Обеденный стол «пересічного» украинца завален… дерьмом
О продуктах питания, выложенных на прилавки наших магазинов, ходит немало страшилок. Одни лишь пресловутые Е-добавки чего стоят! На самом деле практически вся наша еда безопасна для здоровья. Но безопасность и качество — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Да, суррогат вместо сыра и месиво из сои и субпродуктов вместо колбасы вполне безопасны. И дешевы к тому же. Только вот на вкус — редкая гадость…
Берегитесь «акционных» сыров!
К примеру сложно в нашей стране купить нормальную сгущенку: в сладкой массе, которую подсовывают нам вместо нее, можно обнаружить что угодно, кроме молока. Даже цинковые белила. Причина в том, что чаще всего подделывают продукты, в которых можно заменить животные жиры более дешевыми растительными. Потому-то молочные продукты одними из первых попадают в «группу риска».
И наиболее сомнительные — сгущенка и сметана. Недавнее исследование, проведенное Центром независимых потребительских экспертиз «Тест», показало, что на наших прилавках есть продукты, которые, называясь «сметаной», представляют собой сомнительный коктейль из молочных и растительных жиров. Речь идет о сметанах «Веселая ферма», «Злагода», «Галичина» и «Щодня». В «Веселой ферме» его больше половины (66,4%), а в «Щодня» — 99%!
Неважно обстоят дела и с твердыми сырами. Год назад экспертиза не обнаруживала в них растительного жира, а в нынешнем на фальсификации попались два крупных представителя. В частности, растительный жир обнаружен в сыре «Российский» марки «Тульчинка». «В последнее время в магазинах появляется все больше продукции, продающейся под названием «сыр» по цене 25 грн за 1 кг и дешевле, часто с пометкой «акция», — говорит директор «Теста» Валентин Безрукий. — За низкой ценой, как правило, кроется не натуральный сыр, а так называемый сырный продукт. Вообще я считаю ошибочной погоню за низкокалорийными фитнес-продуктами, в которых мало жира. Из них просто убрали полезный жир, заменив… бесполезным».
Молочные реки, кефирные моря
Кроме сырного продукта, нам еще часто предлагают продукт кефирный. В классическом кефире, кроме молочнокислых бактерий, должны быть специальные кефирные дрожжи. Производитель же в целях экономии подсовывает покупателям под видом кефира обычный кисляк. А вот молоко долгого хранения, наоборот, вызывает у нас подозрения тем, что долго не скисает. Это на самом деле не страшно: если свежее молоко прошло ультрапастеризацию, оно действительно хранится хорошо, однако как узнать, что в пакете: свежее молоко или восстановленное из сухого? А никак. Пока технических возможностей проверить это нет.
Так, может, есть смысл покупать молоко на рынке? Уж там-то оно точно свежее? «Категорически нельзя! — предупреждает Валентин Безрукий. — Чтобы оно не скисало, на базаре в него добавляют соду. Крупный производитель не позволит себе такого (мы это будем тоже проверять). А вот продавцы на рынках (чаще всего перекупщики) заинтересованы, чтобы молоко простояло как можно дольше.
А кто контролирует его микробиологическую безопасность? Никто! В Германии, например, когда я спросил, как они покупают товары для тестирования на рынках, не поняли моего вопроса. Для них «рынок» — это рынок страны, к примеру. Базаров в нашем понимании там не существует. Вернее, они есть лишь в выходные: сам производитель приехал и продал то, что вырастил. А 7 дней в неделю работают разве что овощные рынки. Ничего продуктового больше не продается, и это очень здорово, потому что таким образом отсекаются недобросовестные посредники».
Колбаса из туалетной бумаги и рис под подозрением
С мясными продуктами проблем еще больше, чем с молочными. И все потому, что технологии фальсификации там давние, опробованные. Основная — добавление соевого белка. И что любопытно, если вы думаете, что в колбасе и в сосисках он есть, а в буженине, допустим, нет — ошибаетесь! «Даже в кусках мяса мы находим дорожки соевого белка вдоль мышечных волокон, — продолжает эксперт. — Как производитель это делает, пока непонятно!»
Между прочим, государство не может вмешаться и приструнить производителей соевых колбас. Оно, родимое, отвечает сугубо за безопасность продукта, но отнюдь не за качество. Колбаса из туалетной бумаги может быть омерзительной на вкус, но при этом… безопасной — и потому свободно поступать в продажу. Нельзя назвать опасной и так называемую мусорную еду, и фастфуд. Да, питаясь этой гадостью, можно заработать гастриты и ожирение. Но не помрете на месте — и слава богу.
Кстати, из мусорной еды самая сомнительная — крабовые палочки. «Нам так и не удалось понять, из чего они состоят, — пожимает плечами Валентин Безрукий. — Ну то, что крабов в них нет, это ясно. Но есть сомнения, что и рыба там есть. В лучшем случае сильно переваренные рыбьи остатки. А большая часть продукта вообще не подлежит идентификации».
Но какие же отечественные продукты можно считать действительно качественными? Водку, что не может не радовать. И хлеб наш хорош. Крупы, особенно гречневая. А вот что касается риса, то он в последнее время попал под подозрение. Директор НИЦ НПЭ «Тест» полагает, что пришло время проверить его на содержание ГМО. Рис — одна из самых распространенных в мире культур, и есть риск того, что его уже модифицировали.
