Дело «Харьковского стрелка»
Чем больше времени проходит после того июльского вечера, когда погиб старший сержант милиции Сергей Евлахов, тем большим количеством различных фактов обрастает эта трагедия. Подавляющая их часть является тайной следствия. Но некоторые детали уже озвучены. Например, уже можно рассказывать о том, как в руки к Артему попал автомат (АКСУ), из которого он стрелял в милиционера. Оказалось, он вместе со своим отцом восстановил это оружие из макета.
— Отец этого парня признал, что изготовил оружие, — говорит начальник УМВД города Харькова Александр Баранник. — Переделал в нем газовую камеру, ствол, механизм, чтобы из него можно было вести автоматический огонь…
Эти утверждения следствию еще предстоит доказывать. Пока отец Артема пишет многочисленные жалобы на то, что признания из него «выбивались». Сам Артем утверждает: отец лишь «помогал выдавить штифт из ствола и зажимать тиски». И не знал, что позднее автомат был восстановлен. Хотя и не до конца.
Потому на Алексеевке Артем стрелял быстро, но одиночными выстрелами. На следующий день у себя дома он вел огонь из обычного ружья «Сайга» (тоже, кстати, очень похожего на автомат Калашникова) патронами 12 калибра, заряженными крупной дробью. А выбор у «стрелка» был велик: кроме трех зарегистрированных на отца Артема охотничьих ружей, у них хранилось еще около двух десятков макетов различного оружия — АКСУ, пистолета Стечкина, нагана, пистолета Макарова…
Все это, как говорят знающие люди, можно легко найти и приобрести через Интернет. А еще в Сети можно найти детали почти любого оружия. Вроде как, разрешенного к продаже. Но, по намекам, любого. Включая «копанки» — боевые стволы времен Великой Отечественной войны. По словам адвоката Артема Егора Семенова, его подзащитный увлекался коллекционированием оружия, учился стрельбе и принимал участие в соревнованиях по практической стрельбе, которые в апреле 2010 года проходили в Светловодске.
Практическая стрельба не входит в список существующих видов спорта. В отличие от стендовой или пулевой стрельбы, стрелки здесь отрабатывают навыки выхватывания пистолета из кобуры, стрельбу в движении, лежа, полулежа… Говорят, хорошо натренированные в практической стрельбе люди за пару секунд могут попасть в шесть мишеней. Артем до такого совершенства не дошел. Но тренировался. В том числе, по методике «тренера героев» Вадима Шлахтера, которую он почерпнул из его книг «Человек-оружие», «Как поиметь мир» и других.
Воспитание «сверхчеловека»
Вадим Шлахтер — кандидат психологических наук, мастер спорта по пулевой стрельбе и боевому самбо «наблюдает за тем, как ком биомассы, именующий себя человеком, трансформируется в нечто великое, прекрасное и совершенное». На его тренингах «пули летят над головой, а человек говорит себе: «Я бессмертный, я же говорил себе, что всегда побеждаю, я — сверхчеловек». Оружие «тренер героев» считает обязательным атрибутом своих учеников.
«Чем свободный человек отличался от раба во времена всех народов? — рассуждает Шлахтер. — Клинок на поясе, любое оружие — меч, кинжал или шпага — вот отличие… Людей к милитаризму надо приучать с детства… В нашей стране после войны людей стали бояться, стали отбирать у них оружие. Ведь до 1946 года каждый мог таскать пистолет. Почему кавказец с кинжалом ни у кого не вызывает недоумения? Как и узбек или киргиз с ножом? Добро должно быть с кулаками, а в наше время — с автоматом…». Вот Артем и прихватил с собой автомат.
— По одной из версий обвиняемого, он шел на Алексеевку, чтобы «избить негра или китайца, чтобы скинхеды приняли меня за своего», — отмечает Егор Семенов. — И учитывая, что иностранцы бывают не хилые (а Артем худой и не очень высокий — примерно 178 сантиметров), он прихватил с собой газовый баллончик «Кобра» и заряженный АКСУ…
Скинхеды оказались для Артема весьма близкими по духу. Ведь они тоже, почти как и Шлахтер, проповедуют идеологию силы — «чтобы нас боялись, чтобы никто не был спокоен, выходя на улицу или сидя у себя дома у батареи и выжирая очередную бутылку водки».
Настоящий скинхед должен уметь смастерить взрывное устройство, изучать ножевой бой, методику выживания в условиях гражданской войны, в лесах, боя в городских условиях… Чтобы поближе познакомиться с настоящими скинхедами, Артем выезжал (в Украине таких, к счастью, нет) в Россию — в Москву и Нижний Новгород.
