Частный сыск по-украински. Сколько стоит нанять детектива
Возникало ли у вас когда-либо чувство, что за вашей спиной кто-то дышит, идет по пятам, следит за каждым движением? Осмотритесь — возможно, интуиция не подвела, и вас действительно преследует… детектив? Хотя профессионального сыщика не каждый отыщет в толпе. Настоящий «агент 007» всегда неприметен и постоянно прячет свое лицо: черная шляпа, куртка или строгое пальто, удобная обувь. Но главный атрибут любой ищейки — темные очки. Именно так выглядит современный мистер Холмс.
Привидения в шляпах
На самом деле детективы — вполне обычные люди, но в силу своей профессии живут словно в параллельном мире, закрытом для любопытных человеческих глаз. Нет, не внутри пузыря головой в центр!
Просто они предпочитают держаться подальше от общества с его проблемами и пороками. Наверное, поэтому сыщиков можно смело сравнить с… полуреальными привидениями, к которым хочешь, но не можешь прикоснуться, а они то и дело — незаметно для нас, обычных людей — снуют по своим очень важным делам.
Мир детективов загадочен и опасен: здесь царят свои негласные правила и устои. Но, по заверениям сыщиков, поле деятельности каждого из них никогда не пересекается. Да и круг клиентов у каждого свой. Не секрет, что в джеймсы бонды или лейтенанты коломбо местного масштаба идут, в основном, люди с хорошей закалкой, у которых за плечами опыт работы в правоохранительных органах, а то и спецслужбах. Такие навыки в частном сыске далеко не лишние.
Детектив-профессионал должен не только незаметно выслеживать из-за угла свою «жертву», но и сам при случае не получить «по скворечнику». Для этого нужно уметь пользоваться оружием и в экстремальных ситуациях постоять за себя. Ведь план планом, а жизнь всегда вносит свои коррективы. И даже у крутых парней!
Сколько у нас шпаг?
«В Украине работает несколько тысяч детективных агентств и частных сыщиков, — рассказывает маститый детектив, в прошлом спецназовец, а сегодня директор столичного охранного агентства Игорь Мирошниченко (по его просьбе фамилия изменена. — Авт.) — Но главная проблема — нам не дают нормально работать. Из-за отсутствия в стране законодательной базы относительно частного сыска мы не можем легализовать свою деятельность». Парадокс налицо: выходит, детективам приходится прятаться не только по роду деятельности, но и от закона.
В Украине подобный промысел регулирует Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (1992 г.). Им разрешается проводить розыскную деятельность лишь милиционерам, сотрудникам СБУ, оперативным подразделениям налоговой, пограничной службы и Госохраны. Причем исключительно в целях гарантирования безопасности охраняемых лиц.
«Доходит до абсурда — даже если я не детектив, а, скажем, простой охранник, то по закону могу охранять не ваше тело, а вот эти бусы, вашу кофточку, но не вас!» — возмущается несправедливостью отечественного законодательства сыщик. В то же время на рассмотрение парламента 5 (!) раз вносили законопроекты о легализации охранной детективной деятельности. Но ни один из этих документов до сих пор не введен в действие. «Потому что людям, которые находятся во власти, это невыгодно — многие из них крышуют просиловые детективные агентства и имеют немалые деньги», — разъясняет Мирошниченко.
Наши доморощенные детективы сталкиваются с еще одной проблемой: своей деятельностью они нарушают права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Украины. Еще бы, работа сыщика в том и заключается, чтобы без ведома «жертвы» следить за каждым ее шагом! Поэтому в нашей стране детективной деятельностью заниматься ну просто незаконно.
Вот и приходится крутым агентам 007 всю жизнь находиться в тени и, чтобы хоть как-то узаконить свою деятельность, регистрироваться под видом частных охранных агентств или охранных подразделений (служб безопасности) при крупных предприятиях. «Власть почему-то не понимает, что сегодня нелегальные детективы — это целая армия людей, готовых платить налоги, — сетует детектив. — Только легализуйте наш бизнес, и мы будем работать, как все нормальные люди, создадим новые рабочие места. А сейчас мы даже прорекламировать себя не можем — клиенты находят нас через своих знакомых».