Добавки — страшные и не очень
К слову, о ГМО: в каких продуктах эти добавки можно обнаружить? Оказывается, нет нужды просматривать все упаковки в поисках зеленого штампа «Не содержит ГМО» — в некоторых продуктах этой гадости нет по определению. «Что такое ГМО? Это модифицированный белок. Если белка в продукте нет, то и ГМО быть не может, — поясняет Валентин Безрукий. — Например, сахар: тростник или свекла могут быть модифицированными, но в самом сахаре ГМО не будет.
В воде его не может быть. В постном масле: сам подсолнечник модифицирован достаточно давно, но в конечном продукте ГМО не будет, потому как там белка нет. А вот в молоке и мясе белка много. Но даже если корова ела корма из генно-модифицированной кукурузы, в мясо и молоко трансгены не попадают. А вот если туда добавили растительный белок… В колбасных изделиях ГМО можно найти с наибольшей долей вероятности — ведь туда чаще всего добавляют посторонний белок.
А что же добавки, начинающиеся с «Е»? Они как раз вполне безопасны. Но вот на условия хранения продукта стоит обратить особое внимание. Бывает, в торговом зале скоропортящиеся продукты лежат и в холодильнике, и рядом на полках. Раскупили из холодильника — и туда потихоньку добавляют товар, уже успевший изрядно поваляться в тепле. Понятно, что качество его может быть сомнительным.
Еще стоит более дотошно относиться к названию. Маркетологи, подсовывая нам суррогаты вместо добротных продуктов, любят играть словами. Берете какое-нибудь «маслице» вместо обычного масла — наверняка в упаковке окажется спрэд (смесь растительных и животных жиров). А колбаса «Докторская плюс» — вовсе не знакомая с детства докторская колбаска, а совершенно иной продукт, сделанный по другой рецептуре. «Это тот случай, когда потребителя стараются «честно обмануть», — говорит Валентин Безрукий. — Ну а когда производитель делает откровенный фальсификат, тут доверяй не доверяй — все равно тебя обманут».
Что касается «проверенных» торговых марок, то и тут есть проблема — нестабильное качество продукта. Условно говоря, продукт, тестировавшийся в сентябре 2009 г., может соответствовать всем стандартам, а тот же продукт того же производителя, попавший под контроль в январе 2010-го, — уже нет. Наконец, если вы купили явно некачественный продукт, можете обратиться в организации по защите прав потребителя. Но! Если он не приобретен в сети магазинов «Метро»! Эта сеть работает только с юридическими лицами. А потребителем считается лишь физическое лицо! Ну и последнее: отправляясь в магазин, думайте головой! Не делайте спонтанных покупок — дороже обойдется.
Если в кране нет воды…
«…Ты к бювету не ходи!» — призывает руководитель «Теста» Валентин Безрукий. Если без колбасы и сыра прожить вполне можно, то без воды — никак. Потому-то ее качество будет поважнее качества продуктов. По словам г-на Безрукого, водопроводная вода, текущая из кухонных кранов, лучше, чем та, за которой некоторые любители здорового образа жизни ходят к бюветам. Конечно, и водопроводная вода — это, так сказать, не фонтан. «Однако она однозначно менее опасна, чем бюветная, — утверждает он. — Если вам хлор не нравится (а, собственно, кому он нравится?), просто наберите ее в открытый сосуд и дайте отстояться хотя бы час. Тогда весь хлор выветрится».
Безусловно, одномоментно улучшить качество водопроводной воды в большом городе — сложно и дорого. Тем не менее научный руководитель Одесского отделения Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности доктор медицинских наук Татьяна Стрикаленко предложила оригинальный и, что главное, недорогой проект, который бы мог решить проблемы питьевой воды. Компактные фильтры, которые устанавливаются на 1-2 жилых дома, могли бы обеспечить всех жильцов вполне приличной водой. Проект предоставили государственным чиновникам — но те пока никак не отреагировали. Так что самая безопасная на сегодня питьевая вода — покупная, бутилированная.
Что делать? Три шага к счастью
Хотя сказать, что с украинскими продуктами питания дела обстоят из рук вон плохо, нельзя, ситуация все равно пока далека от идеала. Однако для того, чтобы украинцы питались сплошной вкуснятиной, нужно сделать три несложных шага, убежден Валентин Безрукий. Первый — ввести в стране нормы ЕС для пищевых продуктов. Не адаптировать европейские стандарты к украинским условиям, а именно полностью перейти на них.
В качестве примера того, насколько нынешние украинские нормы могут отличаться от европейских, можно привести подсолнечное масло. Украинские нормы учитывают химический состав самого масла. А в странах ЕС упор делают на нормы загрязнителей, которые могут попасть в продукт в процессе изготовления, таких, например, как бензопирен. Экспертизы, проведенные центром «Тест» в 2003 г., обнаружили очень большое превышение норм содержания этого канцерогена в отечественном подсолнечном масле. С тех пор ситуация улучшилась, но результаты совсем недавней экспертизы все равно вывели на чистую воду трех производителей. Эти результаты будут обнародованы на днях, и мы обязательно о них расскажем, тем более что грязное масло есть на наших прилавках. Попутно заметим: продукт, который идет на экспорт, производители очищают дополнительно.
Второй шаг к улучшению качества продуктов — рыночный контроль. Он производится с помощью анонимных покупок товара и проверок его за счет государства. Если товар не соответствует стандартам качества, он снимается с прилавков и утилизируется, а на производителя налагается крупный штраф. Да такой, чтобы «черная» прибыль от фальсификации продуктов не шла ни в какое сравнение с ним.
Наконец, третий шаг — деятельность негосударственных организаций по защите прав потребителя. Подобные организации есть в странах Западной Европы. Да и у нас имеется тот же Центр независимых потребительских экспертиз «Тест».
Людмила Заглада, газета Новая
Tweet