Финансовое мошенничество в Украине: богатое прошлое, большое будущее

Финансовые мошенники в Украине цинично пользуются финансовой безграмотностью наших людей, вопиющими недостатками системы регулирования финансовых рынков, вовлечением в финансовые мошеннические сферы мелких чиновников и безнаказанно опустошают карманы украинцев. Давно пора навести здесь порядок или хотя бы начать его наводить.

 

Так получилось, что в начале 90-х годов мне довелось работать в ведущих финансовых центрах Европы и мира. И, может быть, поэтому тогда ко мне часто обращались даже президенты и премьер-министры Украины (скажем прямо, далеко не глупые люди) с просьбой помочь оценить предложения финансовых проходимцев и мошенников относительно фантастически выгодных денежных (финансовых) схем для Украины. Особенно мне запомнилась первая встреча с группой «глобальных финансовых инвесторов с Востока», которые в 1991 году предлагали Украине 5 млрд. долл. на 10 лет под 1% годовых.

По просьбе тогдашнего премьер-министра я встретился с ними, хотя априори знал, что это — мелкие международные мошенники, но было интересно узнать, на чем они хотели заработать. В результате беседы стало понятно, что их заработок — на… командировочных расходах. Получив, например, письмо премьер-министра какой-либо развивающейся страны о готовности взять кредит под 1%, они потом просят оплатить им всего лишь перелет в первом или бизнес-классе, дорогую гостиницу и суточные. Взамен обещают чудо, т.е. затраты (риски) и результаты (доходы) — несоизмеримы!

В том конкретном случае за 30 тыс. долл. командировочных страна должна была получить 5 млрд. долл. всего под 1% годовых. Когда я спросил: «А какая ваша выгода?» — они стушевались, а потом пытались выглядеть филантропами… Позвонив премьер-министру, я сообщил, что, по моему мнению, это мелкие финансовые мошенники, заработок которых — командировочные расходы с надеждой, что на вашем письме они потом с какого-то банка дополнительно снимут еще одни «командировочные».

Приведу типичные приемы финансовых мошенников, с помощью которых они выманивают деньги как у премьер-министров, так и у простых граждан.

Вам предлагают «чудо» — неоправданно высокий доход за месяц, два, три… пусть даже год!

У вас культурно и неагрессивно просят деньги, причем быстро (завтра будет поздно).

В разговоре с вами употребляется большое число наукообразных терминов, из потока которых вы понимаете только два: ваш доход (который вы получаете очень быстро) и ваш вклад (который вы должны внести прямо сейчас — завтра будет поздно).

Как правило, финансовые мошенники много улыбаются, рассказывают сказки и выглядят демагогами.

В разговоре они дают вам понять, что у них никакого заработка нет, все идет на затраты, и что они вообще идеалисты и альтруисты, хотя сидят в дорогих офисах.

Если из пяти характеристик поведения финансовых мошенников у вашего визави проявляются три и больше — будьте бдительны!

Кстати, закончу воспоминания о тех «инвесторах» с Востока. Через несколько дней после разговора с ними я летел в Токио. В одном ряду со мной увидел знакомых «инвесторов», которые украдкой запихивали чашки, ножи, вилки и другую посуду себе в сумки, но были разоблачены стюардом и, покрытые позором, вернули украденные вещи…

Перед тем как перейти к феномену МММ в Украине, обратимся к истокам построения финансовых пирамид. Начало такого построения связано с именем Карла Понци, который в начале 1920-х годов управлял компанией по предоставлению кредитов жителям пригорода Бостона, США. Понци обещал своим вкладчикам 30% ежемесячно. В течение трех месяцев он выполнял свои обязательства, но на четвертый сумма привлеченных средств оказалась меньше, чем выплаты по процентам. В результате он был арестован и умер в нищете.

