если будет доказано, что водитель не имел возможности оценить состояние дороги и поэтому не мог избежать ДТП. Более того, сотрудники ГАИ уверены, что подать иск в суд можно только в случае, если инспектор принял решение, что вины водителя нет, а виноват собственник дорожной сети. О чем обычно и сообщается водителю авто.
Юристы же придерживаются другого мнения. «Разговоры о том, что водитель во всем виноват, — не более чем блеф. Как водитель может оценить, к примеру, что под слоем снега яма? В конце концов, каждый владелец авто платит сбор, который должен идти на поддержание дорог в надлежащем состоянии», — объяснила «k:» юрист Маргарита Нарапович. Действительно, в Украине содержание межобластных трасс и автомагистралей возложено на «Укравтодор», а объектов, которые относятся к коммунальной собственности, городских дорог и улиц — на соответствующие коммунальные дорожно-эксплуатационные организации. Согласно закону, они обязаны контролировать и своевременно принимать меры для поддержания всех элементов дороги в соответствии с техническими нормами и стандартами безопасности движения.
И именно за дорожно-эксплуатационными организациями закреплена обязанность возмещать ущерб собственникам транспортных средств, если дорожно-транспортное происшествие произошло по причине неудовлетворительного содержания дорог или улиц.
На основании именно этих положений владелец авто, попавшего в ДПТ по причине плохой дороги, может обратиться в суд и потребовать возмещения ущерба. При правильно составленной доказательной базе выиграть суд проблемы не составит, уверен старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко. «По своему опыту могу сказать, если доказательства очевидны и надлежащим образом зафиксированы, суд с большой вероятностью примет решение в пользу истца (автовладельца)».
Другой вопрос, сколько на это уйдет времени. Юристы признают, что подобные дела могут тянуться годами и закончиться не в пользу пострадавшего. По статистике, в Украине из ста процентов судебных дел, связанных с возмещением ущерба машине из-за некачественного дорожного покрытия, водители выигрывают около трех процентов. Да и из выигравших далеко не все сумели согласно решению суда получить компенсацию ущерба.
Комментарий Константина Воловика, юриста, заместителя председателя Ассоциации защиты прав автомобилистов:
Главной задачей водителя, попавшего в подобную ситуацию, является формирование полной и объективной доказательной базы. Необходимо зафиксировать каждую деталь, ни в коем случае не перемещать автомобиль, его части или элементы, проследить за тем, чтобы прибывшие сотрудники ДПС составили как можно более полную схему места ДТП, зафиксировали все дефекты дорожного покрытия, их размещение и размеры.
Отличный вариант — найти нескольких человек, попросить их осмотреть место ДТП и состояние дорожных объектов, после чего записать их контактные данные, они смогут дать свидетельские показания в предстоящем судебном разбирательстве. Свидетелями могут выступать и пассажиры пострадавшего автомобиля. Следующий прием — это фото и видеофиксация места ДТП всеми имеющимися в наличии средствами (фотоаппарат, видеокамера, телефон).
Причем фиксировать необходимо так, чтобы были видны не только дорожные дефекты или автомобиль, но и окружающая местность, дома и т. п. В протоколе, составленном сотрудниками ДПС, в обязательном порядке следует указать причину происшествия, а именно состояние дороги, отсутствие знаков и т. д. Требовать копию протокола на руки немедленно и читать то, что подписываете, в случае несогласия указывать это.
После того как Госавтоинспекция признает вашу невиновность либо вы отстоите ее в процессе привлечения вас к административной ответственности, можно начинать возмещение ущерба в порядке гражданского судопроизводства. Для этого необходимо выполнить еще ряд действий, а именно: определиться с ответчиком по вашему делу, сделать товароведческую экспертизу, обратиться к дорожно-эксплуатационной службе с претензией и подготовить грамотный иск. При отсутствии подводных камней дело практически беспроигрышное. Вероятность получить отсуженные деньги тоже довольно велика, так как ответчик, как правило, является государственной или коммунальной организацией. С данной категорией дел трудностей обычно не возникает.
Наталия Воронецкая, «Комментарии»
Tweet