Запрещенные приемы
Ежедневная рутинная работа в сыскном агентстве — это вам не офис-менеджером штаны протирать! Труд занимательно-интересный, но требует неимоверной психологической выдержки. Если журналист идет на интервью с диктофоном и фотоаппаратом, то детектив, по словам сыщика, кроме журналистских атрибутов, в зависимости от задания берет «на дело» еще и свои специальные средства, чтобы пустить в ход запрещенные приемы.
«Мы можем проникнуть в любое помещение, — вдруг приоткрывает завесу над спецификой своей работы Мирошниченко. — Вы понимаете? В ЛЮБОЕ! Квартира это или частный дом, или какая-либо фирма, предприятие — нам все равно. Никакие супердвери, ни сигнализация, ни камеры видеонаблюдения, ни датчики движения для нас не являются препятствием. Незаметно войдем, расставим для прослушки жучки, если надо — даже видеокамеры, и также незаметно выйдем».
«Вот это да!» — мысленно вырвалось у меня и вдруг стало по-человечески жаль невинных жертв таких посяганий на частную жизнь. Что же получается: если кто-то заплатит этому плечистому парню (ну киношный спецназовец — и все тут!) $300-600, то пока вы, ни о чем не подозревая, будете спокойно кататься на коньках, крутые мальчики наставят в вашей спальне пару-тройку камер?!
Если сыщику всех времен и народов Шерлоку Холмсу приходилось пользоваться лишь аналитическим умом и наблюдательностью, современные шпионы до зубов вооружены «подручными средствами». По словам частного детектива Николая Шевченко, на выручку в нелегком шпионском деле придут обычные и радиожучки, система прослушивания объекта на расстоянии, устройства для получения информации и безопасности информации, устройства для изменения голоса, беспроводные системы и камеры видеонаблюдения, скрытые шпионские usb-видеокамеры и даже электрошоки, отпугиватели собак и другой живности.
«У каждого детектива есть набор самых различных корочек — от работника местного жека и страхового агента до сотрудника МВД или СБУ», — рассказывает Шевченко. Возможности частного сыска безграничны. «Мы можем вас прослушивать с помощью вашего же мобильного телефона, — раскрывает один из запрещенных приемов мой собеседник. — Даже если он просто лежит где-то рядом — на столе, в сумке. Даже если он полностью выключен! Нежелательной прослушки удастся избежать, только если вынуть из мобильного аккумулятор». «Боевое оружие на дело берете?» — интересуюсь.
«Мне спокойнее отправить своего сотрудника на задание без оружия — в этом случае есть большая вероятность, что он вернется живым и невредимым, — уходит от ответа Мирошниченко. — Ведь в ситуации, когда одна рука потянется за пистолетом, не факт, что другая не достанет его гораздо быстрее. Безоружный человек всегда воздействует на соперника психологически». «Скажите, крутые парни верят в приметы?» «А как же, — улыбается Игорь. — Мы тоже люди. Например, не бреемся, пока не закончим начатое дело — это залог удачной охоты».
Разыскивается первая любовь!
Но основная работа суперагента — сбор информации любой сложности, причем «быстро, конфиденциально и недорого». Принцип понятен: чем больше информации, тем дороже услуги. «Мы располагаем почти полным набором баз данных о любом человеке — будь то простой украинец, или народный депутат, — заверяет Шевченко. — В зависимости от того, что именно желает узнать клиент о другом человеке, даем результат обработки по более чем двадцати пакетам баз, не подлежащим к общему пользованию».
Поскольку ежедневно детективам приходится разведывать разного рода информацию, они тесно сотрудничают с работниками МВД и СБУ, хоть и не желают об этом распространяться. «Это сотрудничество основано чисто на дружеских взаимоотношениях, личных связях по принципу «ты — мне, я — тебе», — делится проверенный источник из СБУ.
