Киевлянам придется пить… дерьмо

Добывающие песок под застройку земснаряды на Десне уничтожат питьевую воду. Намыв песка и застройка близлежащих территорий на Троещине до поры до времени считались нормальным явлением. Но земляные работы докатились до русла Десны, и земснаряды уже работают вблизи водозаборной станции, которая на 60% обеспечивает пресной водой столицу. 

Продолжение намыва неизбежно приведет к ухудшению качества живительной влаги в кранах горожан, а последующая застройка прибрежных территорий просто превратит ее в помои.

Как и к любому значимому месту экологического преступления, к Деснянской водопроводной станции добраться непросто. От села Троещина идти пешком не менее часа. Общественный транспорт туда не ходит. Санитарная зона ограждена забором. Правда, выгоревшая вывеска «Проход запрещен» едва ли кого-то остановит.

«Журналиста подослали»

Впрочем, работники водозабора визиту корреспондента «Новой» были немало удивлены.

— Это санитарная зона! Ранее вооруженные люди на 500 метров никого не подпускали, — возмущаются нашим визитом служащие станции.

Однако проблема безопасности, возникшая перед водозаборной станцией, не оставила равнодушными даже рядовых тружеников.

— Говорят, у вас поставили земснаряд, намывающий песок? — спрашиваю.

— Там уже два их, — говорит один из рабочих. — Вон они (показывает. — Авт.). Там же наша санитарная зона.

— То есть нельзя, чтобы там кто-то находился?

— Ну да. Снизу еще можно, а когда сверху… Эта ж вода течет в Киев как питьевая.

До ближайшей лодки с земснарядом от станции метров 500. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заключить, что разрыхление грунта на дне реки и попадание в воду горюче-смазочных материалов неизбежно ухудшат ее качество.

Трубу для доставки песка маскируют в зелени. Фото Александра Дроздова

 

 

Трубу для доставки песка маскируют в зелени. Фото Александра Дроздова

— Они расширяют береговое укрепление, — поясняет один из работников станции. — Бывшее русло расширили. А на берегах не бетон, как у нас, а деревья. Они потом будут валиться, и все дерьмо сюда поплывет. Они же сверху стоят. А ведь станция и так нуждается в срочном ремонте, для чего нужны не менее 200 тысяч гривен. Кто о нас думает? Черновецкий? Так вся близлежащая земля уже продана.

— Все-таки, будут застраивать? — допытываюсь.

— А что же вы думали? Люди заказали себе участок земли в 10 гектаров. На шару песок накачают. Его ж надо намыть, чтобы забить сваи. А затем песок можно и на продажу.

Мало того, что питьевая вода загрязняется от земснаряда, так вскоре на берегу Десны могут появиться и коттеджи, а все сточные воды попадут прямиком в наши краны. Строительство на данной территории нарушает нормы Водного и Земельного кодексов, а также Закона «Об охране окружающей природной среды Украины».

…И вот я у земснаряда. Представившись, обращаюсь к человеку в будке:

— В санитарной зоне водозаборной станции нельзя же находиться.

— Мы просто стоим, отдыхаем, — отвечает незнакомец.

— Раз есть земснаряд, значит, будет и намыв песка.

— Вас заслали сюда, чтобы узнать, кто здесь находится. Кто-то, наверное, тоже положил глаз на это место. Увидели новый земснаряд, вот и решили пушку кинуть. А чтобы не светиться, запустили журналиста.

К нам подходит Владимир, назвавшийся смотрителем земснаряда.

— Добываем песок и будем добывать, — опровергает он неуслышанные слова своего подчиненного. — Наша фирма находится в Броварах. У нас разрешение до 2016 года убрать наносной мусорный остров. Налаживаем оборудование, вода спала, нерест закончился. На днях начнем работы.

Кто крайний?

Предоставленные Владимиром документы уводят в 2007 год, когда некий гражданин Паладий С. В., директор ООО «Гідробудшлях», получил разрешение у госорганов на «дноуглубление и расчистку р. Десна на 0—11 км». В частности, в разрешительном документе от Северного государственного регионального геологического предприятия, подчиненного Минохраны окружающей природной среды, говорится: «Работы проектируется проводить для обеспечения безопасности судоходства, обеспечения пропуска водополья, улучшения качества питьевой воды и условий водозабора, закрепления берегов путем пляжного намыва, создания условий для зимовки рыбы в соответствии с Постановлением КМ Украины №557 от 12.07.2005 г.».

В цифрах

Ежесуточно Киев потребляет около 1350 тыс м3 питьевой воды с водопроводных станций:

Деснянской — 791 тыс м3;

Днепровской — 355 тыс м3;

артезианских — 204 тыс м3.

Экологи не верят в такой винегрет благих намерений, подтверждая сомнения свежими документами. Так, на обращение Национального экоцентра Украины Госкомитет по земельным ресурсам ответил следующее: «…в обслуживающем кооперативе «Садовое общество «Первоцвіт-2007» на территории Погребовского сельсовета Броварского р-на Киевской обл.

ООО «Гідробудшлях» проведено снятие и перенесение грунтового покрытия и порча земель на земучастке площадью 1,3 га без специального разрешения, который осуществляет Госконтроль за использованием и охраной земель, что является нарушением требований ст. 168 Земельного кодекса Украины». Г-на Паладия привлекли к админответственности. Поскольку «Первоцвіт-2007» на нарушения «Гідробудшляха» не реагировал, напрашивается вывод: одно общество обслуживает заказ другого.

— Зачем садовому обществу расчистка русла? — недоумевает Алексей Василюк, замглавы Национального экоцентра. — Им нужен песок. А «Гідробудшляху» просто заказали гидронамывные работы. И я, и вы можем это сделать. Поскольку такого понятия как гидронамыв нет, понадобилась сложная процедура по согласованию углубления или расчистке русла. По факту это — добыча полезных ископаемых. Причем если они себе же их насыпают, то это добыча, за которую государству никто ничего не платит.

Активисты экоцентра решили системно бороться с теневыми схемами на Десне. Они подчеркивают, что вышеуказанные территории — земли неприкасаемого водного фонда, поэтому добиваются создания Национального парка «Подесенье», необходимость которого заявлена в указе президента. Это может спасти реку Десну от тотальной застройки.

 

Земснаряд находится в санитарной зоне
Земснаряд находится в санитарной зоне

Тем временем, в распоряжении «Новой» оказался вывод Госкомитета по водному хозяйству, в котором указано, что «разрешения на проведение каких-либо работ на землях водного фонда в границах указанной земельной территории водохозяйственными организациями Комитета не выдавались».

При этом вышеупомянутый Владимир предоставил нам разрешение на работы того же Госкомитета аж до 31 марта 2016 г. Выяснять, произошел ли на каком-то этапе подлог документов, и кто предоставил неправильные заключения, должны правоохранители. Тем временем уже в ближайшие дни вода в кранах киевлян может превратиться в, мягко говоря, непригодную для пития.

Евгений Дикий, газета «Новая»

You may also like...