При этом выяснилось, что организации скинхедов весьма законспирированы. Никто в них не знает настоящих имен и адресов друг друга. Только прозвища. И никаких близких контактов — встретились, сходили на футбол или на «акцию» и разошлись. Сейчас Артем говорит, что разочаровался в этом движении. Хотя раньше думал, что «скинхеды хотят блага для народа, равенства для всех людей, чтобы не было слишком бедных и слишком богатых, чтобы пришлые не занимали наши рабочие места или жилье».
Артем утверждает, что скинхеды принимали его за своего. Хотя «стрелок» не имеет классического вида «скина» — выбритая до блеска голова, черный «бомбер» — широкая тяжелая куртка, темные джинсы с подвернутыми штанинами и тяжелые ботинки — «гриндера». Впрочем, фирменные ботинки стоят недешево, поэтому скинхеды чаще ограничиваются военной обувью. Такая одежда помогает защититься в драке и существенно утяжеляет удары.
С другой стороны, по ней «скина» могут легко узнать правоохранители. Кстати, возвращаясь к роковому вечеру на Алексеевке, отметим, что внимание патрульных к Артему привлекли белые перчатки и плотная, явно не для жаркой погоды, одежда. Так куда же держал свой путь молодой человек в перчатках и с автоматом в сумке? Позднее он скажет, что шел в лес тренироваться. В темноте? Впрочем, коллиматорный прицел на его АКСУ позволяет прицельно стрелять и при очень плохом освещении.
Линия защиты
— Когда мне предложили заняться этим делом, я даже не раздумывал, — говорит адвокат Егор Семенов. — Что ни говори, это самое резонансное в Харькове за последнее время уголовное дело. Было еще и любопытство… Но теперь это дело полностью меня поглотило. Перспективы для моего подзащитного? Сложно будет найти смягчающие обстоятельства, которые могли бы позволить надеяться не на пожизненное лишение свободы, а «только» на 15 лет. Хотя, если отвлечься от содеянного Артемом, мы увидим весьма приличного и не глупого молодого человека.
Он абсолютно не корыстный, не пьет и не курит, азартными играми не увлекается, хорошо учился в школе и институте. Кстати, он просил узнать, «можно ли на зоне максимального уровня безопасности (раньше он назывался «особым режимом») получить дистанционное второе высшее образование. По просьбе Артема я купил и привез ему книги — Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, сборник речей адвокатов, чьи подзащитные совершили умышленное убийство, три книги фантастики и «День Шакала»…
Сам Артем объяснял свои действия путанно. Вроде бы он не помнит, что делал на Алексеевке и как там оказался. А в милиционера начал стрелять, потому что испугался, когда тот достал пистолет. Стрельба в доме на Сортировке? Когда Артем был мальчишкой и их семья жила в Лозовой, к ним в дом однажды пытались вломиться какие-то люди. Вроде бы именно тогда у него появилась мечта иметь собственное оружие, чтобы в случае опасности защитить себя и своих родных. Артем утверждает, что утром, во время второй перестрелки, спал. Разбудил его настойчивый стук в дверь.
Он вскочил, открыл сейф с оружием, схватил первый попавшийся ствол и зачем-то полез на чердак. Потом спрыгнул оттуда вниз, забежал в свою комнату, увидел двух вооруженных мужчин. Обвиняемый утверждает, что не знал, что они из милиции — оба в штатском, удостоверений он не видел. Начал стрелять. Говорит, «старался попасть по конечностям, намерений убить не было». Сотрудники милиции свидетельствуют, что Артем не только стрелял, но и пытался драться. Однако с простреленным легким это было уже тяжело.
Артем по всем статьям подходил под разрешение на приобретение оружия
Эксперты предполагают, что после парламентских каникул Верховная Рада примет законопроект «Об обороте оружия невоенного назначения», который уже прошел первое чтение. После этого желающие приобрести огнестрельное оружие «для личной защиты» смогут это сделать, предоставив в органы внутренних дел по месту жительства соответствующую медицинскую справку и копии своих документов, а также оплатить услуги по выдаче разрешения.
Гражданам, которые будут покупать оружие впервые, потребуется также справка, что они знают материальную часть оружия и правила обращения с ним. Правда, одновременно будет усилена ответственность за хранение незарегистрированного оружия.
Сегодня у наших сограждан одних только охотничьих ружей зарегистрировано почти 790 тысяч стволов. 78 тысяч из них — карабины. Травматическое оружие с резиновыми пулями сейчас имеют более 200 тысяч человек. К тому же, есть еще и владельцы холодного и газового оружия. Миллион вооруженных людей — целая армия.
А армия, как известно, состоит не только из трезвых и законопослушных. И даже самые лучшие справки ничего гарантировать не могут. Кстати, в прошлом году Артем получил все документы (включая справку от психиатра), необходимые на получение разрешения для покупки травматического оружия. Но за этим разрешением по каким-то причинам не пришел.
Фото ЦОС ГУ МВДУ в Харьковской области.
Аркадий Генкин, газета «Время»
Tweet