На сегодняшний день понятие «Понци-финансы» является общепринятым для обозначения финансовых пирамид. Заемщики могут выполнить свои обязательства по высоким процентным платежам, только получив новый кредит.

Поскольку во многих случаях процентная ставка достаточно высока (около 30—40% в месяц), для поддержания платежеспособности требуются все новые и новые денежные средства, которые зачастую привлекаются уже по более высокой процентной ставке. Первоначально многие вкладчики бывают настолько довольны высокими процентными доходами, что соглашаются на присоединение процентов к основной сумме долга.

Считается, что они «зарабатывают проценты на процентах». Но поскольку некоторые вкладчики получают свои процентные доходы наличными, такая схема может работать только до тех пор, пока объем снимаемых со счетов денежных средств меньше, чем их приток. Так описывают метод Понци Ч.Киндлбергер и Р.Алибер.

Здесь важно подчеркнуть три момента. Первый — организатор схемы заранее знает, что это пирамида, которая работает за счет манипуляции сознанием, финансовой безграмотности, а иногда алчности и благодаря фактическому содействию организатору ее участниками.

Второй момент — это мошенничество, т.е. уголовное преступление с целью захвата чужого имущества.

Третий — наличие таких схем дискредитирует правильные финансовые компании, которые выполняют общественно полезную функцию по привлечению капитала в реальный сектор экономики и получению пусть иногда небольшого, но стабильного дохода для простых инвесторов. Такие схемы и компании, их применяющие, не только разрушают бюджет украинцев, фондовый рынок, но и деморализуют общество.

В США малейший намек на «финансы Понци» (МММ — для стран бывшего СССР) вызывает проверки подозрительных компаний не только регулирующими органами, но и ФБР. Причем проверяются не только инвестиционные банки, но и созданные ими фонды, их аудиторы (без «своих» аудиторов такие схемы невозможно реализовать). Схемы закрываются, виновные наказываются, организаторы отправляются в тюрьму. Всем известного Медоффа с его пирамидой Понци в 2009 году приговорили к 150 годам тюремного заключения. Не так давно за такую же схему получил срок и сэр Алан Стэнфорд, которого обвинили в мошенничестве на сумму 8 млрд. долл.!

В отличие от США, МММ, и не только МММ, продолжают грабить украинцев. Проблема усугубляется тем, что, согласно гипотезе Мински (выдающегося экономиста), в период замедления экономического роста некоторые из финансовых компаний, принадлежащих к группе защищенных финансов (компании, зарабатывающие на выплату как процентов, так и капитала), переходят в группу спекулятивных финансов (компании, которые зарабатывают только на выплату процентов). В свою очередь, некоторые компании из этой группы оказываются в группе Понци.

По моему мнению, после кризиса 2008 года гипотезу Мински уже можно считать доказанной, она превратилась в закон Мински. В свою очередь, предложу собственную гипотезу: переход компаний из группы спекулятивных финансов в группу финансов Понци зависит от моральных качеств организаторов финансовых компаний. Финансисты без морали очень быстро превращаются в мошенников и воров, а те, у кого есть мораль, предпочитают быстрое и честное банкротство.

Среди финансовых компаний Украины, по моим оценкам, сейчас около половины так или иначе входят в группу финансов Понци. И если не поставить барьер на их пути, то за большим числом убыточных публичных фондов, которыми они «управляют» (если сказать правду, то они их грабят), по закону жанра, должно появиться еще большее число убыточных публичных фондов. За счет этих новых фондов частично будут выплачиваться хотя бы крохи тем, кого уже обворовали.

Кстати, это очень хороший критерий отнесения финансовых компаний к пирамиде Понци. Если такая компания закрывает свои старые публичные фонды с минусом (т.е. инвесторы не заработали, а потеряли деньги) и при этом открывает новые публичные фонды, — будьте осторожны, вас втягивают в построение финансовой пирамиды.

Автор: Александр Савченко «Зеркало недели. Украина» №21

You may also like...