— Но, честно говоря, силовикам от детективов больше толку, поскольку могут в своих целях использовать полученную от них информацию». Так что, находясь в тени и вне закона, сыскные агентства вполне мирно сосуществуют с органами. Опрошенные суперагенты даже жалуются на силовиков: мол, те, работая на государство, параллельно создают свои частные конторы и, пользуясь более выгодным положением, вытесняют конкурентов с «рынка» детективных услуг. И неудивительно — по оценкам экспертов, его объем достигает $1,5-2 млн.
Сколько стоит нанять детектива:
- наружное наблюдение, включая фотосъемку (экипаж из 3 чел. и автомобиль) — $15-20 в час;
- билинг (распечатка исходящих и входящих номеров на мобильный телефон, sms-сообщения) — $100—250;
- прослушка мобильного телефона — от $1000.
Люди в темных очках за ваши деньги достанут из-под земли кого душа пожелает: самого дальнего родственника, знакомого, партнера по бизнесу, бывшего начальника или подчиненного, одноклассника, должника, первую любовь, соседа, который просто достал, и даже кумира — звезду кино или эстрады.
У вас буквально за считанные часы (или дни — в зависимости от сложности задания) будет на руках полная информация о желаемом объекте. Если нужно, работники агентства установят за ним круглосуточную слежку. Час работы одного экипажа обойдется от $15-20. Сыщики работают посменно — попробуй столько времени в кустах просидеть! «Это технология наружного наблюдения — в день наше агентство может выставить до 10 экипажей. В каждом экипаже — по три человека, плюс бензин, — раскрывает «секрет фирмы» Мирошниченко.
В детективные агентства обращаются за помощью в решении бизнес-вопросов: проверка персонала, сбор информации о конкурентах и др. Но чаще всего сыщикам приходится заниматься поиском людей или слежкой за ними. К примеру, многие пытаются найти своих родственников, особенно если те «потерялись» за границей. «Очень часто ревнивые мужья или жены пытаются проверить, не изменяет ли им партнер, — говорит Игорь.
— Был случай, когда к нам обратился муж. Мы две недели пасли жену (прослушивали телефонные разговоры, распечатывали sms, вели наружное наблюдение) — ну, не докажешь! Муж не верил, кричал, что мы плохо выполнили работу, но доказательств действительно не было. И только позже выяснилось, что любовник целый месяц был в командировке за рубежом».
«Девушка, приехавшая в Киев из провинции, хотела удачно выйти замуж и познакомилась с достойным кандидатом — богатым бизнесменом из Турции, — вспоминает другую историю уже Николай. — Он осыпал ее подарками, дело шло к свадьбе. За две недели до торжества жених решил убедиться в искренности чувств потенциальной невесты. В процессе слежки оказалось, что в разговорах с мамой и подругами иначе как «старым козлом» невеста любимого не называла. Так что девушки, не делайте глупостей хотя бы до свадьбы!»
Но высшим пилотажем детективного мастерства сыщик считает случай, когда при слежке за довольно высокопоставленным чиновником им удалось усадить выпившего «клиента» в свой автомобиль под видом такси, по дороге подсадить ему «попутчика» (своего же сотрудника) и, войдя в доверие, добыть необходимую информацию.
Хотя, по заверениям силовиков, иногда частные агентства промышляют рейдерством. Также, дабы заработать, некоторые недобросовестные детективы могут продать раздобытую информацию другой стороне вдвое дороже. «Как и у всех других сферах деятельности, у детективов тоже есть свой кодекс чести, и если его кто-то нарушает — это уже на их совести, — заверяет детектив. — В такую контору серьезные клиенты больше не придут. Только порядочность — залог хорошей репутации». «За какие дела вы изначально не беретесь?» — спрашиваю. «Это политические вопросы и все, что связано с криминалитетом — когда видим, что нашими руками хотят навредить человеку».
Инна Ковалив, газета Новая
Tweet